По головам…

Жители томских поселений жалуются на соседство с частным аэродромом

Еще в начале строительства частного аэродрома в районе деревни Березкино в 2019 году местные жители высказывали недовольство соседством с предполагаемой частной воздушной гаванью. Но местные власти население успокаивали как могли. Мол, это будет не полноценный аэродром, а всего лишь посадочная авиационная площадка для легкомоторных самолетов, и интенсивного воздушного движения в этом районе не предвидится.

Так за или против?

Строительство авиаплощадки, а затем, как выяснилось, и полноценного частного аэродрома сопровождалось скандалами и спорами, которые не утихают до сих пор. Как и положено, вначале были проведены общественные слушания, закончившиеся не в пользу проекта. Хотя глава Зоркальцевского сельского поселения Виктор Лобыня говорил о том, что на самом деле никаких слушаний по этому вопросу не проходило. Но была создана специальная рабочая группа, в которую вошли профильные специалисты, а также депутаты поселения, которые высказались против строительства.

– Нам не сумели доказать, что в этом проекте есть необходимость и что он соответствует всем требованиям законодательства, – отмечал Лобыня. – Нужен проект, нужна государственная экспертиза. Но, если собственник предоставит полноценный пакет документов, который будет соответствовать закону, естественно, комиссия пойдет навстречу. Жителей Березкино это практически никак не касается. До деревни там еще несколько километров.

И действительно, от взлетно-посадочной полосы, которая была-таки построена, до деревни ровно три километра. Вроде бы расстояние значительное. Вот только рядом со взлетно-посадочной полосой находится не только Березкино, но и еще два поселения: родовое поместье «Солнечная поляна» и дачное некоммерческое партнерство «Солнечная долина», в которых тоже живут люди, но их мнение при строительстве не учитывалось.

Пожаловались в… Россельхознадзор

– Я живу в ДНП «Солнечная долина», – рассказывает местный житель Игорь Кучерявый, – и очень хорошо помню слушания, которые проводились перед началом строительства ВПП. Главы не было. Зато были жаркие дебаты. Люди, а нас собралось 50 человек, почти все выступили однозначно против нового очень шумного объекта. Хотя представители компании – владельца аэродрома «СибАэроКрафт» нас и уверяли, что это будет всего лишь взлетно-посадочная полоса для легкомоторных аппаратов. Но вскоре началось строительство самого настоящего аэродрома. И, кроме легкомоторных самолетиков, садиться здесь начали и серьезные самолеты и вертолеты – Ми-8, Ан-2. И шум от них, поверьте, весьма значительный. Плюс к тому они проходят над нашими домами на очень низкой высоте. Буквально метров десять. А в сентябре 2021 года здесь начались еще и ночные учебные полеты.

История со строительством аэродрома имела неожиданный поворот. Заявления в правоохранительные органы от жителей «Солнечной поляны» и «Солнечной долины» по поводу незаконных строительных работ были поданы, но так и остались без внимания. Зато глава Зоркальцевского поселения пояснил, что власти обратились в… Россельхознадзор. Потому что на участке велись несанкционированные работы по снятию плодородного слоя.

Но и это не помогло – авиационная площадка была построена. Мало того, вскоре из таковой она действительно превратилась в полноценный частный аэродром с ангаром, перроном для стоянки воздушных судов, причем не только легкомоторных.

«Юридически это место является не аэропортом, а именно авиационной площадкой, – раскрывал юридические тонкости в 2021 году директор компании «СибАэроКрафт» Владислав Левчугов, противореча сам себе, – три года назад мы начали строительство на этом земельном участке. В первую очередь была ­построена взлетно-посадочная полоса и ангар, а прошлым летом и этим мы строили уже перрон, привокзальную территорию и непосредственно здание комплекса».

Планов громадье

Как оказалось, в планах компании было даже сотрудничество с реактивными бизнесджетами и открытие на базе площадки детско-юношеского спортивного авиационного центра при поддержке Томского политехнического университета. Проект получил поддержку тогдашнего губернатора Сергея Жвачкина, который увидел в этом аэродроме резервную площадку для базирования воздушных судов, выполняющих регулярные региональные рейсы в период реконструкции ВПП аэропорта Богашево. И не только. Участвуя в презентации частного аэродрома в августе 2021 года, он отмечал: «Мы открываем новые авиационные линии, и очень здорово, что к решению важных задач подключается частный бизнес. Пока реконструируем полосу богашевского аэропорта, часть внутренних рейсов будет совершаться с этой площадки. Аэродром в Березкине уже включен в федеральный проект «Тайга», в рамках которого мы отрабатываем все нюансы по доставке грузов беспилотниками. И конечно, мы будем использовать площадку для выполнения рейсов санитарной авиации, рейсов лесоохраны, развития экотуризма и многих других направлений».

Планы прекрасные. А как же люди из поселений, расположенных рядом с аэродромом?

– Когда в прошлом году шла реконструкция ВПП в Богашеве и к нам стали прилетать рейсовые самолеты, стоял такой грохот, что мы все здесь были в панике, – рассказывает жительница «Солнечной поляны» Наталья Царева. – На улице невозможно было находиться. Еще я лично видела рекламу, приглашающую всех желающих на коммерческой основе покататься на самолетах. У нас здесь, между прочим, много многодетных семей. Мы живем по определенным правилам родового поместья, проповедуя исконные семейные ценности. По этому поводу мы даже написали письмо президенту страны. Самолеты и вертолеты летают очень низко. Мы можем даже рассмотреть лица пилотов. Не дай бог, произойдет какая-нибудь авария. По статистике, в год в стране падает по нескольку легкомоторных самолетов. Кто обеспечит в этом случае нашу безопасность?

Свою коллегу по несчастью поддерживает и другой владелец дома в «Солнечной поляне» Владимир Сербин:

– Я, как и многие другие, тоже присутствовал на тех памятных общественных слушаниях и хорошо помню, что, говоря о строительстве этой взлетной площадки, представители администрации Томского района активно педалировали тему детских кружков, секций, связанных с авиацией, которые якобы должны были быть созданы здесь. Мол, у этого аэродрома будет большая социальная нагрузка. Но, когда мы задавали вопросы о сроках создания этих секций, не услышали никакой конкретики.

400 млн рублей – такова стоимость инженерной инфраструктуры аэродрома.

Муравей я или право имею?

Владимир отмечает, что к большим судам, например таким, как вертолеты Ми-8, принадлежащим государству (МЧС, санавиация), у него особых претензий нет. Поскольку они следуют на аэродром относительно аккуратно, соблюдая определенные правила. Стараются облетать зону застройки. А вот к частникам, которые резвятся, что называется, по полной, вопросов много.

– Пилоты таких самолетов и вертолетов часто зависают над домами, нарочно кружат над ними, – отмечает он. – Такое ощущение, что им нравится рассматривать нас с высоты пяти-десяти метров, как муравьев. Я боюсь, что когда-нибудь у жителей «Солнечной поляны» просто сдадут нервы и они пойдут встречать пилотов с вилами.

Руководство компании «СибАэроКрафт» опасения местных жителей не разделяет.

– Частота полетов на этой площадке небольшая, – уверяет начальник инженерной службы Сергей Кадиев, – в сутки всего четыре-пять рейсов. К тому же региональную авиакомпанию «СиЛа» мы сейчас не обслуживаем. Но к нам летают и МЧС, и сан­авиация, и Росгвардия, и полиция. Поэтому мы несем важную социальную, государственную нагрузку. Это необходимо учитывать. Что касается ребячества частных пилотов, на которое жалуется один из местных жителей, то поясню, что у каждого летчика есть специальное полетное задание, в котором все четко расписано. Нарушить его он права не имеет. Плюс к тому мы провели с пилотами соответствующие беседы, в которых пояснили, что необходимо стараться облетать территории с жилой застройкой.

Пока конфликт вокруг аэропорта в Березкине находится в подвешенном состоянии. Аэродром принимает воздушные суда, а жители окрестных домов продолжают терпеть неудобства, но не сдаются. Сейчас их обращения рассматриваются в прокуратуре.

Что-то Томску с частными аэродромами не очень везет. Осенью 2007 года на левом берегу Томи, рядом с деревней Черная Речка, там, где сейчас проектируется кампус, организатор томского вертолетного клуба генеральный директор ООО «Сибстройнефть» Сергей Агеев уже пытался построить аэродром для американских вертолетов «Робинсон». По этому поводу тогда была устроена пышная презентация с участием столичных вертолетчиков из компании «Аэросоюз», филиалом которой являлся томский вертолетный клуб. Затем последовала массированная рекламная кампания. Но проект так и остался на бумаге…

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + шесть =