Идеальная нить в руках хирурга должна быть прочной, нескручивающейся, пластичной, асептичной, саморассасывающейся… Список требований к шовным материалам, используемым в медицине, содержит не один десяток пунктов. Им в полной мере соответствуют нити, которые будут ткать томские химики. В течение полутора лет разработка хирургического шовного материала на основе полимеров гликолевой и молочной кислот превратилась из проектно-сметной документации в опытное производство полного цикла, пробный запуск которого состоялся на этой неделе. Разработка технологии и организация опытного участка обошлись в 360 млн рублей. Половину суммы в рамках целевой программы выделило Министерство образования и науки, еще 180 млн – деньги госуниверситета и партнеров. По предварительным оценкам, на участке будут производить до 100 кг бесценных нитей в год.
Невидимые нити
Начальным сырьем для нитей служит глиоксаль, который получают в соседнем цехе. Затем из глиоксаля синтезируют гликолевую кислоту. Второй компонент – молочная кислота – поступает уже в готовом виде.
– Дальше из этих кислот мы получаем мономеры: гликолид и лактид, – рассказывает руководитель проекта Ольга Бабкина, – из них выстраивается полимерная цепочка. Фактически это основа будущей нити.
Затем уникальная техника, спроектированная томскими инженерами и сделанная специалистами из Японии, Германии и России, выдает на-гора хирургическую нить. В зависимости от потребностей она может быть разной толщины и цвета. Прозрачный шовный материал используют в пластической хирургии, цветной – для обычных операций. Врачи считают цветные нити более удобными, так как они хорошо видны. Также в такую нить можно добавить лекарственные препараты, которые будут поступать в организм пациента по мере рассасывания материала.
– Завершающий этап – стерилизация и вакуумная упаковка уже готовых нитей, – поясняет Бабкина, – мы делаем это в специальном растворе, так как сополимерный материал не выдерживает ни воздействия радиации, ни высоких температур.
Трансформеры
Специалисты говорят, что в следующем году биоразлагаемые нити дойдут до пациентов. Уже завершены доклинические испытания, теперь на очереди клинические – первые раны должны быть зашиты уже в ноябре – декабре. Если все пройдет удачно, изобретение томских ученых зарегистрируют и поставят на поток. Их производством на собственной базе уже заинтересовалась компания из Дубны «Дельрус». Она же будет заниматься распространением шовных материалов по медицинским учреждениям страны по своим дистрибьюторским каналам.
– Выходить на международные рынки мы пока не планируем, – говорит Ольга Бабкина, – этот проект импортозамещающий. Каждый год в Россию завозят около 20 тонн кетгута, саморассасывающегося шовного материала. Но он может вызывать аллергические реакции и отторгаться, так как сделан на основе животного белка.
При использовании нитей, синтезированных в томской лаборатории, вероятность аллергических реакций и отторжения практически равна нулю. Хирурги уже предвкушают, что срок восстановления послеоперабельных больных сократится, следовательно, снизятся и затраты на реабилитацию. Кроме того, подобное производство создаст базу для выработки и других необходимых в медицине материалов, имплантов, поддерживающих сетей, которые бы помогли пациентам, страдающим от грыж и опущений внутренних органов.
– Такие проекты обычно не останавливаются, – комментирует инновационную разработку замгубернатора по научно-образовательному комплексу Алексей Князев, который в свое время начинал исследование свойств глиоксаля, – они дают еще десяток направлений. Сохраняя сырьевую и технологическую основу, но по-разному ориентируя производство, мы получим разные проекты.