С 1 марта может быть ликвидирована остановка «ТЮЗ» («Киномир», «Кинотеатр имени Горького») по направлению к пл. Ленина, расположенная возле магазина «Искра». Решение об этом комитет по транспорту и организации дорожного движения Томска принял на основании требования ГИБДД, согласно которому эта остановка не соответствует требованиям безопасности.
Возмущенные этим решением томичи опубликовали на сайте change.org петицию, обращенную к администрации Томска, с требованием сохранить остановку. По их мнению, ее ликвидация создаст большие неудобства горожанам и нарушит сразу два норматива градостроительства. Во-первых, расстояние между оставшимися остановками «Главпочтамт» и «ЦУМ» составит 1 140 метров вместо допустимых 600 метров. Во-вторых, дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного транспорта от объектов массового посещения (ТЮЗ, художественный музей, зрелищный центр «Аэлита», кинотеатр «Киномир», детская школа искусств № 1 и др.) станет значительно больше допустимых 250 метров.
Мэр Томска Иван Кляйн заявил, что постановление о ликвидации остановки он пока не подписал, и обещал учесть мнение томичей. Он также сообщил, что при реконструкции набережной Ушайки будет оборудована новая остановка – напротив здания областной администрации, на участке от магазина «1000 мелочей» до БКЗ.
Мнения экспертов «ТН» по поводу остановки разделились.
Не закрываем, а переносим
Виталий Аплин, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД УМВД России по Томской области
– Когда у нас происходит ДТП, то сразу возникает вопрос: «А почему на этом месте не было сделано то, то или то?» Если мы имеем некое место, где масса каких-нибудь нарушений, но ничего не происходит, то, с обывательской точки зрения, и делать ничего не надо. Но это только до того момента, пока не случится что-нибудь страшное.
Поэтому абсолютно неправильно говорить о том, что не надо ничего менять, потому что там нет аварий. Там масса нарушений, и остановки в этом месте в условиях современного движения быть не должно.
Во-первых, отсутствует остановочный выездной карман, и сделать его там невозможно, тротуар и так очень узкий.
Во-вторых, движение по пр. Ленина на участке ул. Беленца – пл. Ленина очень интенсивное и сложное. Проезжая часть заужена, остается только одна полоса. Плюс наличие рядом большой развязки на перекрестке пр. Ленина – ул. Беленца. Плюс затяжной спуск со стороны Главпочтамта.
Есть нарушения по дорожным знакам, которые там даже невозможно поставить так, как положено.
Совокупность всех этих нарушений однозначно говорит о том, что остановки в этом месте быть не может.
В Интернете первоначально появилось утверждение о том, что закрытие остановки «ТЮЗ» – это единоличное решение ГИБДД. На самом деле свои предложения по этому поводу мы вынесли на рассмотрение городской администрации. И решение принималось комплексно, с учетом мнения разных сторон.
Это не так, что кто-то сел в автомобили и отгородился от населения. Ни в коем случае не будет такого, что остановку уберут и останется незаполненный промежуток от Главпочтамта до ЦУМа. Там много учреждений культуры и других общественных зданий. Зимой ходить на этом участке очень сложно из-за близости Томи – постоянно дует ледяной ветер. Речь идет не о закрытии, а о переносе остановки в другое место.
Есть разные варианты, где новая остановка должна быть, но озвучивать их пока рано. Комиссия, которая будет принимать решение, постарается найти такое место, где можно совместить требования к безопасности с градостроительными нормативами по расстоянию между остановками общественного транспорта и доступности объектов массового посещения.
Нормально, что томичи начали активно обсуждать тему этой остановки. Значит, есть реакция от народа. Кто-то сообщает о своих проблемах, кто-то подсказывает решения. Думаю, будет найдет компромисс, который устроит всех.
Без остановки опасней
Екатерина Кирсанова, преподаватель ТПУ
– Меня крайне смущает сама постановка вопроса, что остановку ликвидируют, чтобы обезопасить пассажиров. Во-первых, опыт показал, что сделанные карманы крайне опасны для пассажиров – маршрутки и троллейбусы очень редко полностью заезжают в карман, и приходится по страшной гололедице идти до дверей. Буквально две недели назад мы с младшим ребенком, поскользнувшись, оказались под колесами автобуса. Можно справедливо сказать, что это не проблема карманов, а проблема культуры перевозчиков, но возникает вопрос, кто и как будет контролировать водителей. Есть ли соответствующие санкции, как этот процесс можно регулировать?
Во-вторых, лично я считаю гораздо более опасной крутую лестницу, ведущую от Главпочтамта, чем мифическую опасность остановки. Неоднократно наблюдала, как пожилые люди и дети падают на этой лестнице.
В-третьих, толчея, которая возникнет на остановке «Главпочтамт» после ликвидации остановки «ТЮЗ» также не приведет к повышению безопасности пассажиров.
Поэтому я вижу всю эту историю как очередную властную дурь, когда исполнение какого-то предписания стоит выше интересов простых граждан. И еще очень хотелось бы заставить депутатов, чиновников и силовиков, принимающих подобные решения, ездить на общественном транспорте и в течение месяца в мороз ежедневно походить от Главпочтамта до детской поликлиники на набережной реки Ушайки. Может быть, они по-другому стали бы относиться к своим обязанностям и начали искать решения в пользу горожан.
Пусть народ походит
Владимир Герасимович, водитель такси
– Правильно убирают остановку, я поддерживаю. По крайней мере, с точки зрения безопасности. Улица слишком узкая, а карман делать негде. Зимой автобусы и троллейбусы постоянно накатывают в том месте ледяную корку, и остановиться там практически невозможно. Удивительно, как аварий там еще этой зимой не было.
Переносить эту остановку некуда. Я как раз вчера там стоял, ждал пассажиров и прикидывал, где можно сделать новую остановку. Место для кармана есть только возле «Киномира», но там светофор и перекресток.
Пассажирам, которые этой остановкой пользуются, будет, конечно, очень неудобно, так как расстояние до следующей остановки получается очень большое. С другой стороны, пусть народ походит, посмотрит город.
Придется на трамвае
Александр Турлов, сотрудник УФАС по Томской области
– Я категорически против! Если эту остановку уберут, то с любой из оставшихся остановок на работу мне придется топать полкилометра, так как наше здание находится примерно посередине между Главпочтамтом и ЦУМом. На пл. Ленина маршрутки не останавливаются, только троллейбусы. Может, городская власть тогда разрешит останавливаться на пл. Ленина и маршрутникам? Это хоть как-то сгладит ситуацию.
В крайнем случае придется ездить на трамвае. Площадь Батенькова, где находится трамвайное кольцо, гораздо ближе, чем ЦУМ и Главпочтамт. Но трамваи ходят намного реже, чем маршрутки, поэтому на работу придется добираться дольше, чем сейчас.
Надуманная проблема
Александр Некипелов, бригадир 22-го маршрута
– Остановкой «ТЮЗ» пользуется очень большой процент людей, которые ездят нашим маршрутом. Поэтому убирать остановку нельзя. Лучше бы позаботились о ее состоянии. Поток транспорта там на самом деле не настолько большой, чтобы говорить о каком-то коллапсе. Статистика по ДТП тоже говорит о том, что проблем с безопасностью в этом месте нет.
Сама остановка очень длинная, автобусы и троллейбусы располагаются там равномерно, без толкучки, поэтому даже карман там особо не нужен. Мне кажется, проблема с этой остановкой какая-то надуманная.
Голоса томичей
За два первых дня петицию против ликвидации остановки «ТЮЗ» подписали больше тысячи человек. Многие из них пояснили, почему требуют сохранить остановку:
Екатерина Павлова:
– Я родилась и выросла в Томске, не понимаю, как можно перенести эту остановку? Если молодые еще могут пробежаться до следующей, то подумайте о пенсионерах, о людях с детьми и вспомните о том, что живем мы в Сибири! Это в теплую погоду хорошо гулять, а с нашим климатом прогулка до следующей остановки может стоить обмороженного носа! Те, кто принимал это решение, явно не пользуются общественным транспортом, только личным авто!
Наталья Геннеберг:
– Если остановку закроют, то мой ребенок, посещающий студию ИЗО при художественном музее, будет идти пешком с Главпочтамта, по скользкой лестнице… Мы будем вынуждены отказаться от этих занятий.
Юлия Соколова:
– Чиновники! Вы не в курсе, что на этой остановке садятся в транспорт работники и студенты Томского музыкального колледжа (а это порядка 500 человек!). Мне как-то не в кайф после трудового рабочего дня карабкаться по лестнице на Главпочтамт и там еще драться локтями с другими пассажирами, пытаясь влезть в нужный автобус.
Главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг:
– В двух шагах от остановки находится ТЮЗ. Перенос остановки затруднит возможность ходить в театр детям и их родителям. На наши спектакли приходят зрители от 0 лет. Удобство и комфорт посещения театра являются в данном случае необходимым условием нашей работы. Давайте думать о детях!
Алена Афанасович:
– Рядом с этой остановкой находится Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых и культурно-образовательный центр для детей с ОВЗ.