Память не продается!

Томские реконструкторы воссоздали легендарный броневик

Чух-чух, и пару раз кашлянув сизым дымком, древний мотор броневика БА-64 мерно заурчал. Да как! На минимальных холостых оборотах, немыслимых для современных высокотехнологичных двигателей. Вот это да! Ему как минимум 69 лет. Да и условия хранения броневика отнюдь не гаражные. Полгода простоял на улице под снегом. И на дворе-то не июнь, а холодное февральское утро. А ему хоть бы хны. Тарахтит потихоньку. Вот так. Мое лицо расплывается в восхищенной улыбке. Делали когда-то вещи!

Сварили заново

Удивительная история воссоздания БА-64 на Томской земле началась несколько лет назад, когда сотрудникам местного военно-патриотического объединения «Крепость» досталось несколько откопанных на местах боев Великой Отечественной деталей от достаточно редкого броневика. Томичей, что называется, зацепил этот маленький «гробик». Машина действительно в профиль сильно его напоминает. Сибиряки решили воссоздать БА-64. Засели за Интернет. Кинули клич на всю страну, связались с другими военно-патрио­тическими структурами, реконструкторами. Постепенно начали накапливаться соответствующие запчасти. Поскольку броневичок создан на базе весьма распространенного раньше ГАЗ-67, то с мостами и рамой особых проблем не было. А вот бронированный кузов, сваренный из листов разной толщины (от 4 до 15 мм), – отдельная тема. Сразу стало ясно, что найти его в оригинале целым, да и не целым тоже, просто невозможно. Тогда написали письмо на Горьковский автомобильный завод, где машина изначально конструировалась, и попросили прислать чертежи. Горьковчане выполнили просьбу томичей. Так у нас оказались чертежи бронекапсулы. По этим чертежам она и была сварена заново. В полном соответствии с тем, как это делалось на заводе.

Почти детектив получился с поисками двигателя. Здесь он, как и коробка передач, напомним, от знаменитой полуторки ГАЗ АА. Долгое время движок не удавалось найти. Но вот появилась информация, что где-то недалеко от томского пункта приема чермета в земле закопан такой агрегат. Правда, он никогда не стоял на автомобиле, а был изначально смонтирован на мотопомпе. То ли она эксплуатировалась у пожарных, то ли на каком-то предприятии. Теперь этого уже не узнаешь. Конечно, верилось в этот «клад» с трудом, но решили все же эту информацию проверить. И действительно, все оказалось правдой. Двигатель извлекли из земли, почистили, отмыли, частично разобрали. Каково же было изумление реконструкторов, когда обнаружилось, что мотор практически новый. Следов износа на нем не было. Похоже, что мотопомпу за всю ее жизнь практически не заводили.

Даже пломбы сделали

Интересно, что на постройку обновленного БА-64 у томичей ушло не так уж и много времени. Около трех месяцев. Ни о каких годах речи не идет. Работать, правда, приходилось почти круглосуточно, начали где-то 23 февраля, а закончили к 9 мая. Решили во что бы то ни стало сделать машину к дорогому всем празднику. И сделали! Да, кое-что по мелочам оказалось неоконченным, например, механизм поворота башни. Но это в наше мирное время не так и важно. Тем более что пулемет в нее, пускай и охолощенный, решили не устанавливать. Или специальные пулестойкие шины, наполненные губчатой резиной. Такие сейчас уж точно не найти. Их заменили обычными, с ГАЗ-67. Главное, машина на ходу и почти полностью соответствует оригиналу. Заморочились даже на такие мелочи, как заводские пломбы с соответствующими надписями на некоторых деталях. Шанцевый инструмент. И даже родную пеньковую веревку приторочили.

Ну и что же получилось в итоге?

– Вот, смотри, – объясняет мне все тонкости заводки на морозе семидесятилетнего двигателя один из реконструкторов броневика Александр Катков. – Берем ведро горячей воды, заливаем в радиатор. Льем также на впускной коллектор – и вуаля.

Такой быстрой заводки, признаться, я от старичка никак не ожидал. Думал, будем его вообще буксиром таскать. А вот и нет.

– Ну и как на «этом» воевать? – еще больше изумляюсь я, проникая в «салон» через люк.

Это, кстати, нужно уметь делать. Салон, кстати, двухместный и достаточно просторный. Но вот расположение органов управления у обычного человека может вызвать шок. Руль чуть смещен вбок. Чтобы нормально устроиться на сиденье, нужно практически лечь на него, вытянув ноги вперед. При этом прямо между ног у вас оказывается коробка передач с рычагом ее переключения. Педали находятся где-то «за горизонтом» по краям двигателя. Я их вначале, как ни искал, так и не смог обнаружить. В общем, как говорят бывалые «харлеисты» – «я и мое гинекологическое кресло». Причем из него прекрасно видно внутренности моторного отсека, а также элементы подвески и даже асфальт под машиной. Ведь она не герметична. Огромных щелей хватает. Понятно, что без подготовки на такой «пепелац» садиться не стоит.

Я ее чувствую

– На этой машине могу ездить только я, – с гордостью отмечает Александр, – в ее постройке принимало участие человек десять. Но управлять ею доверяют только мне. Во-первых, детали здесь, как ты сам понимаешь, далеко не первой свежести. Порвать мосты, коробку можно легко. А где потом что взять? Да и сама коробка передач без синхронизаторов. Много ли ты знаешь сейчас водителей, которые слышали о двойном выжиме сцепления? А я профессиональный механик-водитель. Я ее чувствую.

При этом Александр как-то умудряется выжать сцепление и лихо стартует. Улицу наполняет характерный трансмиссионный гул. Да-а-а-а… Эти машины во время войны использовали для разведки. Но как? Ведь их слышно за километр даже без выхлопа! Я, конечно, утрирую. Но одновременно с этим проникаюсь огромным уважением к нашим дедам, которые смогли победить коварного и сильного врага, воюя на таких вот «гробиках». Без нормального обзора и тормозов, печки и прочих радостей. Да и бронирование они обеспечивали лишь противопульное. Надо отдать должное горьковским конструкторам, расположившим бронелисты под большим углом. Такое расположение обеспечивало хороший рикошет. Но ведь у немцев были и крупнокалиберные пулеметы, и орудия. От них такая скорлупка уж точно не спасала. И ведь воевали!

Броневик БА-64 начали выпускать весной 1942 года. А летом 1943-го эти машины уже приняли участие в боевых действиях на Воронежском и Брянском фронтах. В разных модификациях их выпускали до 1946 года.

В целом машины зарекомендовали себя достаточно хорошо, и за их создание конструктора автомобильной и бронетехники нашего земляка – томича Виталия Грачева удостоили Государственной премии.

Между тем Катков делает круг почета. Останавливается. Глушит машину. Сливает воду из радиатора и заканчивает свой рассказ.

– Мы были с нашим броневичком на нескольких Днях Победы, мероприятиях реконструкторов. Выедем 9 мая и в этом году. Ты вот спрашиваешь: сколько он стоит? Наверное, много. А сколько трудов в него было вложено! Как мы варили кузов – отдельный разговор. Но продавать БА-64 ни в какие коллекции не планируем. Для меня это в какой-то степени еще и личная история. Мой дед был призван в 1942 году на фронт и в том же году погиб. В моей памяти он навечно. А память не продается.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − один =