Очередной скандал с программой расселения аварийного жилья разгорелся в Стрежевом

кирпич

В декабре 2014 года шесть десятков семей Стрежевого должны были заселиться в новый четырехэтажный дом, построенный в рамках федеральной программы расселения ветхого и аварийного жилья. Однако новоселье пришлось отменить, так как дом до сих пор не построен. По состоянию на март 2015 года его готовность составляла менее 50%. Дом возводит компания «Томскоблстрой», но в срыве сроков строительства обвиняют друг друга администрация города Стрежевого и омская компания «Атлант».

Финиш на старте

В столице томских нефтяников ООО «Научно-производственное объединение «Атлант» появилось в сентябре 2013 года благодаря тому, что на сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru администрация Стрежевого разместила информацию о конкурсе на строительство двух малоэтажных домов. Финансирование этого строительства осуществляется в рамках региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2013–2017 годах.

– Мы целенаправленно стараемся работать по федеральным программам. Там устойчивое финансирование, четкие правила и жесткий контроль со стороны федерального центра, который снижает риски конфликтов с местными властями, – говорит начальник службы безопасности «НПО «Атлант» Юрий Шарабарин. – В данный момент мы строим около десяти объектов по всей стране, от европейской части до Дальнего Востока, и никаких проблем нигде нет. А вот в Стрежевом мы споткнулись, несмотря на весь свой опыт… Хотя начиналось там вроде бы все нормально.

Конкурс на строительство двух домов омичи выиграли, и администрация Стрежевого заключила с ними муниципальный контракт. Первый дом по адресу: 4-й микрорайон, д.?446, на 64 квартиры нужно было сдать 30 декабря 2014 года. Цена контракта составила 95 млн рублей (при начальной цене тендера 98,6 млн).

На месте будущего дома появился ограждающий забор, был вырыт котлован, сделано свайное поле для фундамента – в общем, закипела стройка. Но в апреле 2014 года контракт неожиданно был расторгнут по соглашению сторон. Стройка остановилась, и по городу поползли слухи, что омская фирма бросила объект и ушла из Стрежевого.

Злостные нарушители

Городские чиновники заявили, что омская фирма ушла не по своей воле, с ней пришлось расстаться из-за нарушения сроков строительства. В интервью Стрежевскому телевидению начальник отдела содержания муниципального жилищного фонда, благоустройства, строительства и капитального ремонта администрации Стрежевого Елена Тоцкая пояснила ситуацию следующим образом: «По программе строительства 2013–2014 годов было заключено три муниципальных контракта на строительство трех жилых домов по адресам: ул. Кедровая, 77, 4-й микрорайон, дом 446, и ул. Кедровая, 75. На ул. Кедровой, 77, строит наш местный подрядчик «Регион-Строй», на этом доме дела у нас идут нормально. На двух других домах подрядчиком выступала омская фирма. Очень долго мы с ними вели претензионную работу по поводу просрочки выполнения работ на объекте, нарушения графика работ, получали от них гарантийные письма на всем протяжении, что догонят, наверстают график. Но в апреле мы приняли решение о расторжении контрактов с этой фирмой, потому что ждать уже некуда, время уходит. На сегодняшний день пошли по другой схеме: в настоящее время объявлены аукционы на аренду земельных участков для строительства жилых домов. У фирмы, которая возьмет в аренду земельные участки и будет строить жилые дома, администрация будет покупать квартиры».

В этом объяснении стоит заострить внимание на двух ключевых моментах: омичи злостно нарушали график работ, поэтому пришлось пойти по какой-то другой схеме, связанной с аукционами по аренде земельных участков. Кроме того, в том же интервью Елена Тоцкая упоминает о контрактах на строительство еще пяти домов, три из которых будут строить местные подрядчики, а два – томская фирма «Томск­облстрой». Вот эта томская фирма и стала главным камнем преткновения между омскими строителями и стрежевской администрацией.

Роковая ошибка

По словам Юрия Шарабарина, впервые об ООО «Томскоблстрой» омичи услышали от чиновников стрежевской администрации.

– Нам, скажем так, было настоя­тельно рекомендовано заключить контракты на проведение изыскательских работ и выполнение проекта с «Томскоблстроем», – рассказывает начальник службы безопасности омской компании. – Брать эту организацию в субподрядчики мы не хотели, так как могли бы и самостоя­тельно выполнить работы, но решили не ссориться с местной властью и пошли на сотрудничество с ООО «Томскоблстрой». Что и стало нашей главной ошибкой.

В начале октября 2013 года «Атлант» заключил с «Томскоблстроем» договор субподряда на проведение изыскательских, а в конце октября – на выполнение проектных работ. Готовый проект «Томскоблстрой» должен был представить омской компании 25 февраля 2014 года. Но это уже с положительным заключением государственной экспертизы, а сами проектные работы должны были быть выполнены к 10 декабря 2013 года.

Несмотря на то что оплата от заказчика за изыскательские работы поступила «Атланту» только 5 февраля 2014 года, перед «Томскоблстроем» у НПО задолженности не было. За изыскательские работы «Атлант» полностью рассчитался в октябре 2013 года двумя практически равными платежами: авансовым и основным. 1 ноября 2013 года из собственных средств уже был выплачен аванс за проектные работы, так же как и за изыскательские.

Началось ожидание проекта, строить без которого нельзя. Но ни 10 декабря, ни 25 февраля, ни позже никакого проекта от «Томск­облстроя» омские строители так и не получили.

А в это время стрежевская администрация требовала от омского генподрядчика строгого соблюдения графика строительства и скрупулезно фиксировала малейшие нарушения. Чтобы наверстать график, «Атлант» начал забивку свайного поля по типовому проекту. Но омичам это не помогло.

– Стрежевских чиновников не волновали наши проблемы с проектом, который мы оплатили, но который рекомендованная ими компания не сделала, – досадует Юрий Шарабарин. – Более того, нам было предложено заключить с «Томскоблстроем» договор субподряда на строительство дома. В противном случае один из руководителей администрации грозил за срыв графика внести «Атлант» в список недобросовестных строителей, которым запрещено участвовать во всех российских аукционах. Мы поняли, что работать в Стрежевом нам не дадут, и согласились расторгнуть контракт.

Только в конце апреля «Томск­облстрой» прислал омичам акты приема-передачи выполненных проектных работ. Но без самого проекта, который, впрочем, к тому времени был уже и не нужен, так как контракт на строительство дома был расторгнут 22 апреля.

Волшебные аукционы

Самые удивительные события стрежевской истории начались 19 апреля 2014 года, за три дня до расторжения контракта с омичами. Городская администрация разместила на сайте torgi.gov.ru извещение об аукционе на продажу права на заключение договора аренды земельного участка по адресу: 4-й микрорайон, дом 446. То есть предыдущий контракт на строительство официально еще не расторгнут, а земельный участок, который находился в аренде «Атланта» до 30 декабря 2014 года, уже снова выставлялся на аренду!

В аукционе побеждает… ООО «Томскоблстрой». Но и это еще не главное чудо. Самое настоящее волшебство произошло в июле 2014 года, когда администрация Стрежевого провела открытый электронный аукцион на право участия в долевом строительстве многоквартирного дома в Стрежевом. Да, да, того самого. Правда, на этот раз начальная цена контракта составила 101 млн рублей.

А вот теперь главное чудо: администрация установила в документации об аукционе требование о наличии договора аренды земельного участка, который… ранее был предоставлен ООО «Томскоблстрой»! То есть участвовать в этом конкурсе могли все желающие, если, конечно, у них есть в аренде участок по данному адресу. Но так как таких почему-то много не нашлось, единственным участником и победителем аукциона стал «Томск­облстрой».

Помните заявление Елены Тоцкой о какой-то другой схеме, основанной на аренде земельных участков? А ларчик просто открывался: если раньше договор об аренде земельного участка заключался с победителем аукциона на строительство, то теперь наоборот: контракт на строительство достался победителю аукциона на аренду земельного участка.

Омичей подобный поворот событий чрезвычайно изумил. Они поняли сразу несколько вещей. Во-первых, при таких чудесах у них изначально практически не было шансов нормально построить дом. Во-вторых, надо было учесть печальный опыт компаний из Новосибирска и Хабаровска, у которых тоже не получилось возвести дома в Стрежевом. И, в?третьих, теперь оплаченный ими проект и забитое ими свайное поле достанутся «в наследство» той самой фирме, из-за которой у них сорвался муниципальный контракт.

Такого унижения омские строители не перенесли и начали судебные тяжбы с администрацией Стрежевого и «Томскоблстроем».

«Атлант» начинает и…

Первый суд «Атлант» проиграл. Он пытался истребовать с «Томск­облстроя» компенсацию за упущенную по вине томской фирмы выгоду. В сентябре 2014 года Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении иска на том основании, что из условий договора на выполнение проекта «невозможно определить дату согласования объема выполняемых работ». А так как сами проектные работы все же были выполнены, пусть и в апреле, то «Томскоблстрой» не несет ответственность за срыв контракта «Атланта» с администрацией Стрежевого.

Но руководители омской компании не отступили. Они обратили внимание на еще один пикантный момент: несмотря на потерю нескольких месяцев, в июльском аукционе значился тот же самый срок сдачи дома – декабрь 2014 года. Сразу было понятно, что за четыре месяца построить дом под ключ «Томскоблстрой» не успеет. И вот вопрос: будет ли стрежевская администрация так же сурово наказывать его за срыв графика строительства, как омскую компанию?

Очень скоро выяснилось, что к новому подрядчику стрежевские чиновники относятся весьма лояльно. Даже когда «Томск­облстрой» открыто признал, что к декабрю 2014 года построить дом в любом случае не успеет, администрация Стрежевого не стала применять штрафные санкции за нарушение сроков.

Омичи подали в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области жалобу на действия администрации городского округа Стрежевой при проведении июльского аукциона на строительство дома. Томское УФАС установило, что аукционная комиссия администрации Стрежевого необоснованно допустила к участию в аукционе ООО «Томск­облстрой», поскольку участник не предоставил в составе заявки проектную декларацию.

По результатам рассмотрения дела Томское УФАС планировало обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении договора, заключенного с нарушением антимонопольного законодательства, а также в ближайшее время решить вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Однако обращения в суд по поводу расторжения контракта в тот раз так и не последовало.

Бои с переменным успехом

ООО «НПО «Атлант» обратилось также в Арбитражный суд Томской области с иском к администрации Стрежевого с требованием возместить 3,8 млн рублей, затраченных на выполненные в рамках контракта работы. Администрация Стрежевого не отказывалась от возмещения затрат, но оценила затраты «Атланта» в 2,1 млн рублей. В феврале 2015 года суд удовлетворил иск омской компании и обязал стрежевскую администрацию выплатить 3,8 млн рублей.

Стоит отметить, что эти средства могут быть взяты только из бюджета Стрежевого, а «Томск­облстрой» заключил контракт на всю сумму без вычета затрат на проект и выполненные работы. Впрочем, в конце марта администрация Стрежевого подала апелляцию на решение Арбитражного суда Томской области, и теперь дело будет рассматриваться в Седьмом арбитражном апелляционном суде.

Кроме того, сейчас Томское УФАС вновь рассматривает дело о нарушениях при заключении и выполнении контракта на строительство злополучного дома. Но на этот раз в отношении обеих сторон – администрации Стрежевого и ООО «Томскоблстрой». Первое заседание прошло 26 марта, однако рассмотрение дела было перенесено.

– Подозрения о нарушениях в ходе торгов у нас появились еще при рассмотрении первого дела, поэтому мы возбудили новое дело, уже по другим основаниям, – сообщил «ТН» заместитель руководителя Томского УФАС Игорь Бутенко. – Заявление «Атланта» о том, что администрация навязала ему договор субподряда с «Томскоблстроем», доказать практически невозможно, представители администрации Стрежевого данный факт отрицают. Но мы задавали вопрос о том, почему они не наказывали «Томск­облстрой» за нарушение графика работ так же строго, как в свое время «Атлант». Представители администрации обещали предоставить нам документы о том, что и «Томскоблстрой» они также постоянно за это дергали. Но пока все это на уровне разговоров. Рассмотрение дела мы перенесли именно потому, что ожидаем, что в следующий раз нам будут представлены все документы.

Золотые сваи

Администрация Стрежевого не считает, что сроки строительства дома сорваны.

– В октябре 2014 года в областную программу расселения аварийного жилья были внесены изменения, согласно которым срок сдачи этого дома перенесен на четвертый квартал 2015 года, – пояснил начальник отдела жилищной политики стрежевской администрации Дамир Салихов. – Что касается омской компании, то она нарушала не только сроки проектирования. Они возили сваи из Омска на машинах. Это догадаться надо! По 12 свай в грузовике они бы три года возили, там 400 свай в одном доме. Поэтому с ними и расторгли контракт. Они все сроки срывали, проблема была не в проектировании, а в них самих. Все остальные причины надуманные.

Дать более подробный комментарий Дамир Салихов отказался, сославшись на то, что судебный процесс с «Атлантом» еще продолжается, и пообещав дать комментарии после решения суда.

– Зачем сваи из Омска возить? – удивляется Юрий Шарабарин. – Они бы золотыми для нас вышли! Из Нижневартовска мы их возили. Какой смысл удорожать строительство, если сумма контракта от этого не увеличится? Что касается перенесения срока сдачи дома на конец этого года, то в контракте остался прежний срок – 30 декабря 2014 года. А контракт имеет большую силу, чем региональная программа. Впрочем, сейчас в Томск едет из Москвы комиссия Госконтроля, которая проверит все эти контракты на соответствие законодательству.

Чем окончится тяжба по поводу недостроенного дома, пока неясно. Но одно можно сказать совершенно точно: чем больше в регионе громких скандалов, связанных с выполнением федеральных программ, тем меньше шансы этого региона на получение федерального финансирования.

В январе 2015 года этот дом в Стрежевом должен был принимать новоселов. Однако он до сих пор стоит даже без крыши
В январе 2015 года этот дом в Стрежевом должен был принимать новоселов. Однако он до сих пор стоит даже без крыши

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + девять =