Очистительный огонь с берегов Невы

Мариинка подарила томичам и коллегам-музыкантам незабываемый ноябрьский вечер

Когда первые зрители только-только входили в БКЗ на вечерний концерт, самолет с именитыми пассажирами едва коснулся обновленной полосы в аэропорту Богашево. Вылетев с часовым опозданием из Санкт-Петербурга, музыканты вынужденно задерживали запланированное выступление в Томске. Немудрено, что, буквально сойдя с борта авиалайнера, они практически на ходу расчехляли привезенные инструменты и переодевались в сценические костюмы. Из-за объективной задержки на ходу менялась и концертная программа, одни ноты сменялись другими.

Билет от благодарных пациентов

Тем временем в фойе становилось все многолюднее. В этот раз зрители на входе протягивали контролерам не только билеты и пригласительные, но и QR-коды о вакцинации. Судя по количеству собравшейся публики, дело шло к аншлагу, учитывая шахматную рассадку.

Как правило, большинство зрителей пришли парами или небольшими группками. Тамара Синяева давно мечтала попасть на концерт Валерия Гергиева, и вот ее заветное желание близко к исполнению, а для приятной компании пришла в БКЗ со своей подругой.

В предвкушении встречи с классической музыкой под управлением знаменитого маэстро и кардиолог из НИИ кардио­логии Анна Львова. Молодой доктор пришла со спутником: парой билетов на этот концерт ее отблагодарила одна из пациенток.

– Раньше я занималась в музыкальной школе, в детстве побывала в Большом театре, Мариинке, – с удовольствием рассказывает Анна Борисовна. – И сейчас частенько выезжаем в Новосибирск на оперу, балет, но на Гергиева пришли впервые.

Супруги Екатерина и Юрий Ларины уже давно считают себя искушенными слушателями классической музыки. О концерте молодые люди узнали через знакомых, и вот они здесь.

– В этом году мы были на его выступлении в рамках Пасхального фестиваля у нас в Томске – до сих пор вспоминаем, – делится впечатлениями Екатерина. – Это такая максимальная планка, которая с годами не меняется. Мощную музыку симфонического оркестра под руководством маэстро можно слушать бесконечно. Лично меня это всегда завораживает.

По словам томички, у них с мужем нет особых фаворитов среди русских или зарубежных композиторов. Они слушают все, стараясь приобщаться к культуре, потому что в сегодняшнее время увидеть и услышать настоящее искусство становится все сложнее. Слишком много вокруг пены и агрессивной пошлости.

От вашего зала – нашему

Первым из аэропорта в БКЗ приехал Валерий Гергиев. Встретив и разметив маэстро у себя в кабинете, директор Томской филармонии Наталия Чабовская вышла в фойе на разведку обстановки. Она, как и весь коллектив Томского академического симфонического оркестра, еще не отошла от недавних гастролей в Москве и Санкт-Петербурге:

– Мы выступали в лучших акустических залах страны – в Московской филармонии, в «Зарядье». Наш оркестр находится в полном восторге, ведь, едва вернувшись домой, мы встречаем у нас знаменитых музыкантов с Валерием Гергиевым. К сожалению, на нашем выступлении в зале «Мариинский-3» его не было, он в это время дирижировал на основной сцене театра, но маэстро пришел после концерта, встретился с Денисом Мацуевым, Михаилом Грановским, с оркестром.

По словам руководителя филармонии, когда музыканты такого уровня приезжают и поздравляют региональный коллектив с юбилеем (нашему симфоническому – 75!), а вместе с ним и публику, это уже о многом говорит, и прежде всего о личных контактах главы региона Сергея Жвачкина и Валерия Гергиева. Кроме того, между Томском и Санкт-Петербургом налажены многолетние музыкальные и научные связи.

Именно о них рассказал в своем обращении-поздравлении юбилярам народный артист РФ Валерий Гергиев. Он напомнил, что Томский симфонический оркестр был рожден и организован при весьма интересных обстоятельствах. Оказывается, внук Николая Римского-Корсакова вместе с музыкантами Ленинградской консерватории находился в эвакуации в Томске. Он первым заговорил о том, что университетскому городу нужен свой симфонический оркестр, и подписал подобное обращение к властям.

– Люди думали о музыке в 1942 году, в самые страшные дни Великой Отечественной вой­ны, – отметил прославленный дирижер. – И в 1946-м здесь был основан симфонический оркестр. Мне хочется пожелать нашим коллегам новых творческих свершений и более тесного сотрудничества с коллективом Мариинского театра. Надеюсь, что в течение следующих пяти лет в Томске многое будет сделано, в том числе и с нашим участием.

Браво, Мариинка!

Уже на сцене сами музыканты и их помощники от нашей филармонии помогали расставлять и настраивать инструменты. Мариинка в очередной раз привезла уникальную программу. И очень сложную. Но томский слушатель, воспитанный в последние годы маэстро Грановским на редко исполняемой, а иногда и вообще премьерной классике, оказался готов к ее восприятию. Хотя открытий в тот вечер было много. Прославленный коллектив представил томичам симфоническую поэму Александра Скрябина «Прометей». По содержанию ее с полным правом можно назвать авангардной и супермощной. Сам композитор уверял, что его Прометей не имеет никакого отношения к древнегреческому герою. Автор отказался от традиционной тональности, создав собственную уникальную гармонию, и с первых же звуков ввел так называемый прометеев аккорд. Именно поэтому его герой представляет собой активное начало, не случайно произведение имеет другое название – «Поэма огня». Образ огня в русском искусстве приобретает смысл грядущего обновления, очистительного пожара.

Кстати, впервые за восемь лет, что в Томск приезжает симфонический оркестр Мариинки, вместе с музыкантами выступал хор. А партию на фортепиано исполнил один из самых виртуозных пианистов мира Александр Торадзе, давно проживающий в США.

Публике также была представлена Первая симфония Дмитрия Шостаковича, фортепианная пьеса Мориса Равеля «Павана на смерть инфанты», а завершился концерт исполнением Колыбельной и финала балета «Жар-птица» Игоря Стравинского.

Более 100 музыкантов и солистов находилось на сцене во время исполнения симфонической поэмы Александра Скрябина «Прометей».

Печаль моя светла

Спрашивать об эмоциях у зрителей в тот вечер было нереально: публика уходила, погруженная в себя. А на следующий день удалось поговорить с ветераном томской журналистики Тамарой Дроздовой. Для нее, как слушателя, открытием стала Первая симфония Дмитрия Шостаковича.

– Когда объявили об ее исполнении, у меня возникли некоторые опасения: пойму ли я? – признается Тамара Николаевна. – У меня всегда было стойкое убеждение, что Шостакович – это чрезвычайно сложно… Но музыканты его развеяли. Первая симфония, как и любое произведение этого ленинградского композитора, заставляет думать.

А поэма Скрябина «Прометей», по ее мнению, нуждается в повторном прослушивании. Может быть, потому, что много было сложных произведений в один вечер.

– На меня большое впечатление произвела пьеса Равеля «Павана», – продолжает Тамара Дроздова. – Она печальная, но мне эта печаль показалась светлой. Эта музыка так умиротворяет душу. Ведь зачем мы ходим на симфонические концерты? Как раз за обретением подобных эмоций.

А Стравинский? Это всегда интересно, когда надо думать и сопереживать. Я слышала очень давно в Москве его «Весну священную». А фрагменты из «Жар-птицы» для меня прозвучали впервые. Но я, кажется, поняла эту музыку – спасибо Мариинке! И если первое отделение душу умиротворило, то второе ее всколыхнуло.

Концерт симфонического оркестра Мариинского театра проходил при поддержке губернатора Томской области Сергея Жвачкина. Корзина бордовых роз от главы региона, который обязательно присутствовал бы на концерте, если бы не серьезнейшие для Томской области встречи в правительстве страны, – традиционный символ благодарности за возможность томичей прикоснуться к высокому искусству вдали от столиц.

«С запада на восток»

Именно так называется очередной гастрольный тур симфонического оркестра Мариинского театра. Следующими концертными площадками для именитых музыкантов будут Новосибирск и Якутск. Томск стал первым городом в их афише как дань уважения коллегам-музыкантам в их юбилейном году. Когда стихли продолжительные аплодисменты и опустела сцена БКЗ, мы в очередной раз восхитились высочайшим уровнем оркестрантов. Они, как солдаты во главе со своим командиром, всегда пребывают в идеальной форме и демонстрируют профессиональное мастерство, несмотря ни на какие причины. Блестяще отыграли сложнейшую программу – и снова в путь.

А зрителей ждет новая встреча с музыкантами: вечером 21 ноя­бря маэстро Грановский и Томский симфонический оркестр представят свой взгляд на открытие Америки.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + десять =