Особые дети могут учиться в обычных школах

Чтобы не опоздать на уроки, Ольга будит Владу в пять часов утра. С Ивановского, где живет семья, они едут на ул. Ферганскую, в 54-ю школу. Путь неблизкий. И так каждый день. Второй год подряд. Но дочка, по словам мамы, уже ни за что не согласится уйти из класса и вернуться на домашнее обучение. Эту форму обучения обычно применяют для детей с ДЦП с сохранным интеллектом.

В общеобразовательной школе № 54 учатся более 100 особых детей.

– Чем раньше такой ребенок попадает в среду, тем лучше он развивается, тем проще ему учиться дальше, – уверена директор школы Людмила Самохвалова.

Инклюзивным образованием здесь занимаются уже пять лет. Подготовлены учителя, которые умеют корректировать учебную программу под соответствующего ребенка. Школа оборудована пандусом, поручнями, есть специальная туалетная комната, два кабинета психологической разгрузки и сопровождающие – люди, которые оказывают физическую помощь ребенку, если необходимо, присутствуют на уроках.

Поначалу мама тянула Владу в школу. Та вставала со слезами.

– Боялась, как ее в классе примут, все-таки девочка уже взрослая. С первого класса ей легче было бы учиться, но такой возможности раньше не было. Дети отнеслись к ней нормально. Не скажу, что с распростертыми объятиями, но и в обиду не дают, – говорит Ольга.

В школу Владу мама привозит на машине. Денег, которые она получает как сопровождающее лицо, хватает на оплату бензина. Дочку с уроков ждет в коридоре – Влада категорически запретила ей входить в класс. Самостоятельная. Мама помогает ей переходить из кабинета в кабинет. Коляской не пользуются. Она нужна только дома.

Девочка окрепла физически. Это сразу отметили новосибирские доктора.

– Мы приехали в июне на лечение. Врачи начали смотреть. «У вас мышцы спины и живота окрепли. Она так стала хорошо ходить. Вы, наверное, занимались весь год?» Я улыбаюсь, говорю: «Просто мы пошли в трехэтажную школу, где нет лифта. Ходим по лестницам», – рассказывает Ольга.

В школе Влада учится последний год. После 9-го класса решила идти в педагогический колледж, а потом – в институт. У Влады способности к английскому языку. По словам мамы, она очень изменилась с тех пор, как пошла в школу. Даже в плане поведения.

– Раньше она не знала, что такое списывать! Для нее это тоже открытие, познание. Конечно, надо пытаться идти в школу, выводить детей из дома, адаптировать их в социуме, развивать, – считает Ольга.

Кстати, о лифте. Деньги на его проектирование 54-й школе уже выделены. Это будет единственная в городе и области школа с лифтом. Владе он, скорее всего, не понадобится, зато будет нужен другим детям, например третьекласснице Соне. У девочки травма позвоночника, и теперь она не может передвигаться без коляски. По лестнице ее ведь не закатишь. Соню в школу привозит папа, а во время уроков за ней присматривает сопровождающая Оксана Игоревна. Соня учится здесь с нулевого класса. Несмотря на то что ей приходится вставать в шесть утра, девочка не хочет на дому заниматься с учителями. Скучно, говорит, а в школе у нее есть одноклассники и любимые предметы – изо и технология.

– Мы с Соней нашли общий язык. У меня у самой ребятишки такого же возраста. Они учатся в этой же школе во втором и пятом классах, – объясняет Оксана Игоревна.

Ваня пришел учиться в школу из детского сада № 6. Воспитатели отзываются о нем очень тепло и называют уникальным ребенком. Он многому научился, потому что очень этого хотел. Сейчас учится в 4-м классе. Ему помогает Татьяна Федоровна. Она всегда рядом с Ваней, даже на уроках. У них одна любовь на двоих – английский язык, которым они занимаются после уроков. Татьяна Федоровна – учитель английского.

– Еще мы играем, кушаем в столовой два раза, все делаем вместе, – делится Татьяна Федоровна.

Ваня рассказал, почему он не хочет переходить в другую школу поближе к дому:

– Потому что эта школа хорошая. Дети здесь хорошие. И все здесь хорошее.

Просто умница!

Марина в этом году стала первоклассницей. В отличие от сверстников в школу ее привозят на коляске.

Мама успевает за 10 минут, бабушка – за 20–25 минут.

– Как будет зимой, не знаю. Дороги нормальной нет, как пойдет коляска по снегу, неизвестно, – говорит мама, Евгения Викторовна.

Семья девочки живет в новостройке неподалеку от 15-й школы.

– К нам отнеслись доброжелательно. Я попросила сделать пандус, и 1 сентября он уже был, – рассказывает Евгения Чиндина.

Марине нравится математика, а вот с письмом пока не все получается. И к режиму надо привыкнуть. Домашнему ребенку, который не посещал детский сад, трудно каждый день вставать в половине седьмого. Поначалу Евгения Викторовна переживала по поводу педагога. Как встретит Марину, как себя поведет? Ведь от этого очень многое зависит.

– Учительницу я не знала раньше, до собрания мы не общались. Она нас приняла очень хорошо. Корректно объяснила ребятишкам, и к Марине стали относиться лояльно. Не отталкивают ее, но и играть пока не зовут. Все ровно и спокойно, – продолжает Евгения Викторовна.

В пользу школы мама назвала три аргумента: ребенок должен общаться с ровесниками, получить достойное образование и в дальнейшем – работу, чтобы себя обеспечить в будущем.

– Девочка умница, старается. Интеллект выше среднего. Она может учиться в обычной школе. Домашнее обучение для нее не подходит, – считает директор школы Виктор Васильев.

комментарий

Ранняя коррекция очень эффективна

Наталья Артюшенко, председатель психолого-медико-педагогической комиссии города Томска:

– У нас в Томске создана система включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в образовательные учреждения, в том числе в детские сады и общеобразовательные школы. Специальная педагогика говорит о том, что чем раньше у таких детей начинаются коррекционные мероприятия, тем быстрее и легче преодолеваются проблемы. Поэтому в городе появились службы ранней диагностики и коррекции, которые работают с детьми от 0 до 3 лет, детские сады и группы компенсирующего вида для детей с проблемами в психофизическом развитии с 3 лет. Целевая программа «Социальная интеграция», которая работает с 2009 года, позволила расширить спектр услуг, оказываемых детям с особыми образовательными потребностями: появился раздел «Сопровождение ребенка». Образовательные учреждения получили возможность принимать сопровождающего, который находится с ребенком в течение уроков или занятий. В детские сады и школы по­шли средства на строительство безбарьерной среды. Заложены деньги на повышение квалификации педагогов.

Благодаря этому теперь детские сады и школы посещают дети с ДЦП, которые не могут самостоятельно передвигаться, с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами, в основе которых лежит интеллектуальная недостаточность.

В этом году мы начали готовить ученические места для первоклассников еще в феврале опять же благодаря тому, что в Томске есть такая программа. В результате из 83 детей с инвалидностью 50 пошли в обычные школы. Для них выделены деньги на оплату сопровождающих лиц, оборудованы пандусы, поручни, подготовлены учителя, внедрены специальные коррекционные программы. Очень хочется, чтобы мы все понимали: создание условий для получения образования нашими детьми – это не только их благополучное будущее, это будущее всей страны.

МНЕНИЯ

Быть в социуме

Людмила Афонина, директор коррекционной школы № 45:

– Дети с тяжелой инвалидностью, считавшиеся ранее необучаемыми, стали посещать нашу школу. Мы их учим по индивидуальным программам развития и обучения, разрабатываемым нашими педагогами, исходя из возможностей ребенка. Некоторые дети имеют сопровождающих, которые оказывают помощь во время занятий и перемен. Некоторые дети приходят в школу на дополнительные занятия к логопеду, дефектологу, психологу, а также в группу продленного дня. Они получают возможность быть в социуме. Особенно во время праздников: 1 сентября, на Новый год, во время проведения декады добра и милосердия и других.

Вместе им хорошо!

Ирина Китлер, заведующая детским садом комбинированного вида № 6:

– Совместное пребывание здоровых и особых детей очень много дает и тем и другим. Дети-инвалиды перестают воспринимать себя не такими, как все. Ощущают себя обычными детьми, которые находятся в социуме. Здоровым детям очень важно прививать  толерантность, милосердие. Они очень быстро привыкают к тому, что дети бывают разные. Общаются, играют, разговаривают. Это говорит о том, что им вместе комфортно.

Требуется комфорт

Людмила Самохвалова, директор школы № 54, депутат Думы города Томска

– В каждом районе города Томска необходимо иметь хотя бы по одной общеобразовательной школе, оборудованной и обеспеченной всем необходимым для обучения особых детей. Это нужно для того, чтобы родители имели возможность возить ребенка в школу хотя бы в пределах того района, где они проживают. Доступная среда для таких детей – это главное условие комфортного пребывания в школе. В городской целевой программе «Социальная интеграция» предусмотрены средства на развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Школы и детские сады имеют возможность покупать то, что необходимо конкретному ребенку. Но это стоит очень дорого, и выделяемых по программе денег пока недостаточно, чтобы полностью оснастить все учреждения.


Интересные ссылки по теме. Мы рекомендуем : «Один день мамы особого ребёнка» http://odin-moy-den.livejournal.com/984707.html

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =