Пираты XXI века

Сунуть нос к сибирякам они не рискнули

Переход Сокотра – Джибути. Снимаемся с якоря. Курс на вход в гуманитарный коридор, который инициирован морскими службами Великобритании для обеспечения безопасности проходящих через Аденский залив и Красное море торговых судов. До входа в коридор 220 миль. Двое суток напряжения, потому что до ближайших сомалийских островов 40‑50 миль. До побережья Сомали 100 миль. Стас продолжает себя плохо чувствовать. Физически работать не может. Но на моё предложение освободить его от несения вахт, ответил отказом:

– Мне будет ещё хуже, – заявил Стас. Несем вахты втроём по четыре часа. Ночь с 17 на 18 апреля тревожная. Сильный дискомфорт. Несмотря на ночь, горизонт хорошо просматривается, благодаря лунному свету. Впереди справа налево наш курс пересёк танкер. Идёт без огней. Для нас это удивительно.

– Опасается пиратов, они могут захватить танкер с целью продажи нефти, поэтому капитан не зажигает огней, в надежде, что пройдут незамеченным, – комментирует Стас. Мы также не зажигаем огней. Ночная вахта – триллер. Второй час напряжённо всматриваюсь в темноту. В основном смотрю вперёд и влево, к берегам Сомали. Но не забываю осматривать весь периметр. Вахта превращается в психологическое испытание. Непонятное чувство. Страх, опасения, осторожность. Можно как угодно назвать это состояние. Психологический дискомфорт, один из самых высоких за всю экспедицию. А ведь мы в пути уже два года и десять месяцев. Скорее бы вахта закончилась, разгрузить голову, снять нервное напряжение. Что это там слева, кажется огонёк. Нет, показалось. Раньше мы ждали с надеждой любого огонька. Сейчас ожидание увидеть огонёк вызывает страх.

Корабль-прищепка

… Три раза в сутки высылаем в Береговой штаб Юлии Коврижных координаты и информацию о курсе и скорости, сколько миль до гуманитарного коридора, сколько миль до Джибути. Юля передаёт информацию в UKMTO. В случае опасности нападения пиратов есть надежда на помощь от этой британской организации. UKMTO оповестит все военные корабли – нам помогут. Хочется в это верить. Несу вахту с 8:00 до 12:00. Жара. Океан тёмно-синий, спокойный. Лёгкая бортовая качка. Ветер юго-восточный слабый. Паруса еле тянут. Помогаем мотором. Надо быстрее пройти опасную зону. 11:40 видим два судна в 3–4 милях за кормой. Идут в паре с юга на север. Рассматриваем в бинокль. Радуемся, опознав в судах карго. В этой акватории суда часто объединяются в группы, что снижает риск захвата пиратами. 10‑15 лет назад, да и вообще последние 50 лет сомалийские пираты были грозой территории. Для прохождения через Аденский залив яхты объединялись в конвои. Стартовали от Салата, Оман и шли вместе до Джибути. Формировали ромб, по углам суда помощнее. Устанавливали скорость, которую обязаны были выдерживать все. Проблемы начинались, когда кто-то не держал заданную скорость. Тогда общий темп снижался, риск пиратского нападения повышался. Все яхты должны были идти без огней, убирать радарные отражатели, днём включать рации УКВ. Это всё было чрезвычайно трудоёмко. В конце концов, несколько лет назад ЕС, США, Россия, Китай, Индия увеличили присутствие ВМС в этом районе. Был создан коридор безопасности, при следовании которым увеличивается вероятность присутствия поблизости военного корабля. Гарантии полной безопасности нет, но шансы увеличиваются. Коридор состоит из двух частей. Идущие на запад пользуются Северной частью коридора, ширина которой пять миль. Идущие на восток – Южной частью коридора шириной те же пять миль. Между ними буферная зона две мили. Наша задача как можно быстрее достичь Северного коридора, а до него ещё более 100 миль нервозности, напряжения, страха. 12:00 Сдаю вахту. Готовлю традиционный салат: два огурца, пять помидоров, луковка, три зубка чеснока, один лайм, соль, подсолнечное масло. Вкуснотища!!! Океан спокоен и синь. Лепота! После отдыха выхожу на палубу. Филипп сообщает:

– Чужих кораблей нет.

Филипп рисует море пастельными карандашами. Художник… В 20:00 Заступаю на вахту. До входа в коридор 73 мили. Небо чёрно-белое. Ярко светит Луна. Огней не зажигаем. 4 часа напряжённо всматриваюсь в горизонт, опасаясь увидеть огни пиратского судна. Горизонт пуст. В районе 21:00 была странная ситуация. Вижу боковым зрением, что справа прямо рядом объект. Резко вскакиваю, оборачиваюсь. Поверхность океана хорошо освещается. Смотрю несколько минут вдоль левого борта вдаль. Никого. Сажусь, наблюдаю за приборами. Чувствую, сзади кто-то есть. Смотрю боковым зрением, вижу небольшой корабль. Вскакиваю, всматриваюсь в темноту. Ничего и никого. Думаю, где-то рядом пираты, а я не могу их увидеть. Быть беде… В третий раз боковым зрением вижу небольшой корабль. Теперь уже не резко, а медленно поворачиваю голову направо. Вижу объект, он приближается. Становится всё более отчетлив. Вот оно! Это оказывается на леере болтается прищепка. В темноте я её вижу позади себя боковым зрением, а когда оборачиваюсь и смотрю вдаль, прищепка пропадает. Я не вижу ее, маленькую, вблизи, потому что смотрю вдаль. Сколько адреналина я поймал с прищепкой-кораблем. Уже думал всё – пираты! Обошлось.

Чёрный-чёрный динозавр

Я заболел. Насморк, горло болит, головная боль. Простуда. Ночью меня морозило, душил кашель. Стас сообщает, что мы дошли до границы Южной части коридора безопасности. По нему суда идут с запада на восток. Свершилось!!! Мы достигли Северного коридора. Видим несколько судов, двигающихся на восток. Меняем курс – ставим точку на Джибути. Шансы попасть в лапы пиратов снижаются. Идём левым галсом. Ветер юго-восток, слабый. Жара нестерпимая. Ноги не терпят температуру палубы. Океан синий-синий! Солнце ярко-жёлтое. Паруса белые полные. Мы красные от жары. Стас больной. Я больной. Филипп весёлый. Юля в Томске «переживательная». Перед уходом замечаю карго, который шёл в 3 милях слева сзади. Видимо, поймав наш парусник на радаре, карго резко тормозит, выжидает. Потом снова идёт вперёд. Нас принимают за пиратов…

Идём по Аденскому заливу между Сомали и Йеменом. Идём прямо на Солнце. Океан пуст. Кораблей нет. Филипп готовит вкуснейший супчик из крупы и консервов. С чесноком божественно. 20:00 Заступаю на вахту. Темно. Тихо. Луна тускло освещает пространство. Пространство чёрно-белесое, мутно-туманное, загадочное, таинственное. Идеально подходит для пиратских нападений. Ветер юго-восточный. Попутный. Помогаем мотором, чтобы быстрее пройти опасную территорию. Вахту нести тяжело. Я нещадно болею. Душит насморк, басит горло. Голова потрескивает. Ветер усиливается, сильная бортовая качка. Автопилот едва справляется, стонет, пищит, но тянет.

…Сдаю вахту Филиппу. Ночью вставал на пи-пи. Обнаруживаю спящего Филиппа. Он на вахте. Тихонько присаживаюсь рядом и рассказываю легенду про Чёрного Динозавра. В океане на большой глубине в гигантской пещере живёт Чёрный Динозавр. Там Чёрный Динозавр, Чёрная Динозавриха и восемь Чёрных Динозаврят. Ночью и на рассвете Чёрный Динозавр тихо всплывает на поверхность океана и ищет парусники, на которых вахтенный заснул. Чёрный Динозавр подкрадывается к паруснику, убеждается, что вахтенный спит, хватает его и утаскивает в пещеру. А там уже с ложками и поварешками его ждёт не дождётся семейство. Дружно динозавриная семья поедает желанную добычу. После Чёрный Динозавр возвращает на осиротевший парусник трусы и часы несчастного. Трусы в качестве укора. Часы как напоминание о бдительности. От моей истории Филипп в ужасе просыпается:

– Где я, кто я, что я???

Я ухожу спать. Яхтсмены, будьте бдительны на ночных вахтах. Чёрный Динозавр никогда не дремлет и ждёт. Всю ночь кашляю, ем антибиотики.

А-ля Пушкин под парусами

Идём хорошо – при такой динамике можем прийти вечером 23 апреля вместо 25 апреля. Океан стальной. Небо стальное. Облака стальные. Солнце стальное. А мы – стальные, или погулять вышли! Волна до полутора метров. Сильная бортовая качка. Автопилот не справляется. На обед салат из помидоров и огурцов от Ковалевского. Ужин – лапша с тушенкой от Филиппа. Мне нездоровится. Душит кашель. Ночью Луну из-за облаков не видно. Однако пространство вокруг парусника светло-тёмное благодаря лунной подсветке. Около 4 часов утра выхожу на палубу. Изучаю звёздное небо. Справа Волопас. Впереди слева Скорпион. За кормой в паре Марс и Сатурн. Слева прямо над водой Альфа Центавра. 6:00 связь со штабом. Передаю Юлии координаты.

– Что-то вы слишком близко к Йемену, – замечает Юлия.

– Зато подальше от Сомали, – ответствую я. Океан пуст. Ни корабля, ни пирата, ни хусита. Так как пару раз я заставал Филиппа придремавшим на вахте, решил написать «стиш» про Чёрного Динозавра, который, по решению Создателя, имеет право охотиться только на заснувших вахтенных.

Филипп не спит, когда идёт в кокпит.
Он бодр и смело смотрит в океан.
Шмальнул бычок, откинулся и спит.
Не разбудИт его и громгласный барабан.
Но это днём, а ночью всё не так.
Ночная вахта важный элемент.
Нельзя Филиппу спать совсем никак.
Корабль могёт развалиться в момент…

Продолжение «стиша» следует… Весь день жара. Ночью Стас нагнал страха. Когда я вышел на ночную вахту, сказал, что невдалеке рыскал в разные стороны катер. Подтвердил продолжение режима движения без ночных огней. Опасность пиратской атаки сохраняется.

В 7:40 бросаем якорь в порту Джибути. Самый опасный участок путешествия вблизи берегов Сомали пройден. Мы сделали это! Индийский океан, если включить в него Аденский залив, теперь уже окончательно пройден.

Когда верстался номер. Ведущие мировые информагентства сообщили, что в 80 морских милях к юго-востоку от йеменского Адена пострадало британское судно, его атаковали лодки, внешне напоминающие рыбацкие, с одной из которых была выпущена ракета, вызвавшая пожар на судне. Сибиряки прошли этот маршрут спокойно…

Автор: Евгений Ковалевский
Фото из архива экспедиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =