Фото: Артем Изофатов
Состоялось очередное и последнее собрание нынешнего состава Общественного совета при УФНС России по Томской области. Три года общественники честно исполняли свой гражданский долг, и вот на смену им приходит новый состав. На прощание встречу провели нетрадиционно – в виде экскурсии по новому офису городской инспекции на пр. Фрунзе, 103. А закончили финальный раунд в ведомственном музее.
Прямо скажем – впечатляет. Весь этот европейский шик и есть налоговая?! Вот этот простор и прохлада? Когда на улице +34!
– Мы все операционные залы переодели за три года в фирменный стиль. За ним – комфорт, удобство и качество обслуживания. Времена, когда пугали налоговой инспекцией, уходят в прошлое. Мы хотели, чтобы это отразилось и здесь, – говорит, встречая гостей, начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Томской области Марина Бакулина. – В этом помещении обслуживаются физические лица – самая беспокойная категория плательщиков, и индивидуальные предприниматели.
Сейчас в зале малолюдно. Но, когда приходит пора сдачи деклараций и платежей по имущественным налогам, картина совсем другая. Здесь обслуживаются более 560 тыс. физических лиц и 12 тыс. ИП. Естественно, этот зал самый большой. Экскурсию по нему проводит заместитель начальника инспекции по городу Томску Инна Криченяк.
– У нас всё для удобства посетителей, – рассказывает Инна Николаевна. – Зона встречи, администрирования, заполнения документов, информационная… Есть зона самообслуживания – семь компьютеров, через них можно зайти в «Личный кабинет». Зона ожидания – удобные диванчики. И 17 окон в зоне обслуживания. Действует электронная система управления очередью. В пиковые моменты привлекаем кабинетных, как мы их называем, специалистов. Да и в самих кабинетах тоже ведем прием. Если с накалом страстей не справляемся – с января по апрель у нас бывает до 1?200 плательщиков в день, на подмогу выходят сотрудники центральной инспекции. Работаем без перерыва на обед и выходных.
По регламенту время ожидания не должно превышать 15 минут, в отчетные периоды – 2 часа, но реально ждут 30 минут максимум. А в среднем по области – 11 минут. На сроки нареканий нет. Время ожидания отслеживают начальники отделов, руководство инспекции и центральное управление. Плюс обратная связь с налогоплательщиками.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Падерин уточняет, эффективна ли система анкетирования. Налоговики признают – не слишком. Если человек удовлетворен, он ничего писать не будет. Особо разгневанные найдут способ выразить свои чувства и без анкетирования. К тому же зачастую негатив вообще никак не связан с качеством обслуживания. Может, человеку денег жалко. Или (и) настроение плохое…
– Нужно найти другие критерии оценки, – говорит бизнес-омбудсмен. – За рубежом анкетирование успешно применяется, но у нас не идет. Причем это констатируют разные контролирующие органы.
Падерин спросил, учат ли инспекторов общаться с трудными клиентами. Да, проводят психологические тренинги… Интересуется омбудсмен и взаимоотношениями налоговиков с Пенсионным фондом.
Член Общественного совета профессор Владимир Сырямкин обращает внимание – большинство инспекторов дамы. «Ой, что вы, к нам нынче пришло сразу четверо парней!» – отвечают ему. Разгорается небольшой спор: действительно ли налоговик – женская профессия.
Конечно, не обошлось и без вопросов о зарплате. Она у налоговиков совсем не высокая. Старший инспектор получает 19–20 тыс. рублей. Ну и премию, если заслужил. И дополнительный отпуск. И стабильность, разумеется. «Лучше 20 всегда вовремя, чем 50 неизвестно когда, – философски замечает еще один член совета – директор «Рекламного дайджеста» Иван Пилевин. Так что кадрового дефицита в инспекции нет.
Наступает пора прощаться. Еще раз в таком составе эти люди вряд ли соберутся. Но настроение у всех хорошее. «Пора в музей», – напоминают хозяева. «Да вроде бы нам еще рановато», – шутят члены совета. Теперь уже – с приставкой экс.