Анатолий Палько:
О том, почему самолеты не летают так,как птицы

Анатолий Палько, летчик гражданской авиации:
– Безопасность полетов никак не связана с количеством авиакомпаний в государстве или с числом воздушных судов у каждой компании. И эмоциональная реакция на последние события – катастрофу Як-42, другие происшествия – может скорее навредить, чем положительно повлиять на деятельность авиации. А решение государства явочным порядком укрупнить и оставить на российском рынке 10–15 авиакомпаний поставит под удар отдаленные регионы, приведет к потере рабочих мест.
Мое личное мнение на происходящее в отрасли основано на опыте работы в ней с 1970 года. Был свидетелем и бурного расцвета гражданской авиации, и периода растерянности и неопределенности, когда выживали не благодаря, а вопреки. Теперь интегрируемся в мировое авиационное сообщество. Магистральные авиакомпании практически завершили обновление самолетного парка. Предпринимались попытки модернизировать систему управления в отрасли, выстроить систему норм и правил, подогнав их под нынешнюю экономику. Но, на мой взгляд, не все получилось.
Во-первых, нет четких норм и требований, регламентирующих деятельность авиационно-транспортной системы. Документы разных эпох вносят сложности в управление, иногда противоречат друг другу, не учитывают условия рынка. Во-вторых, недостаточно организован контроль соблюдения этих норм и требований.
Скажем, принято решение запретить полеты отечественных самолетов как устаревших. Все профессионалы знают, что отечественные самолеты достаточно надежны и адаптированы к тем условиям, в которых приходится выполнять полеты. Но у них повышенный расход топлива, попроще интерьер, ненавязчивый сервис во время полета… И рынок рано или поздно заставит авиакомпании реагировать на конкурентную среду. Именно с этим столкнулись магистральные авиакомпании, и теперь мы летаем на зарубежных самолетах. А отечественный авиапром в результате погиб.
Это про технику. А еще о людях довольно редкой профессии. Недостатки государственного управления в условиях перехода к рыночной экономике привели к снижению количества и качества авиационных специалистов. Забывается советская школа подготовки, заслуженно считавшаяся лучшей в мире…
Безопасность полетов – это качественная характеристика, которой всегда придавалось большое значение. Но безопасность полетов и экономика – антагонисты. И к этому вопросу в условиях рынка требуются новые ответственные подходы, использование зарубежного опыта. Это очень непростая, но необходимая работа, к которой приступает авиация, я говорю о системе управления рисками, безопасностью полетов. Тут нужны современные способы, и, я надеюсь, переход к ним позволит вести разговоры на более приятные темы.
Хочется верить, что сбалансированный и ответственный подход к развитию отечественной авиации позволит гордиться ее успехами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =