Паркур в школе: современный подход или опасные игры?

Итоги подводить еще рано. Показателем успешности будет считаться число образовательных учреждений, которые захотят сотрудничать с организаторами после окончания проекта (например, в рамках школьных мероприятий «Рубеж», «Зарница»), и количество ребят, которые придут заниматься паркуром

В томских школах прошли первые уроки паркура в рамках экспериментального проекта «Физкультура 2.0». Организаторы обучают желающих основам самостраховки, показывают основные элементы трюков и объясняют: паркур – это не так страшно, как кажется.

 Понятные опасения

Из окна учительской виден темный и заснеженный школьный двор. Открытый урок паркура в школе № 15 поставили на полшестого вечера, и завуч Марина Николаевна опасается, что ребята, которые учатся здесь только в одну смену – первую, не придут из дома на внеклассное занятие с непонятным названием.

– У нас и так в старших классах больше девочек, мальчишек мало, а из тех, кто есть, многие состоят на учете, – сетует Марина Мурзина, заместитель директора по воспитательной работе. – Если честно, я очень настороженно отношусь к этому мероприятию. Конечно, мы всегда рады занять своих ребят, предложить им что-то новое, интересное, но уж больно это опасно. У нас кругом стройки, мальчишки полезут сдуру – не дай бог разобьются…

Инициатива молодых томичей, представителей Федерации экстремальных видов спорта Томской области, проводить в школах открытые занятия по паркуру вызвала немало споров и опасений среди родителей и учителей школ. Однако Виктор Пак, один из организаторов проекта, убежден: дети все равно лазят по гаражам и стройкам, так что, если специалисты не расскажут ребятам о технике безопасности и необходимой физической подготовке, ситуация с детским травматизмом будет только хуже.

Зарядка без экстрима

В спортзале молодые парни собирают переносные снаряды для занятия, укладывают маты. Постепенно подтягиваются дети, классы – от пятого до девятого: мальчишки лазят по шведской стенке, три девочки заглядывают в зал и убегают переодеваться в спортивную форму.

– Ну что, начнем? – Виктор Пак собирает ребят, которых набралось человек двадцать. Слово «паркур» в этой шеренге слышали человек 6–7, но вступительная речь занимает у инструктора минут пять, не больше.

– Паркур – это система перемещения в пространстве, и мы с вами попробуем, как это делается, – говорит Виктор. – Распространенное заблуждение, что паркур – это бешеное количество акробатики: приду на первое занятие и начну сальто крутить. Это не так, ко всему надо готовиться, разминаться.

При словах «встаем на разминку» многие начинают потихоньку пробираться к выходу, кто-то остается на лавочках в углу:

– Я только посмотреть, – отнекивается один из школьников.

– А я кроссовки забыл, посижу, – подает голос второй.

В центр зала выходят всего пять человек, они явно смущаются взглядов и неловко смеются. С ними инструкторы и начинают занятие: упражнения для разогрева мышц, прыжки в длину и вверх, кувырки и перекаты, прыжки через препятствия. К мальчишкам присоединяются девочки, ребята включаются в процесс и немного расслабляются. Вздыхают спокойней и тренеры: кажется, занятие пройдет успешно.

 Пять по физкультуре

Урок в разгаре, завуч с директором сидят в зале на скамейках, волнуются, подбадривают упорных.

– Конечно, если это под присмотром грамотных специалистов, на правильном оборудовании, тренеры их страхуют, – так заниматься можно, – говорит Виктор Васильев, директор школы № 15 им. Г.И. Николаевой. – Но проводить такие занятия на постоянной основе в школе я бы не стал. Во-первых, здесь нет чего-то принципиально нового: те же элементы гимнастики и общефизической подготовки, которые есть на обычном уроке физкультуры. Во-вторых, сейчас это ново и интересно, а как только станет постоянным, обязательным, интерес неизбежно упадет. И вообще, все это хорошо до первого несчастного случая, где вся ответственность ляжет на школу.

В конце открытого урока раскрасневшихся и почти выдохшихся школьников ждет контрольное преодоление полосы препятствий – с бегом, балансированием, прыжками через специальные снаряды высотой около метра и лазанием по искусственной стенке. Справляются без посторонней помощи только двое, но стараются все.

– Молодцы, пятерки по физкультуре заслужили без разговоров, – улыбаются инструкторы, раздавая брошюрки с информацией о паркуре и своими контактами.

– Наверное, я боялась больше, чем нужно, – признается Марина Мурзина и, обращаясь к организаторам, добавляет: – Вы мне дайте брошюру, мы ее выложим на наш сайт, пусть школьники знают.

 «Название нашего проекта подразумевает обновление физической культуры путем внесения в нее различных современных направлений. Мы начали с паркура, но, думаю, это большой шаг и для остальных движений, например для современных танцевальных направлений, всего, что может заинтересовать молодежь и помочь ей найти себя. Даже если паркур не заинтересует школьников, возможно, они пойдут в другую секцию, захотят заняться спортом – это уже будет наш успех».

Виктор Пак, представитель Федерации экстремальных видов спорта Томской области

Справка «ТВ»

Проект «Физкультура 2.0»

является победителем муниципального конкурса грантов «Новая молодежная политика». Основные задачи: пропаганда здорового образа жизни, обновление существующей системы преподавания физической культуры и вовлечение в систематические занятия физической культурой учащихся школ, профессиональных училищ и вузов посредством проведения выездных занятий по паркуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =