Опасная парковка. Кому новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД прибавляют седых волос

Не проходит и года, чтобы в сфере обучения в автошколах что-то не поменялось. Цель вроде как благая. Улучшить процесс и, соответственно, результаты сдачи экзаменов «на права». Но все равно что-то не так в английском королевстве. Процент сдачи экзаменов курсантами автошкол на получение водительского удостоверения в ГИБДД с первого раза в последнее время все равно остается крайне низким. Причем если раньше этот показатель равнялся 35–40%, то теперь 10–15! Почему? И вообще, как обстоят дела с обучением сегодня в авто­школах? Об этом мы беседуем с преподавателем, обучившим за 10 лет не один десяток курсантов, человеком, работающим, как говорят, в поле, мастером производственного обучения ПОУ УСТЦ РО ДОСААФ России Томской области Глебом Агиенко.

 

Волнение все портит

– Глеб Сергеевич, с 1 апреля прошлого года вступили в действие новые правила сдачи экзаменов по вождению, максимально приблизившие условия к реальной обстановке. То есть не учебный автодром, а езда в естественных городских условиях среди обилия транспорта и при насыщенном движении. Эти нововведения привели к тому, что теперь с первого раза сдают экзамен по вождению единицы. Трудности со сдачей экзаменов недавно признал и начальник Томского областного ГИБДД Александр Золотарев. Что вы думаете по этому поводу?

– Такая проблема, действительно, есть. Если до новых правил, которые существуют уже более полугода, 10% курсантов сдавали практический экзамен в ГИБДД с первого раза, 90% – со второго-третьего, то теперь этого нет. Процент сдачи с первой и даже второй или третьей попыток резко упал.

Если разбираться в проблеме, то сдача практического экзамена в городе действительно более приближена к реальным условиям, чем безопасный автодром. Ведь не секрет, что большое количество курсантов после успешной сдачи экзаменов в ГИБДД все равно боятся ездить по городу и потом доучиваются, беря дополнительные уроки или привлекают своих опытных знакомых. Но сдача экзамена в городе подвергает экзаменуемых дополнительной психологической нагрузке, с которой большинство не справляются.

И дело не в том, что они не умеют ездить, а в том, что курсанты просто боятся зацепить кого-то и теряются, начинают делать ошибки. Представьте к тому же состояние других автомобилистов (не курсантов), рядом с авто которых, например у какого-нибудь торгового центра, в ходе экзамена паркуется учебная машина. Думаю, что седых волос у многих в этот момент прибавляется. Хотя я и раньше лучших своих курсантов прогонял на учебных машинах по парковкам торговых центров, приближая условия вождения к «боевым».

Открою небольшой секрет. Парковаться между реальными машинами даже легче, чем между конусами, установленными на ограниченном пространстве в условиях учебного полигона. На уличной парковке обстановка как на ладони, а конус на учебном плацу можно не заметить. А вообще, считаю, что при подготовке водителя нужно больше обратить внимание на практическое вождение. Точнее, на количество часов. Все-таки 56 часов, которые отводятся на это в ходе обучения в автошколе, мало. Тем более что шесть из них уходит на тренажеры. Будь моя воля, я бы увеличил количество часов до 70–75.

 

Блондинкам – никакой поблажки

– Довольно часто сетуют девушки, мол, к «блондинкам» отношение пристрастное и поэтому каждый инструктор готов ее на экзамене завалить.

– Это надуманная проблема. Возможно, корнями она уходит в прошлое, кстати, не такое далекое. Увидеть у нас женщину за рулем в конце восьмидесятых – начале девяностых было событием. Я это еще помню. Тогда машина была дефицитом, возведенным в фетиш, позволить ее могли не многие. И конечно же, в первую очередь эксплуатацией авто занимались мужчины. Но времена меняются. Сегодня автомобиль стал гораздо доступнее. И управлять им благодаря автоматизации стало проще. Это уже просто средство передвижения, которым никого не удивишь. Можно даже сравнить его с современным гаджетом. Поэтому эту сферу давно освоили и женщины, девушки.

Кстати, история, как известно, движется по спирали. Я напомню, что в войну и после войны женщин-водителей в тылу было достаточно много. Понятно, это было связано с резкой убылью мужского населения, и женщинам приходилось осваивать мужские профессии. Но этот факт доказывает, что четырехколесные средства передвижения – не чисто мужская прерогатива. И женщины в этой сфере, вопреки сложившемуся стереотипу, принципиально не уступают представителям сильного пола.

Что касается настоящего времени, то, действительно, больше половины курсантов, которых я обучаю, наверное даже процентов 75, – это представительницы прекрасного пола. Мотивация простая: машина – это удобно, современно, наконец, выгодно, несмотря на расходы по ее содержанию. Сегодня, например, очень много активных семей с детьми. А значит, нужно успеть отвезти их и на секции, и в школу, и в поликлинику, и на кружки, и к бабушкам с дедушками. В этой ситуации одному главе семьи – мужчине не справиться. Есть, конечно, и элемент крутости, куража.

Про обучение женщин скажу так. Важны не гендерные различия, а желание освоить вождение. Замечу, что в плане обучения в автошколах наш университетский студенческий город значительно отличается в лучшую сторону в сравнении с другими регионами. Все-таки наличие интеллектуальной «подушки» у наших молодых людей, умение схватывать на лету, запоминать, анализировать позволяют и теоретический материал усваивать лучше, и навыками вождения овладевать быстрее и надежнее. Я называю это «тренированный мозг».

А вот переучивать взрослых мужчин, имеющих значительный стаж вождения и лишившихся прав по тем или иным причинам, значительно сложнее. Особенно тяжело с подопечными из руководящего звена. Они считают, что всегда правы и им никто не указ.

 

ЦИФРА

56 часов на практическое вождение – мало.

 

Право или лево?

– Работа инструктора – это всегда риск. А сейчас, когда правила ужесточились, тем более. Как быть в этой ситуации?

– Учить, убеждать не теряться в любой ситуации. Помню, был забавный случай, увы, связанный с представительницей слабого пола. Он мог закончиться очень плачевно. Одна из наших машин долго простояла без движения на базе. И там завелся паук, причем небольшой. На одном из занятий девушка-курсант, находящаяся за рулем, во время движения увидела этого паука, опускающегося на солнечный козырек. Она закричала, прямо посреди улицы резко нажала на тормоз и выбежала из машины. Тогда мы чудом избежали ДТП. Как потом выяснилось, у нее была жесткая арахнофобия. Вы не поверите, но бывает и такое, что курсанты не знают, где право, а где лево. Приходится приклеивать соответствующие бумажки на лобовое стекло. Но все-таки такие курьезы – редкость.

В основном обучаться идут люди адекватные. Попадаются, правда, и такие, которые никогда не смогут получить права, и это видно после первого же занятия. Чаще всего это все-таки девушки. Как правило, подобные особы, помучив себя и инструктора, где-то к середине курса сами бросают обучение, придумывая какие-нибудь надуманные причины.

А вот учиться женщины поначалу идут на «механику», вопреки распространенному мнению, что представительницы прекрасного пола предпочитают «автомат». По крайней мере, в нашей автошколе пропорция такая: 75% учатся на «механике», а остальные – на «автомате».

Но начать учиться – не значит закончить. Решив отдать предпочтение «механике», не все новички осознают сложность процесса. И отсеиваются, поняв, что три педали – это далеко не две. А многие, все-таки закончив обучение и сдав экзамены, приходят к выводу, что это им ни к чему, на автомобильных гурманов они не тянут, и все равно в итоге садятся на машины с «автоматом».

Кстати, владение «механикой» – это еще и подстраховка на случай экономических катаклизмов. Сдувшийся бизнес тряхнуть может так, что придется пересаживаться с «Лексуса» на «Гранту». А ведь в правилах написано: если вы выучились на «ручке», то можете управлять автомобилем с любой коробкой передач. Если же у вас в правах стоит отметка «автомат», то вы имеете право управлять только автомобилем с автоматической коробкой передач. Назад пути уже нет. Только переучивание, естественно, за деньги. Так лучше уж отучиться сразу…

 

Кто подставит плечо?

– Слышал, что у курсантов есть претензии к экзаменаторам – работникам ГИБДД. Мол, они сознательно валят выпускников курсов.

– Не соглашусь с этим. Я уже не первый год наблюдаю за работой ГИБДД и сделал вывод, что в некоторых случаях работники даже слишком лояльны. Как, кстати, и сами правила проведения экзаменов. Например, сейчас правила допускают пять резких стартов во время экзамена. Со стороны это смахивает на какой-то драг-рейсинг. Тем не менее, если двигатель не заглох, формально ошибки нет. Но что же это за курсант-выпускник, который не может нормально плавно тронуться?

Напротив, ГИБДД старается подставить плечо. Прежде у ведомства своих автомобилей для сдачи экзаменов не было, что создавало трудности. Но недавно руководство приняло решение выделить четыре автомобиля для сдачи экзаменов по вождению. Сейчас идет их переоборудование. Новая техника будет использована во время дополнительных экзаменов для тех, кто не сдал с первого раза. Это существенная помощь.

Что касается общей ситуации, то делать какие-то глобальные выводы рано. Должна быть наработана практика. Но констатирую, что из-за нововведений клиентов у нас в автошколе теперь поубавилось. Надеюсь, что со временем ситуация нормализуется.

Андрей Суров

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + четыре =