Отличительные черты

«Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», – говаривал Николай Гоголь. Томские улочки – те же конспекты: вот столичная каменная архитектура конца XIX – начала XX века, вот деревянное зодчество – от простеньких избушек, до резных дворцов, а вот кварталы массовой застройки 1960–1970-х годов.

Что расскажут нашим предкам современные дома? Какие градостроительные тенденции характерны для Томска и области сегодня? Об этом проекту «Архитектоника» рассказал главный архитектор Томской области Аркадий Шишкин.

 

Настоящее время

– Аркадий Анатольевич, как вы оцениваете современный облик города?

– Сегодня в городской архитектуре находят отражение общественные процессы. Мы переживаем ту фазу, когда старая тяжелая материалоемкая промышленность уступает место высокотехнологичному производству. «Грязные» предприятия покидают пределы города или перестают существовать вовсе. Освободившиеся площадки возвращаются с другими функциями: на их месте вырастают торгово-развлекательные, офисные центры или жилые дома. Этот процесс начался еще в 1980-х: помните, на месте Богоявленского собора был завод резиновой обуви? И будет идти до тех пор, пока вся устаревшая промышленность не будет замещена новым производством.

– А какие, на ваш взгляд, наиболее интересные проекты реализованы в Томске в последнее время?

– Не прекращаются, а только усиливаются темпы строительства ОЭЗ. На стадии строительства находится несколько объектов как производственного, так и внедренческого назначения. Активно развивается инженерная инфраструктура, социальная: легкоатлетический манеж, ледовый дворец. Началось возведение 50-метрового бассейна в районе Восточном. Появляются крупные жилые микрорайоны. Вы видите, как активно застраиваются Зеленые Горки? На подходе проект уникального детского сада,из модулей немецкой фирмы «Чандлер».

 

Новые кварталы, умные дома

– Какие тенденции актуальны для строительной отрасли сегодня?

– Сейчас наш строительный цех переживает время активного освоения новых технологий, материалов. Это монолитно-каркасное домостроение, металлические конструкции, системы по санации зданий, утеплению фасадов, новые кровельные материалы, краски, пластики… Все это позволяет реализовывать фантастические архитектурные решения. Вместе с тем здания становятся «умными». Вводятся суточные, сезонные режимы вентиляции, отопления. Пока это единичные объекты, такие как «умный дом» от ТДСК на Иркутском тракте – он имеет практически мировой уровень энергосбережения. Но в исполнении того же ТДСК есть целые энергоэффективные микрорайоны. Думаю, с каждым годом таких объектов будет все больше.

– Как, кстати, чувствует себя массовая застройка?

– Томску повезло, что в городе сохранился и успешно работает домостроительный комбинат, ведь с проблемой массового обеспечения жильем в наши дни может справиться только индустриальное, поточное строительство. ТДСК следует современным тенденциям: работает как с панельными конструкциями, так и с монолитно-каркасными, с кирпичом, деревом. Сегодня только комбинат способен заниматься комплексной застройкой: это микрорайоны Высотный, Радужный, Зеленые Горки. Кроме самих жилых домов строятся школы, детские сады, объекты социального назначения. Самое главное – под это все подводятся новые коммуникации: дороги, сети… Сегодня более 30% вводимого жилья приходится на долю ТДСК. И я могу сказать, что по качеству, привлекательности панельные дома в Томске не уступают кирпичным, к тому же органично вписываются в городскую среду.

 

Что нам стоит дом построить

– Как в городе и его окрестностях развивается малоэтажное строительство?

– Одна из позитивных тенденций в современном градостроительстве – появление крепких загородных поселков, расположенных в экологичных, красивых местах. Например, Серебряный Бор, Снегири неподалеку от Тимирязевского, Слобода Вольная около Зоркальцево. Здесь также используется широкий спектр строительных технологий: не только традиционные (кирпич, бревно, брус), но и передовые (строительные камни; газобетонные, пенобетонные блоки, стеклоблоки; каркасные, металлические, монолитные конструкции). Строить можно быстрее и эффективнее благодаря уходу от тяжелых грязных процессов. Есть интересные кровельные и фасадные материалы.

Однако стоит сказать, что эйфория по ИЖС прошла. Строительство коттеджей оказалось делом долгим и затратным. Если 30 квартир бригада из 6–8 человек возведет за два месяца, на то, чтобы построить дом, ей потребуется год. Даже там, где работы ведет один подрядчик (Серебряный Бор), строительство затягивается. Некоторые поселки даже не смогли встать на рельсы застройки. Большие инфраструктурные проблемы: с подъездными путями, стабильным электро- и водоснабжением, отведением стоков. Но в целом есть четкая ориентация на развитие индивидуальной жилой застройки как в окрестностях Томска, так и в области.

– В свое время громко обсуждались проекты строительства малоэтажного жилья эконом-класса, так называемых таун-хаусов. Как развивается это направление?

– Таун-хаусы – это промежуточный вариант между многоквартирным домом и собственной усадьбой, очень перспективный для нашей страны. С одной стороны, таун-хаус предусматривает собственный участок, с другой – позволяет сэкономить средства на подводящие инженерные коммуникации. Целый комплекс таких домов построен в Академгородке компанией «Газхимстройинвест». Возведен дом на Московском тракте. Есть примеры в Северске, в Томском районе. Таун-хаусы включаются во все планировочные проекты малоэтажных поселков.

 

Держаться корней

– Томск – город исторический. Какие проекты реставрации и реконструкции реализуются наряду с возведением новых зданий?

– Мы можем с гордостью говорить, что в XIX веке наша архитектура была на острие архитектурной мысли мирового уровня. В стране работали такие мастера, как Леонидов, Мельников, братья Веснины, Гинсбург, Черников, Лыгин. А вот в период после 1930-х годов XX века гордиться, по сути, нечем. В это время памятники архитектуры, культуры, опорные ключевые здания в виде храмов, монастырей, различных культовых сооружений уничтожались. Этот период принес огромный ущерб культурному наследию, деревянной архитектуре. Вместо одного хозяина в деревянные дома заходили несколько жильцов, бездумно прорубались несущие стены, разгораживались пространства. Непоправимый ущерб был нанесен конструкциям зданий: выносились печи, камины, делалось принципиально другое отопление. Весь этот процесс привел к тому, что значительная часть деревянного наследия, в том числе и особо значимых памятников, пришла в негодность и утрачена безвозвратно.

Деревянная архитектура есть и в других сибирских городах: Новосибирске, Барнауле, Тюмени, Тобольске. Чем отличаемся мы? В городе есть целые массивы, архитектурные группы, которые можно сохранить и использовать для современных функций: разместить там небольшие гостиницы, ресторанчики, ремесленные предприятия… К реконструкции и надо подходить комплексно: выделять определенный кусок и работать над ним. Хорошо отреставрирована усадьба Желябо – там четыре дома. Практически завершена реконструкция ул. Дзержинского от ул. Карташова до ул. Герцена, работы продолжаются до пер. Нечевского. К сожалению, частный инвестор неохотно идет на восстановление деревянных зданий из-за их большого износа. Ремонты преимущественно ведутся за счет бюджетных средств. Но примеры использования частного капитала есть: инвестор восстанавливает дом на ул. Крылова, 2, – там будет гостиница. Восстановлен дом на углу ул. Красноармейской и пр. Кирова – там сегодня находится детское кафе.

 

«Лицо Томска формирует уникальный ландшафт, улично-дорожная сеть, сочетание столичной архитектуры конца XIX – начала XX века в каменном исполнении и русской северной архитектуры – деревянного зодчества. И у Томска уникальное, неповторимое лицо. Когда будете в городах, построенных на пустом месте, вы обязательно кожей почувствуете: что-то не так, что-то сковывает, мешает свободе. Отсутствие исторического слоя создает ощущение ненадежности, безвременья. Но Томск не музей. В город приходит новая энергия – микрорайоны, улицы, мосты. И, на мой взгляд, этот сплав исторического наследия и молодости – главное, что есть в нашем городе».

Аркадий Шишкин, главный архитектор Томской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 2 =