Персонал – предмет гордости Сбербанка России

К 170-летию Сбербанка России:

по страницам истории

 На страницах «ТН» мы провели для читателей небольшой экскурс в историю зарождения и развития сберегательного дела в России и Томской области. Сегодня мы расскажем о том, как и чем живет трудовой коллектив старейшей финансовой компании. Кто они, люди, которые строили, развивали и укрепляли крупнейший банк страны?

Банк – это не только деньги, ценные бумаги, процентные ставки и прибыль. При всей их важности и значимости необходимо помнить: за ними всегда стоят люди. Сегодня в Томском отделении № 8616 ОАО «Сбербанк России» трудятся 1 293 человека, а в целом коллектив Сбербанка России насчитывает около 240 тыс. сотрудников. Абсолютно все показатели работы банка зависят от их кропотливого повседневного труда. И глубоко ошибаются те, кто считает этот труд легким.

 

Каждый банковский рабочий день – это огромное число сложнейших операций и огромный же объем задействованных в них денежных средств: сотрудники ежедневно осуществляют сотни различных операций с чужими деньгами, что, разумеется, налагает на них колоссальную ответственность. От скорости и качества этих операций зависит не только успех клиентов в бизнесе, но зачастую и их семейное благополучие, здоровье, а порой даже сама жизнь. Для того чтобы средства поступали своевременно, вклады хранились надежно и эффективно, платежи зачислялись по назначению, от банковских служащих требуется повышенная внимательность, точность, оперативность и очень большая стрессоустойчивость. В силу этих обстоятельств работа банковского служащего требует, с одной стороны, высокого профессионализма, а с другой – качественных условий труда и сложных технологий.

экскурс в историю

Необходимо отметить, что с последним условием в Сбербанке на протяжении большей части его истории существовали значительные проблемы. Начиная с 1841 года банк ориентировался на работу с многочисленной аудиторией клиентов и большим числом вкладов, а технологии финансового дела достаточно долго были на очень низком уровне развития. Во многом это было обусловлено социальными условиями работы банка. Особенно это касается советского периода его истории, когда в дефиците было все: квалифицированные кадры, возможности стимулирования и мотивации сотрудников, банковское оборудование, площади и даже топливо для помещений сберкасс. При этом деятельность сберегательных учреждений не была объектом приоритетного внимания руководителей народного хозяйства страны. Они, будучи полностью государственным учреждением, обеспечивались по остаточному принципу. Так, Григорий Федорович Никулин, проработавший пять лет начальником Томского областного управления Гострудсберкасс, в 2001 году вспоминал о том, как в 1950-х годах, в условиях большого дефицита помещений для сберкасс Томска, областное руководство после многочисленных обращений выделило управлению здание по ул. Герцена, возле городского сада. Силами управления в здании был сделан ремонт, все готовились к новоселью, но области понадобилось помещение под телеателье – и здание у сберкасс забрали, а другого помещения так и не нашли.

А оборудование? Банковские операции требуют сложных и исключительно точных вычислений. И достаточно долго служащие были вынуждены совершать их самым примитивным образом: на бумаге – в столбик, либо на счетах. Апофеозом технического оснащения вплоть до 1970-х годов был механический арифмометр «Феликс» (такой можно увидеть в экспозиции Музея истории сберегательного дела Томского сбербанка). Редкостью был обыкновенный электронный калькулятор. Даже в середине 1980-х в Гострудсберкассах СССР с использованием электронно-вычислительной техники осуществлялось не более 15% операций.

Не радовала и оплата труда. Средняя зарплата у людей, проводивших операции с миллионами советских рублей, сильно отставала от средних показателей по стране. Премии за серьезные трудовые успехи редко превышали 15 рублей. То, что сегодня именуется соцпакетом, а в советские времена называлось соцкультбытом, также уступало таковому на промышленных предприятиях. Неудивительно, что сберкассы испытывали постоянный кадровый голод (в иные годы – до 30% от потребной штатной численности), а социальный статус служащего сберкассы был невысок. Зато высока была текучесть кадров, причем имеющийся объем работ распределялся на тех, кто оставался.

Тем не менее сберегательные учреждения (в том числе и на Томской земле) не только не снижали показателей, но явили своеобразное экономическое чудо. За послевоенный период число вкладов и вкладчиков в Томске и области выросло в десятки раз, а средний объем вклада вырос в пять раз и перешагнул за одну тысячу советских рублей. И ни разу сберегательные учреждения не допустили серьезных сбоев в своей работе.

 

Носители лучших традиций

Традиции надежности и эффективности у Томского областного управления Гострудсберкасс СССР были переняты Томским отделением № 8616 Сбербанка России. А живые носители любых традиций – это сотрудники, начинавшие свою банковскую карьеру в системе Гострудсберкасс СССР и прошедшие долгий трудовой путь. Многие из них стали основателями банковских династий: работу в Сбербанке России выбрали в качестве профессионального пути их дети и внуки.

Раиса Филипповна Дементьева отработала в системе Сбербанка около 15 лет. В мае 1982 года она пришла из органов административного управления в систему Гострудсберкасс на должность управляющего центральной сберкассой № 7707 г. Томска-7 (ныне Северска). Эта сберкасса всегда считалась одной из лучших в Томском областном управлении, неоднократно признавалась победителем в социалистическом соревновании, премировалась. Дочь Раисы Филипповны, Алла Альбертовна Бочкова, начинала свою трудовую деятельность в областном статуправлении, но в начале 1990-х годов перешла в банковскую сферу. Сегодня она трудится контролером-кассиром в дополнительном офисе № 166. В этом же подразделении работает и внучка Раисы Филипповны – Ольга Андреевна Титкова. Она выполняет обязанности промоутера (консультанта на устройствах самообслуживания). В семье подрастает и четвертое поколение: правнучке Раисы Филипповны четыре года. «Будет ли она работать в Сбербанке? Не знаем, – смеются прабабушка и бабушка, – мала еще, подрастет – сама решит, но мы были бы рады».

Нина Ивановна Ерофеева начинала свою деятельность в томских сберкассах в далеком 1959 году – с должности контролера. Выросла до заместителя главного бухгалтера сберегательной кассы. Выйдя на пенсию в 1993 году, продолжила работу в должности бухгалтера. Стаж Нины Ивановны в системе Сбербанка России составляет 35 лет. В Томском отделении банка работают и ее две дочери: Галина Николаевна Власюк трудится в отделе кадров, а Елена Николаевна Ханжова – в отделе по работе с юридическими лицами. На вопрос, повлияла ли ее работа на выбор профессии детьми, Нина Ивановна отвечает:

– Не знаю, они сами так решили. Я их специально на это не ориентировала. В советские времена дети и родители не могли работать в одном подразделении сберкасс, это запрещалось инструкцией. Хорошо, что все изменилось сегодня.

Многие десятилетия отдала Томскому сбербанку Таисия Григорьевна Карпова. В апреле 1948 года она пришла на работу в Туганскую районную сберкассу. На этот момент ей не исполнилось еще и семнадцати. Начинала Таисия Григорьевна контролером, затем работала инспектором, с 1953 года заведовала в Томске «исторической» сберкассой (первая возрожденная в Томске после гражданской войны касса на пл. Ленина, 12). Дочь Таисии Григорьевны – Галина Борисовна Коновалова – была заведующей сберкассой, а в целом проработала в Сбербанке почти 39 лет. В Томском отделении банка работала и внучка Таисии Григорьевны – Надежда Николаевна Коновалова.

 

верность ценностям

В современном Сбербанке изменилось практически все: появились передовые компьютерные технологии и средства связи, комфортные условия работы. Социальный статус банковского служащего значительно вырос: желающих работать в банке намного больше, чем вакансий. При этом новые условия работы предъявляют к персоналу повышенные требования: высокий профессионализм, обширные знания, инициативность, клиентоориентированность. Современный банковский служащий должен быть гибким, адаптивным к изменениям, постоянно обучающимся. И именно таким является коллектив Томского отделения Сбербанка.

В преддверии празднования 170-летия Сбербанка России лучшие сотрудники отделения получат заслуженные награды: дипломы, грамоты, благодарственные письма от имени президента банка, председателя Сибирского банка, управляющего Томским отделением, администраций городов и районов. Их фотографии будут помещены на Доску почета, ими будут гордиться сослуживцы, их имена займут достойное место в Музее сберегательного дела. Потому что, как бы ни менялся современный мир и современные технологии, но успех любой компании, любого дела на 90% зависит именно от людей. А коллектив Сбербанка, уверенно глядя в будущее, помнит о своей истории и хранит верность тем ценностям, которые вполне можно назвать вечными: любовь к профессии, высокая ответственность, надежность, добросовестность, трудолюбие, внимание и отзывчивость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 11 =