Онкологи и чиновники ищут общий язык

Вопросам сохранения женского здоровья посвящено выездное совещание комитета Совета Федерации по социальной политике, которое состоится в Томском НИИ онкологии СО РАМН 23 ноября

 

В структуре онкозаболеваний 20% занимает рак молочной железы

Эксперты федерального уровня обсудят возможности снижения заболеваемости и смертности за счет раннего выявления и повышения доступности медицинской помощи при раке молочной железы. Ключевые темы – состояние дел в РФ и Томской области, лекарственное обеспечение больных с этой патологией в регионе, условия эффективной организации скрининговых программ и персонифицированного подхода к пациентам. Вести совещание будет первый зам. председателя комитета СФ по социальной политике Лариса Пономарева. Среди приглашенных – представители Минздрава РФ, Федерального онкологического центра, НИИ онкологии им. П.А. Герцена (Москва) и др. В экспертный состав от Томской области вошли директор НИИ онкологии академик РАМН Евгений Чойнзонов и руководитель отделения общей онкологии НИИ Елена Слонимская.

Как пояснил зам. губернатора ТО по социальной политике Чингис Акатаев, по итогам совещания должен быть сформулирован ряд региональных инициатив, которые комитет по социальной политике СФ примет к рассмотрению при формировании новых госпрограмм онкологической помощи больным со злокачественными опухолями молочной железы.

Наши инициативы

Чингис Акатаев

Чингис Акатаев, зам. губернатора ТО по социальной политике:

— Рак молочной железы по-прежнему является самым распространенным онкологическим заболеванием среди женщин. В среднем по России показатель заболеваемости составляет 67,9 случаев на 100 000 женского населения. В Томской области эти показатели на уровне, а иногда, к сожалению, и превышают российские.

Рак – страшная болезнь, но, пока наши ученые не изобрели против него лекарства, мы не должны сидеть сложа руки. Нужно бороться, причем всеми возможными методами. Один из способов — увеличение выявляемости новообразований на ранних стадиях заболевания, когда все еще можно исправить. В Томской области за последние четыре года уровень впервые выявленной заболеваемости раком молочной железы вырос на 7, 8%, что свидетельствует о повышении уровня онкологической настороженности врачей региона.

В 2011 году дополнительное обучение по программам повышения квалификации прошел каждый третий врач региона. Регулярными стали образовательные мероприятия, направленные на повышение онкологической настороженности врачей первичного звена здравоохранения (амбулаторно-поликлиническая служба). В сентябре этого года состоялась очередная областная научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам ранней диагностики рака. В работе конференции приняли участие более 100 специалистов из лечебно-профилактических учреждений  Томска и районов области.

Запущенные случаи рака, выявленные на последних стадиях, в основном «приезжают» из отдаленных районов Томской области. Таков менталитет сельских жителей – не обращаться вовремя за медицинской помощью, не обращать внимания на состояние своего здоровья. Именно поэтому мы уделяем особое внимание совершенствованию системы оказания онкологической помощи в районах.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и Программы модернизации здравоохранения региона позволила обеспечить учреждения здравоохранения современным диагностическим оборудованием. В настоящий момент на территории области работают 17 стационарных и 1 передвижной маммограф.

По программе модернизации здравоохранения в Томской области открыто 7 кабинетов первичного приема онколога. Жители Бакчарского, Верхнекетского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского, Шегарского районов и Кедрового могут получить первичную онкологическую помощь без выезда в Томск.

Ежеквартально в томском областном онкологическом диспансере проходят «Дни открытых дверей». Врачи диспансера часто совершают выездные осмотры – как в Томске, так и в районах области.

В среднем в течение года скрининговое обследование и маммографические исследования проходят более 17 000 женщин.   Осмотр маммолога предусмотрен и в рамках диспансеризации работающих граждан, ежегодного его проходят более 20 тыс. женщин.

Принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Неотложные мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению Томской области на 2011-2013 годы», она призвана обеспечить рост уровня выявляемости онкологических заболеваний и в дальнейшем.

К сожалению, успех в победе над онкологическими заболеваниями, не только в профессионализме врачей и качестве диагностического оборудования. Большая ответственность лежит и на самих пациентах. Приведу только один пример. На территории Томской области осуществляется мониторинг запущенных случаев злокачественных новообразований, а также анализ причин случаев позднего выявления онкологических заболеваний. По данным этого мониторинга, причиной позднего выявления онкологических заболеваний в 64% случаев является несвоевременное обращение за медицинской помощью. Следить за состоянием здоровья должны его обладатели, ведь всем известно, что проще предотвратить заболевание, чем его вылечить.

Здоровье дороже денег

Елена Слонимская, руководитель отделения общей онкологии НИИ онкологии, д.м.н., профессор

Елена Слонимская, руководитель отделения общей онкологии НИИ онкологии, д.м.н., профессор:

– Своевременная диагностика, безусловно, очень важный аспект в борьбе с онкозаболеванием. Но не менее значим и адекватный подход к тактике лечения. Ведь даже маленькая опухоль может обладать биологическими характеристиками, способными привести к дальнейшему метастатическому поражению. К сожалению, в России нет ни одной государственной программы, обеспечивающей масштабное выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях. Нет скрининга. Есть отдельные работающие части такой программы. Например, введены профосмотры для декретированного населения с обязательным прохождением маммографии.

Диагностический пробел пытаются восполнить частные клиники. Но что происходит в их стенах? Врач осматривает пациентку и в лучшем случае направляет на УЗИ. Однако единственным стандартизированным международно признанным методом является маммографическое исследование. Но необходимого оборудования у частников нет, и, следовательно, не может быть ответственного медицинского заключения.

Достаточно спорным остается вопрос и о диагностической ценности онкомаркеров. В большинстве случаев они малоинформативны и позволяют обнаружить только порядка 25–30% злокачественных новообразований. В моей практике был клинический случай: к нам в институт обратилась женщина, у которой опухоль разрослась практически до размеров молочной железы. При этом онкомаркеры, с помощью которых она пыталась контролировать ситуацию, сигнала об опасности не подавали…

Гораздо больший эффект дает проверка крови на определенные мутации. Если у женщины кто-то из родственников перенес онкозаболевание и выявлена мутация, есть повод для серьезного беспокойства. Такой метод в сочетании с ультразвуковым исследованием также подходит для девушек с установившимся менструальным циклом. Ведь маммографическое исследование информативно только для пациенток, достигших 35 лет.

Основным лечением рака молочной железы является хирургическое вмешательство. Полное или частичное удаление органа. Кроме того, по показаниям применяются химиотерапия, лучевая терапия и гормонотерапия, направленные на предупреждение отдаленных последствий: рецидивов и возникновения метастазов в других органах. Здесь требуется исключительно индивидуальный подход к выбору схем лечения. Ведь опухоль опухоли рознь, одинаковых новообразований нет, как нет совершенно одинаковых людей.

И вот тут начинаются проблемы. Консервативное лечение наших больных очень дорогостоящий процесс. Но его необходимость лучше всего проиллюстрируют цифры. На сегодня показатель выявления рака молочной железы на ранних (I–II) стадиях составляет в России 63%. По идее, эти люди должны жить долго и счастливо. А их пятилетняя выживаемость (понятие складывается из частоты возникновения рецидивов, появления метастазов и летальных исходов) равняется 57%. В Европе эта цифра – более 80%, в Америке – более 90%… При этом известно, как и какими препаратами необходимо пользоваться, чтобы достичь подобных результатов. Но государство не готово в полной мере обеспечить ими онкобольных.

В очереди за поддержкой государства

Евгений Чойнзонов, директор НИИ онкологии, академик РАМН

Евгений Чойнзонов, директор НИИ онкологии, академик РАМН:

– Есть и еще одна неприятная коллизия. Врачи клиники прилагают все усилия, чтобы пациенты вернулись к нормальной, полноценной жизни. Добиваются хорошего эстетического и функционального эффекта. Однако лечение необходимо продолжать вне клиники – проводить химио– и гормонотерапию, а это очень затратно. При этом не все пациенты имеют право на бесплатное дополнительное лекарственное обеспечение со стороны государства. Его получают только люди, которым определена группа инвалидности.

Но разве это вина врачей или больных? Это пробел в законодательстве. Значит, обсуждать проблемы лекарственного обеспечения необходимо не с коллегами, а с чиновниками и политиками.

В апреле 2010 года мы собрали совещание, в котором участвовал губернатор Томской области, представители всех департаментов здравоохранения СФО, главные врачи онкодиспансеров и лица, непосредственно отвечающие за маммологическую помощь. Приняли программу «Совершенствование ранней диагностики и лечения рака молочной железы на территории Сибири и Дальнего Востока». Значение этого документа заключалось в том, что он регламентировал применение эффективных дорогостоящих препаратов. Теперь участники программы обязаны при поддержке своих департаментов закупать и использовать лекарства, с помощью которых достигается наилучший результат. В настоящее время мы регулярно, дважды в год, собираем сведения по региону, как идет выполнение этого решения. (На сегодня в программу включено около 900 женщин.) Сейчас мы намерены распространить этот опыт и на Дальневосточный округ.

Мы будем просить Совет Федерации заняться проблемой репродуктивного здоровья женщин в целом, не вычленяя отдельно молочную железу. И надеемся на финансирование в государственном масштабе, иначе все наши рекомендации, какую бы важную цель ни преследовали, так и останутся на бумаге.

 

Диагностический центр на базе Томского НИИ онкологии существует 17 лет. Первоначально обследоваться приходили в основном женщины уже с III стадией рака молочной железы. Сегодня благодаря усилиям врачей 80% пациенток обращаются с I–II стадиями. Еженедельно на приеме маммолога выявляются три-пять новых случаев заболевания.

 

В России нет ни одной государственной программы, обеспечивающей масштабное выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях. Нет скрининга. Есть отдельные работающие части такой программы.

Елена Слонимская

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − четыре =