Перекличка эпох: Георгий Марков

Георгий Марков (1911–1991)

Георгий Марков

Георгий Марков (1911–1991) родился 6 (19) апреля 1911 года в селе Новокусково Асиновского района в семье охотника-медвежатника Мокея Фроловича и крестьянки Евдокии Васильевны. В 1927–1931 годах был на комсомольской работе в Томске. В 1930–1932 годах учился на вечернем отделении Томского государственного университета, но не окончил его. В 1931–1941 годах Георгий Марков работал редактором детского журнала «Товарищ» и газеты «Большевистская смена» в Новосибирске, газеты «Молодой большевик» в Омске. Член Союза писателей СССР с 1943 года. С 1936-го начал печататься. Писателю присущи внимание к крупным и цельным характерам людей из народа, искусство реалистического бытописания, постановка важных социально-нравственных проблем.

Участник Великой Отечественной войны: с июня 1941-го служил военным корреспондентом газеты «На боевом посту» Забайкальского фронта, участвовал в разгроме Квантунской армии. В 1956-м переехал в Москву, где стал секретарем правления Союза писателей СССР, в 1971-м – первым секретарем правления и в 1977-м – председателем правления. Член Центрального комитета КПСС с 1971 года. Депутат Верховного Совета СССР 7–10-го созывов. В 1978-м получил Ленинскую премию и передал ее на создание библиотеки в родном селе.

С 1979 года Марков был председателем Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры. В январе 1989 года по собственному желанию покинул пост председателя правления Союза писателей СССР. Умер Георгий Марков 26 сентября 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

За свою жизнь был отмечен многочисленными государственными наградами: дважды Герой Социалистического Труда, имеет четыре ордена Ленина, орден Октябрьской революции, ордена Трудового Красного Знамени и Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 года», «За победу над Японией», «За укрепление боевого содружества». В апреле 1981 года, к 70-летию со дня рождения, Георгию Маркову было присвоено звание почетного гражданина города Томска.

Александр Чуприн

Александр Чуприн, депутат Думы города Томска:

– Георгий Мокеевич Марков – личность большая и неоднозначная. С одной стороны, он очень хорошо вписался в советскую эпоху: из простой семьи, идеологичен. Вступив в комсомол в середине 1920-х, сразу начал активную общественную деятельность, заведовал теоретическим отделом Новосибирского крайкома комсомола, выступал в местных молодежных периодических изданиях…

Яркое писательское дарование реалиста-бытописателя нашло свое отражение в романе «Строговы», где показано зарождение и развитие партизанского движения в Сибири во время революции. Писатель проследил историю одной семьи пчеловодов на протяжении трех поколений. Остальные его произведения – 11 романов и рассказы – о войне, о судьбах простых людей. Его книги были популярны не только в народе, но и у правящей верхушки: пять романов экранизированы, а два из них – «Соль земли» и «Грядущему веку» – стали многосерийными фильмами. О таком успехе многие и мечтать не могли! Но зеленый свет произведениям Маркова и его общественно-политической карьере абсолютно логичен: он был не только талантлив, но и идеологически правилен. Марков в 1973 году одним из первых подписал письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» против Солженицына и Сахарова.

Кажется, все с этим Марковым понятно: типичный функционер, вовремя почувствовал, куда ветер дует. Так говорили и думали многие. Но не был Георгий Мокеевич приспособленцем! Просто так получилось, что совпали веления его души с существующим строем. И именно поэтому во время войны он, уже известный писатель, не отсиживался в тылу, в штабе, а работал в самом пекле – как военный корреспондент и простой солдат. Он защищал Советский Союз, свою коммунистическую Родину. И малую Родину свою знаменитый писатель не забывал: передал в дар местной библиотеке свою собственную коллекцию книг, любовно собираемую в течение всей жизни, помогал землякам не только словом, но и делом.

А во время перестройки Марков добровольно сложил с себя все административные и общественные обязанности, хотя мог бы продолжать почивать на лаврах, изменив свои взгляды в угоду времени и обеспеченной старости. Но он не стал. Не пошел против себя, своей «насквозь социалистической» души. И даже недоброжелателям стало понятно, что идеализированные образы коммунистов в произведениях Георгия Мокеевича – это не комплимент власти, а его собственное видение. И потому он навсегда остался советским человеком и, безусловно, знаковой фигурой в отечественной культуре XX века периода так называемого застоя.

Георгий Марков не забыт и по сей день. В Иркутске, где он работал, открыта мемориальная доска в его честь. В родном селе Новокускове проводятся Марковские чтения, читательские конференции и литературные вечера, куда приезжают из Москвы дочь Екатерина, актриса, зять – артист Георгий Тараторкин, внук Филипп. Кто-то, может, и скажет: хватит, мол, посмертных дифирамбов певцу коммунистического строя! Я же считаю, что идеологическая последовательность, умение отказаться от общественного положения ради своих убеждений – пример, достойный уважения. Немногие из современников Георгия Мокеевича оказались на это способны. Кстати, незаурядную личность Маркова высоко оценивали и на Западе: уже после его смерти историк Джеймс Эванс написал в Оксфорде работу «Георгий Марков и искусство социалистического реализма».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 4 =