Платье из бабушкиного сундука

О чем напомнила выставка в Томском музее истории

Какие бы времена ни наступали, женщина всегда тянется к красоте. «Самая обаятельная и привлекательная» – так назвали выставку организаторы музея истории Томска и не прогадали. Конец недели, по дому много хлопот, а томички потянулись сюда, в музей, с детьми и даже мужьями, чтобы окунуться в мир моды наших прабабушек, бабушек и мам.

Обстановка праздничная, может, потому, что выставка открылась в канун Дня России. Подходят все новые и новые посетители, многие радуются встрече, хозяева угощают гостей чаем, кофе… Здесь же идет фотосъемка – директор музея Наталья Суркова в образе модели 1960-х годов органично подводит нас к истории моды той эпохи.

От фуфайки до кружевной блузки

– На этой выставке мы хотим представить ретроспективу моды, – говорит она собравшимся. – Сейчас мы вошли в эпоху трендов и брендов, но мода начиналась не с этого. Каждое десятилетие мода привносила что-то новое и претерпевала изменения. Военное время – это брюки и фуфайки, послевоенное – за счастье принимали платье, сшитое из наволочки, в шестидесятые и семидесятые в моду вошли джинсы. И почти во все периоды был тотальный дефицит. Кто же из женщин старшего поколения не помнит, что купить что-либо в магазине польской моды в Москве считалось большой удачей.

Выстаивали в очередях ночами, писали на руках номера, чтобы кто-либо оборотистый не проскочил вперед, покупали все, что доставалось, – не того размера, не той расцветки – кому-нибудь да пригодится. Что-то достала, и чувствуешь себя королевой. Желание женщины быть красивой сохранялось во все времена. Всегда находились модницы, которые определяли трендовые образы. И неважно, что для создания модной вещи приходилось в расход пускать штору, скатерть или постельное белье. Хвала еще и бережливости наших женщин – они сумели сохранить дорогие для них вещи, которые теперь можно увидеть на выставке.

Выставка действительно впечатляет. Вроде бы камерная, все экспонаты размещены в одной небольшой комнате, но представлена целая эпоха – от 1920-х до 1990-х годов. 15 летних образов – от туфель до шляпок, модные журналы и фотографии из личных архивов, коллекции тканей и нижнего белья. И за каждым экспонатом – платьем, юбкой или блузой – стоит своя история. Для удобства посетителей направление движения обозначено стрелочками, чтобы при знакомстве с экспонатами получить наиболее полное представление о том времени, в котором щеголяли в этих нарядах модницы.

И как же мило, что в одном из них предстала экскурсовод Елена Кулиш.

– Сейчас я в платье моей бабушки, – оно пошито в 1951 году, – с гордостью говорит Елена, – я достала его из сундука и вот уже пять лет ношу каждое лето. Оно красивое, нарядное, вне времени, мне очень нравится. Еще есть платье того же периода сестры моей бабушки. Но в основном храню и надеваю платья моей мамы шестидесятых годов.

Каждая женщина – законодательница моды

Таких экспонатов здесь много. Веселенькие крепдешиновые платья 1960-х, с рюшечками и оборочками, более упрощенные короткие платья 1970-х, свадебные в пол, вошедшие в моду в более позднее время. Представлены не просто платья, а коллекции – с туфлями, сумками, что создает законченный образ определенного десятилетия. Однако это только законодатели высокой моды делят ее на периоды, а у женщин тенденции одного десятилетия плавно перетекают в другое, и полюбившиеся вещи они могут носить годами.

– На самом деле эта выставка – рассказ не о моде, а о советской женщине, которая стремилась быть красивой всегда, – рассказывает идеолог выставки художник-оформитель Людмила Панаркина. – Сегодня молодым людям непросто объяснить, что были времена, когда нельзя было пойти в магазин и купить то, что тебе нравится. Страна всегда жила на изломе: то война, то послевоенная разруха, то железный занавес. Легкая промышленность отставала от моды на десятилетия, быть модным в то время было трудно. Но наши женщины умудрялись. Вот об этом наша выставка. Здесь личные, непостановочные фотографии, на них реальные женщины – наши бабушки, мамы. Кстати, сейчас мода на ретро – крепдешин, струящиеся ткани в цветочек, натуральные материалы. Мы сознательно сделали акцент не на деловом костюме, а на праздничных нарядах. Женщины хотели быть красивыми, и мы выбрали самые характерные наряды, которые были им дороги и которые они сохранили.

Здесь, на выставке, есть фото бракосочетания молодой пары, где невеста в необыкновенно красивом платье в пол. Это родители Людмилы Панариной, а свадебный наряд невесты не случайно бросается в глаза. Таких воздушных и изящных, тем более в пол, платьев тогда в нашей стране для невест не шили. Будущие молодожены прослышали, что в соседнем общежитии для одной из студенток привезли это шикарное платье из Германии, и уговорили ее продать.

Изощрялись портнихи, в основном полагаясь на свой вкус, умение и возможности. На выставке помимо женской одежды представлена комната мастерицы, в ней есть очень любопытный экспонат.

– В ходе подготовки к этой выставке нам понадобилась швейная машинка 70–80-х годов, – рассказывает Людмила Панарина. – Единственная такая с тумбой стояла в другой экспозиции. Она оказалась чехословацкого производства, и в тумбе располагались два закрытых на замок ящичка. Когда мы открыли один из них, то обнаружили в нем записку: «Галя, ремень нужно с колеса снимать, чтобы он не закисал. Корпус протирать тестом, потому что грязь тряпкой не смывается». Все отверточки, шпулечки были аккуратно завернуты в тряпочки и перевязаны резинкой. Открываем второй ящик, а там еще сверточек, и в нем новая записка. Мама пишет, что это запчасти для подольской машины, и они могут пригодиться. Мы поняли, что, когда машинку сдавали в музей, ящички не открывали и записки Галя так и не прочла. Может быть, откликнется сейчас?

Ностальгия по прошлому

На самом деле у каждого есть своя история, связанная с любимым платьем – своим собственным, мамы или бабушки. И это скорее ностальгия по тому времени, которое надолго запечатлелось в памяти. Именно она и привела на выставку многих посетительниц.

– Я случайно увидела информацию о выставке, – рассказывает Елена Марченко. – Заинтересовалась, хотя модой не увлекаюсь. Подумала: почему бы и не посмотреть? Пригласила подруг, и мы не пожалели. Было интересно увидеть, как женщины одевались раньше, хотя мамино свадебное платье и бабушкины наряды я помню. Раньше бабушка говорила мне: «Вырастешь – будешь донашивать мои платья». Ей было это дорого, все доставалось с трудом. Здесь обалденные вещи. Несколько платьев – супер, материал отличный, сумка классная, функциональная. А от кружевного свадебного платья просто в восторге.

– Я с Леной за компанию пришла, – говорит Марина Кулешова. – Если честно, привело чувство ностальгии. Когда была маленькой, лазила в гардероб, где висели красивые мамины платья, лежали невесомые капроновые чулки, стояли модные туфли, и думала об одном: «Когда же я вырасту, чтобы носить все это?» Теперь такие вещи я вижу здесь. Что-то зацепило на этой выставке, напомнило девичье…

А Наталья Кольстед пришла на выставку как в родной дом, когда-то она работала в этом музее. Воспоминаний оказалось море. Жили в Туркменской ССР, на границе с Ираном, поэтому проблем с хорошими вещами не было – их везли через границу. Проблема была в другом – в этой республике были строгие порядки относительно того, как должна выглядеть женщина. Поэтому, когда десятиклассницы приходили в школу, подогнув по той моде подол платья, чтобы выглядело оно коротким, учителя отправляли их с уроков убирать подгиб и приводить школьную одежду в нормальный вид. Потом уже, когда училась в Томском политехническом, Наталья помнит, что некоторые студенты подавали фиктивные заявления в ЗАГС, чтобы получить заветные талоны на посещение салонов для новобрачных, где можно было купить хорошие туфли и платье.

…Я тоже храню мамины платья. Очень редко, но особо дорогим гостям с гордостью показываю: «А посмотрите, что у меня есть…» Несколько платьев из крепдешина, креп-жоржета, шелка, они висят в особом шкафу. Одно из них – из доброй натуральной шерсти, в классическом стиле и по нынешней моде с плиссировкой – я пару раз надевала на тусовки и, кажется, не выглядела «нафталином».

…В памяти осталось воспоминание. Мы с родителями уезжаем с отдыха. Уже упаковали чемоданы, когда мама заметила, что ее любимое черное вечернее платье осталось в шкафу. Куда девать? И тогда отец взял его, сжал в кулаке и сунул в карман. Я вижу это как сейчас – большая отцовская ладонь, а в ней уместилось из тончайшего шифона мамино платье. С ним, в кармане отцовского пиджака, и вернулось домой. Оно хранится у меня до сих пор.

А организаторам выставки спасибо за воспоминания, за возвращение в то время, когда мама – молодая и красивая, а ее модистка Ольга Петровна шьет к очередному празднику обнову для любимой клиентки и такое же маленькое платьице для меня – ее дочки.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + восемь =