Один и без родителей

TNews832_09

С какого возраста дети могут гулять самостоятельно?

В Санкт-Петербурге полиция оштрафовала женщину за то, что она отправила своего шестилетнего сына на тренировку одного. Одинокого мальчика заметили бдительные горожане и вызвали полицию. Сотрудники правопорядка отправили пацана в детскую больницу, разыскали мать мальчика и составили в отношении нее протокол по статье 5.35 КоАП «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Штраф – 2–3 тыс. рублей. Секция тайского бокса, куда шел мальчик, находилась по соседству с его домом.

Нужно или нет наказывать родителей за оставление ребенка дома или на улице одного? И во всех ли случаях? С какого возраста дети могут гулять самостоятельно? Размышляют эксперты «Томских новостей».

С этого начинается ответственность

МатюховНиколай Матюхов, руководитель военно-патриотического клуба «Дмитрий Донской»

– Секция была в соседнем доме или даже в соседнем подъезде. Я думаю, шестилетний ребенок способен дойти туда самостоятельно. Тем более если не надо было переходить дорогу. Штрафовать мать в данном случае – явный перебор. Дети гуляют во дворе без родителей в пять или шесть лет, и ничего с ними не происходит, а тут в соседний дом мальчик по делу вышел.

Если мы хотим, чтобы люди оставались несамостоятельными до пенсии, то мать оштрафовали правильно. В таком случае они будут детьми и в три года, и в семь, и в двадцать, и в пятьдесят.

У нас выстраивается целая система несамостоятельности. В школах сидят лбы 15–16 лет выше меня ростом. А когда чего-нибудь натворят и начинаешь разбираться с завучем или учителями, то они говорят: «Ну это же дети!» Эти дети уже способны голову человеку открутить, им силы девать некуда! Ум у таких детей зачастую отстает от физического развития. Они творят вещи уголовного плана, но все равно считаются детьми.

Чтобы люди, став взрослыми, не оставались детьми, нужно с детства развивать самостоятельность. Если в шесть лет парень способен самостоятельно добраться до расположенной рядом спортивной секции, то пусть и ходит туда без родителей. Ничего опасного в этом нет.

Но каждый случай нужно рассматривать индивидуально: дети все разные. Обычно в секцию рукопашного боя мы берем ребят с 7–10 лет – в зависимости от их развития. Я говорю родителям: приводите ребенка, я посмотрю, что он из себя представляет. Могу семилетнего взять, а могу и девятилетнего не принять, предлагаю подождать, пока он немного подрастет и повзрослеет. Один раз я взял трехлетнего мальчика. И он очень хорошо занимался. Правда, до тех пор, пока у него не появился наш любимый друг и враг – компьютер. После этого интерес к рукопашному бою у него пропал, и занятия он, к сожалению, бросил.

Я в пять лет в детский сад сам пешком ходил. Маме надо было идти на работу в другую сторону, поэтому она переводила меня через дорогу, а дальше я шел сам. Потом она с работы звонила в садик, чтобы узнать, дошел ли я, не случилось ли чего? С этого и началась самостоятельность.

Вот если ребенку нужно переходить дорогу, то это другое дело. У нас и взрослые зачастую неправильно это делают, а дети потом пример с них берут.

Лучше перебдеть!

ЗятнинВладимир Зятнин, директор средней образовательной школы № 4

– Родители несут ответственность за своих детей в любом случае. Особенно за маленьких. Для меня маленькие – это дошкольники, до 7 лет. В этом случае лучше перебдеть, чем недобдеть. Надо усилить ответственность родителей и увеличить наказание за оставление маленьких детей без присмотра взрослых.

Вопрос о том, со скольких лет дети могут ходить в школу самостоятельно, дебатируется очень давно. В нашей школе мы с родителями учеников до 12 лет заключаем соглашение о том, кто несет ответственность за их детей, когда они идут в школу или возвращаются домой. Если их водят в школу родители, то не отпускаем детей из школы, пока не придут взрослые. А если родители пишут в соглашении, что их дети будут ходить самостоятельно, то отпускаем детей домой одних.

Бывают форс-мажорные обстоятельства, когда мы вызваниваем родителей и просим их забрать детей из школы. А то и сами развозим их по домам. Когда морозы, например, или воду отключили. И здесь для нас определен возраст – 12 лет.

В первом классе практически все ходят в школу со взрослыми. Во втором – примерно половина. В третьем – единицы. Очень много зависит от того, где дети живут – близко или далеко от школы. Некоторые наши ученики живут в Кисловке, а 20 человек – в Тимирязевском. Понятно, что тут ответственность на себя должны брать родители.

Теория привязанности

АртюшенкоНаталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Томска

– С юридической точки зрения штрафовать мать не за что. Статья КоАП в данном случае притянута за уши.

Но с точки зрения безопасности ребенка она поступила совершенно неправильно. Он слишком маленький, чтобы ходить по улице одному, даже если идти ему недалеко. В шесть лет ребенок еще не может контролировать свои поступки, у него недостаточно развит уровень эмоционально-волевой сферы. В этом возрасте у детей еще не сформировано понятийное мышление, благодаря которому человек может планировать свои действия и предвидеть их результат.

Такому ребенку можно сто раз сказать, что нельзя уходить с детской площадки и разговаривать с чужими взрослыми, и он с этим согласится. Но если он чем-нибудь заинтересуется, то пойдет туда, куда ему захочется, и с тем человеком, который сможет его в чем-нибудь убедить. Например, в том, что он пришел по поручению родителей.

Согласно теории привязанности с семи месяцев до пяти лет у детей работает сильный инстинкт самосохранения. Ребенок категорически не желает общаться с незнакомыми людьми. В шесть месяцев он идет на руки еще ко всем, а в семь – только к маме, иногда даже папу отвергает. Но в шесть лет этот инстинкт уже на работает, потому что ребенок начинает познавать мир. В нем просыпается сильное любопытство, оно побеждает чувство страха и врожденную осторожность. Поэтому оставлять его одного в этом возрасте категорически нельзя.

Нынешнее поколение родителей стало легкомысленнее относиться к безопасности детей. За последние годы уровень детского травматизма увеличился в разы, причем в основном по недогляду родителей. Поэтому нужно принимать какие-то меры, чтобы заставить взрослых быть более ответственными по отношению к детям. Возможно, действительно установить какой-то возраст, до которого детей нельзя оставлять одних.

В ряде стран уже есть ответственность за оставление ребенка одного. Там право на самостоятельность дети получают с 13 лет. Я считаю, это оправданно.

Нездоровое рвение

Елена Карташова, уполномоченный по правам человека в Томской области
Елена Карташова, уполномоченный по правам человека в Томской области

Елена Карташова, уполномоченный по защите прав человека Томской области

– Люди проявили нездоровое рвение, привлекая мать к административной ответственности. Это наказание можно и нужно обжаловать. В нашем законодательстве нет ограничений по возрасту, сотрудники полиции явно перестарались.

В некоторых странах есть запрет на оставление без присмотра детей до 12 лет. Если родители уйдут из дома и оставят там своего 12-летнего ребенка одного, то рискуют получить большой штраф. А в некоторых случаях уголовное наказание в виде кратковременного ареста.

Конечно, родители должны отвечать за безо-пасность своего ребенка. Но каждый случай стоит рассматривать отдельно. В истории с шестилетним мальчиком довольно сложно усмотреть неисполнение родителями своих обязанностей. Напротив, если ребенок шел на тренировку, то родители им явно занимаются, его нельзя назвать брошенным.

Норма права по поводу ненадлежащего содержания детей нужна. Просто не стоит махать этой дубинкой бездумно.

Наверное, имеет смысл ввести какой-то возрастной предел самостоятельности детей. В шесть лет ребенка все-таки нельзя отправлять на улицу одного, добросовестные родители так не сделают. Граница должна быть явно выше. Устанавливать такую норму по возрасту следует после широкого общественного обсуждения с участием педагогов, психологов и других специалистов.

Но надо учесть, что как только на уровне законодательства официально будет установлен возраст, до которого детей нельзя оставлять одних, то тут же появится целый комплекс других проблем. Главная из них – как обеспечить присмотр за детьми в то время, когда их родители находятся на работе. Нанимать нянь? Кто покроет родителям эти траты? Создавать государственную программу по присмотру? Но это дополнительные бюджетные расходы. Вопросов появится больше, чем ответов на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − двенадцать =