Томич, коллекционирующий автомобильную геральдику, собирает только оригиналы
Искренне влюбленного в автомобильное и мотоциклетное «железо» Глеба Агиенко в томской автомобильной тусовке знают многие. Но не все в курсе, что кроме машин и мотоциклов есть у него еще одна страсть – автомобильная геральдика. Его коллекция насчитывает не одну сотню маскотов, эмблем. Причем в подавляющем большинстве – советских.
Необычный учебник истории
Все, как и у многих, началось у Глеба в далеком детстве. В пятилетнем возрасте мальчишка обсмотрел все машины в окрестностях, любуясь их красивыми, буквально завораживающими эмблемами.
– В то время автомобили были только советские, – вспоминает он. – Иномарки еще не покорили наш рынок. Причем отработавших свое четырехколесных «старичков» хозяева не сдавали на чермет, как сейчас, а вывозили в близлежащие овраги, поля, на свалки и оставляли там умирать. С этих машин я и снимал эмблемы, катафоты. Как сейчас помню, первой появилась хромированная эмблема 412-го «москвича».
Дальше – больше. Вскоре у Глеба уже образовался целый мешок красивых автомобильных «блестяшек», но назвать их коллекцией, наверное, можно было с большим трудом. Все это добро просто лежало в ящике. Но с годами, продолжая собирать эмблемы, накопотные украшения, томич стал понимать, что эти «железки» не просто красивые штучки. За ними стоит автомобильная история государства. И отнестись к ней нужно уважительно. Ящик этому явно не соответствовал.
– Беря в руки один из главных экспонатов коллекции – эмблему ЗиМа, невольно задаешься вопросом: откуда такое название? Почему Горьковский автозавод вдруг был переименован в завод имени Молотова? А потом обратно в ГАЗ? Сразу возникает желание окунуться в эту тему, расширить свои познания, – отмечает томич. – Всплывает очень много интереснейших нюансов. Например, эмблема ЗиМа вначале была с красным фоном в центре, потом, во времена переименования, он стал черным. Следом фон вообще убрали и сделали эмблему целиком хромированной. А если мы окунемся в разновидности волговского оленя, то вообще рискуем погрузиться в историю не на один час.
Шесть лет назад Глеб решил соответствующим образом оформить свои «накопления». Смонтировал специальный стенд у себя дома. Со вкусом распределил на нем накапотные украшения. Но это пока не окончательный вариант оформления. Скоро будет сделан новый. А на этом останутся только самые ценные и редкие автомобильные цацки. Кстати, до автомобильной геральдической коллекции Агиенко собрал коллекцию советской мотоциклетной геральдики. С этим проще. Все-таки моделей мотоциклов, мотороллеров в СССР выпускалось гораздо меньше, чем авто. Но недавно Глеб решил с ней расстаться. Срочно потребовались средства. Коллекцию у него купил другой коллекционер. Так что все попало в хорошие руки.
«Железо» греет душу
– Своей коллекцией автомобильной геральдики я сохраняю культурное, техническое наследие, – считает томич. – Ведь какая-то простая железка с древнего «запорожца» так не цепляет, как эмблема от него, которых, кстати, было великое множество разновидностей. Вообще, я давно хотел организовать небольшой музей техники. У меня в различное время ее было много и разной. Но сейчас для этого просто нет возможности, больших площадей. А для геральдики много места не нужно. Так что свою любовь к «железу» я выплескиваю таким образом. К сожалению, я не могу спасти какие-то редкие модели машин, а вот память о них, отраженная в эмблемах, – вот она!
Ну а где же Глеб Агиенко берет накапотные украшения? Как пополняет коллекцию?
Времена отколупывания понравившихся «железок» с четырехколесных «мертвецов» ушли в прошлое, как и детство. Глеб давно вырос, обзавелся семьей, но своему увлечению не изменил. С 2000-х годов, собирая коллекцию, он стал активно пользоваться современными благами компьютерной цивилизации: соцсетями, мессенджерами, сайтами с объявлениями. Нашел в интернете новых друзей, тоже увлекающихся автомобильной геральдикой. А удовольствие это, надо сказать, недешевое. Коллекционер подсчитал, что, например, за 2018 год он потратил на геральдику немалую сумму: около 70 тыс. рублей. Что делать, редкие эмблемы стоят дорого. Например, редчайшая силуминовая эмблема от раритетного автобуса ЗиС-155, которая есть у томича, оценивается сегодня в пределах 70–100 тыс. Глебу удалось «забрать» ее намного дешевле. Но это большая удача, такие удачи нынче очень редки. Также редкость, когда эмблемы просто дарят, но и такое бывает.
– У меня есть принцип, – отмечает коллекционер, – я собираю в основном металлические эмблемы, орнаменты или, как называют такие элементы многие коллекционеры, «кокарды», «гребни». Пластик, облитый серебрянкой, не люблю. Хотя существуют редкие эмблемы, сделанные только в пластике. И кое-что из этого у меня есть. Но, повторюсь, в основном такие вещи – исключение. Все-таки «железо», как это банально ни звучит, греет душу. Беря в руки эти массивные, можно сказать, монументальные изделия, часто состоящие из нескольких элементов, в которых присутствуют хром, горячая эмаль, стекло, пластик, понимаешь – делали на века. Как, впрочем, и сами машины в то время. И сразу возникает гордость за державу.
К слову, составная эмблема от правительственного «сталинского» лимузина ЗиС-110 – целое произведение искусства. Сегодня найти ее целой практически нереально. Да и стоить она будет космических денег. Глебу повезло, в столице он познакомился с коллекционером Алексеем Милешиным, который дал томичу на время составные части от такой эмблемы. И Глеб на 3D-принтере напечатал копию. Но ее тоже необходимо доводить до ума. Например, изготавливать специальный красный пластик, имитирующий флаг Страны Советов, находящийся в центре композиции. Его, кстати, одно время было модно подсвечивать. Внутрь эмблемы Кулибины 1940-х вставляли лампочки, попортив не один «гребень». Так что, даже имея желание и средства, купить можно далеко не все. Глеб очень горд зисовской эмблемой, которую он обязательно сделает как надо. Пускай это и новодел. Но даже таких новоделов у большинства коллекционеров сегодня нет.
Менее 30 коллекционеров занимаются в России автогеральдикой.
Опаленные войной
Отдельный разговор – военная «копанина». На специальных сайтах время от времени появляются автомобильные эмблемы, найденные поисковиками на местах боев Великой Отечественной. Они тоже есть у Глеба. Например, две опелевские эмблемы– «дирижабли» от легкового «Опеля-Кадета» (будущего «москвича») и знаменитого грузовика «Опель-Блица» – рабочей лошадки вермахта. Конечно, их состояние, что называется, не ахти. Но для Глеба важно то, что они «оттуда», с мест, опаленных реальной войной. Причем с клеймами и надписями, которые так любили немцы. Примечательно, что в коллекции Глеба есть и эмблема американского легкового бьюика, также найденная на местах боев в Калининградской области. Откуда взялась там недешевая американская машина? Кто на ней ездил? Явно не солдаты и даже не младшие офицеры. Ну и, конечно же, присутствуют знаменитые мереседесовские трехлучевые «звезды», в том числе времен войны. Помнится, в 1980–90-х куда их только не «колхозили»…
– Когда я в интернете делюсь с другими людьми рассказом о своем хобби, – жалуется Глеб, – то многие комментируют, что, мол, я нехороший человек, хожу по дворам и отрываю у автомобилей красивые эмблемы. Меня это очень обижает. Злопыхатели не понимают, что я уже давно не дворовый сорванец, человек вполне законопослушный, сам коллекционер. И не стоят уже сегодня во дворах машины, с которых можно было бы похитить то, что мне интересно. Такие старинные авто либо в музеях, либо в коллекциях. Да и чисто технически – крепились подобные маскоты, украшения в былые годы всерьез, болтами и гайками. Это не сегодняшний двусторонний скотч. Чтобы демонтировать красивую хромированную эмблему и не повредить, нужно очень постараться. Эмблема со 110-го ЗиСа, например, штатно крепится в шести местах.
Еще один принцип Агиенко – в коллекции должны быть эмблемы, уже стоявшие на действующих автомобилях. Новодел или просто новые вещи из магазина или же украденные с завода (а было и такое) не приветствуются. То есть важна история того или иного накапотного украшения, его, так сказать, прошлая жизнь.
Интересно, что в коллекции присутствуют, скажем так, сопутствующие эмблемы. Ведь многие автомобильные заводы занимались изготовлением и других товаров народного потребления. Тот же ЗиЛ производил супернадежные, овеянные легендами одноименные холодильники. Как не отдать им должное и не прикрепить к стенду красивую эмблему с такого холодильника? Известно, что некоторые из них работали без поломок несколько десятков лет. А велосипеды ЗиС? Кто еще помнит такие?
Стремясь расширить коллекцию, Глеб Агиенко не останавливается на достигнутом. Каждое его утро начинается с просмотра соответствующих сайтов, объявлений. Вдруг что-нибудь выстрелит?
– Я действительно увлеченный человек, – смеется он. – За редкую вещь ничего не пожалею. Считаю, каждый человек должен быть чем-то увлечен. Без этого жить слишком скучно.
Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев