Почему киберспорт – это неизбежно и нормально

Вот такие арены целиком заполняются на финалах международных турниров, а через различные сайты и каналы соревнования по киберспорту смотрят миллионы
Вот такие арены целиком заполняются на финалах международных турниров, а через различные сайты и каналы соревнования по киберспорту смотрят миллионы

Ровно год назад холдинг бизнесмена Алишера Усманова вложил 100 млн долларов в компанию Virtus.pro – организатора киберспортивных турниров (соревнований по компьютерным играм). Это произвело настоящий фурор: для малоизученной не только предпринимателями, но и потребителями сферы это огромные деньги. Уже в июне 2016 года киберспорт официально признали в нашей стране как вид спорта, а в конце декабря Россия примет турнир по одной из самых популярных игр Dota 2 с призовым фондом 1 млн долларов. Кибериндустрия развивается быстро, но в нашей стране вокруг этой сферы до сих пор много стереотипов. «ТН» посмотрели, насколько они правдивы и как обстоят дела с киберспортом в Томске.

Прогресс дошел

Несмотря на официальный статус, большинство россиян, как показывают опросы, соревнования в виртуальной реальности за спорт не считают. Наверное, поэтому первое, что делает председатель томского регионального отделения Федерации компьютерного спорта (ТРО ФКС) России Дмитрий Шульгин при встрече с журналистами, – читает краткую лекцию по истории киберспорта.

– Все критерии спорта соблюдены: турниры, команды, единые правила, развитие физических и интеллектуальных способностей, – явно не в первый раз перечисляет Дмитрий. – Хорошая реакция, оперативное тактическое мышление, умение работать в команде – эти навыки развивает киберспорт.

Россия была первой страной, где игровые соревнования с использованием компьютерных технологий признали официально – это случилось еще в 2001 году. Но потом чиновники исключили киберспорт из реестра из-за недостаточного развития в регионах.

– В то время все и правда крутилось по большей части вокруг столицы, в СФО дела обстояли чуть хуже, но все же были свои турниры. А вот в некоторых регионах не то что с соревнованиями – с компьютерами было грустно, – рассказывает Дмитрий. – Но за 10 лет техника, а с ней и турниры появились почти везде.

Примерно так ведут себя «очкарики»-киберспортсмены на трибунах
Примерно так ведут себя «очкарики»-киберспортсмены на трибунах

Не просто мышкой кликать

Образ киберспортсмена, засаленного очкарика с немытыми волосами, остался в прошлом. Над имиджем ребята из этой индустрии работают ничуть не меньше футболистов. С тех пор как киберспорт стал массовым и популярным, количество личных фанатов играет немалую роль при подписании контрактов. А зарплата в профессиональных командах, пусть даже не первого эшелона, начинается с тысячи долларов.

Владимир Шурыгин, девятиклассник из Северска, несмотря на возраст, уже добился неплохих результатов в киберспорте на всероссийском уровне. Дисциплина парня – Counter-Strike: Global Offensive – командный шутер (жанр видеоигр, где игровой процесс основывается на использовании огнестрельного оружия). В этой игре, выступая за команду террористов или их оппонентов, нужно либо выполнить задачу (взорвать (разминировать) бомбу или спасти (не дать спасти) заложников), либо ликвидировать всех соперников.

– На первые соревнования я поехал в 14 лет и занял там второе место, – вспоминает Владимир. – Потом было еще несколько выездных турниров, там тоже был вторым. Позже стал чемпионом в Новосибирске, благодаря этому попал в Нижний Новгород на всероссийские соревнования. Ну а в онлайн-турнирах я часто участвую, иногда выигрываю, иногда проигрываю – не веду счет этим победам.

Северский девятиклассник учился сам, смотрел ролики профессиональных спортсменов, стараясь перенять их манеру, узнавал, как правильно выставить настройки. Такие самородки всегда на прицеле у крупных команд. За примером далеко ходить не надо, недавно одна из крупнейших команд СНГ Virtus.pro подписала контракт с новокузнецким школьником.

– Я играю с профессионалами, мы общаемся, они иногда делают шутливые намеки, – рассказывает северский киберспортсмен. – Но пока основное препятствие – возраст, я все же еще в школе учусь. Да и география сказывается. Все-таки намного проще мне было бы выстроить карьеру в столице.

Поступление в московский вуз девятиклассник рассматривает как один из потенциальных вариантов построения своего будущего. Возможно, это одна из причин, почему с учебой у парня проблем нет. Да и времени за монитором Владимир проводит немногим больше среднестатистического подростка. По его словам, умение растет не от количества. Простая аналогия: если вы много бегаете – это еще не значит, что вы станете хорошим легкоатлетом.

– Просто так я редко играю – мне это не интересно, – говорит Владимир. – Отрабатываю реакцию, разные тактики. Но в Counter-Strike также важно командное взаимодействие, кто куда пойдет, кого прикроет, какую зону отработает. Это уже другой вид тренировки.

Сам себе режиссер

Еще северский девятиклассник стримит – транслирует свою игру в Интернет. Стримминг – одно из относительно новых направлений массмедиа, ежемесячно понаблюдать за чужой игрой в компьютер только на самую популярную платформу Twitch заходит более 60 млн пользователей.

Как правило, стримить Владимир начинает, приходя домой из школы. Игру он анонсирует в своей группе в соцсети, где уже больше тысячи подписчиков. После чего включает трансляцию: зрители видят его самого через веб-камеру и его действия в игре. Игрок здоровается со зрителями, отвечает на их вопросы, дает советы, играет совместно с ними. В ответ пользователи могут скинуть стриммеру определенную сумму денег, кто-то кидает десять рублей, кто-то тридцать, иногда дают больше. Все доб-ровольно.

– Я коплю на новый монитор, потому что игра требует хорошей картинки, – объясняет Владимир. – Стриммеров очень много, но среди них я выделяюсь возрастом и, опять же, географией. Самые популярные стриммеры работают по московскому графику, а я играю по сибирскому, когда они еще спят.

За трансляциями северчанина стабильно наблюдают 10–20 человек, но основной поток приходит, когда он выступает на онлайн-турнирах. На них, кстати, тоже можно заработать.

– Самый большой приз, который я брал с командой, – 20 тыс. рублей, поделили на пятерых поровну, – рассказывает спортсмен. – Сейчас готовлюсь к турниру в Красноярске. Думаю, у меня там все получится, сложный этап онлайн-отбора уже пройден, а на выездных соревнованиях выступать я не боюсь. Многие волнуются играть на сцене перед зрителями, а у меня лишние эмоции как будто выключаются, так что здесь у меня преимущество.

В глобальных целях спортсмена – продолжать раскручивать себя в социальных сетях и пробиться на сайт hltv.org. Регистрация на этом ресурсе дает своеобразный статус профессионального игрока на уровне СНГ, что тоже может стать бонусом для будущего подписания контракта.

Кибербудущее

В Сибирском федеральном округе киберспортсмены из Томска котируются достаточно высоко. На соревнованиях межрегионального уровня наши ребята стабильно занимают призовые места и становятся чемпионами.

Ребят, которых можно отнести к профессиональным спортсменам, в Томской области примерно 15 человек. Полупрофессионалов примерно полсотни. А «интересующихся», которые играют для себя и не прочь иногда помериться силами на турнирах, больше тысячи.

– На каждых соревнованиях я собираю информацию об участниках, – говорит председатель ТРО ФКС Дмитрий Шульгин. – И вопреки расхожему мнению, что это забросившие учебу школьники, статистика за пять лет говорит, что компьютерным спортом интересуются люди, получающие или уже получившие высшее образование. Да и у ребят школьного возраста успеваемость, как правило, в порядке.

Турниры в нашем городе проводятся не так часто, как в столице, но регулярно. Для увеличения количества соревнований нужна постоянная профессиональная площадка, а ее пока нет.

– Мы находим, где провести турниры, нас с удовольствием принимает «Fакел», пару турниров мы провели в ТУСУРе, несколько в Netcafe, – рассказывает Дмитрий. – Но некоторые игры требуют мощных компьютеров, и не каждый игрок согласится героически таскать с собой на трехдневный турнир свой процессор. Хотя таскают, сообщество у нас дружное, ребята договариваются и выручают друг друга.

По словам Дмитрия, в последние годы спонсоры и власти активнее идут на контакт, что связано со скачком популярности киберспорта в целом. Опять же и без официального статуса ФКС постоянно проводили разные мероприятия и поддерживали спортсменов – формой или средствами на поездку на турнир.

– Сейчас мы начинаем активнее сотрудничать с вузами, которым развитие киберспорта тоже может быть выгодно, – говорит Дмитрий. – Совсем скоро в университетах станет так же престижно иметь команду киберспортсменов, как и сильную волейбольную команду. Мероприятия внутри вуза также могут привлечь студентов из других регионов и даже стран. В томских университетах это понимают и идут нам навстречу.

Киберспорт – прибыльное с точки зрения пиара и рекламы дело. За небольшим локальным турниром, благодаря стриммерам, могут наблюдать больше тысячи человек. Интернет-провайдеры и производители компьютерной техники давно и активно осваивают этот рекламный рынок. Многие дети сегодня узнают никнеймы популярных игроков команд раньше, чем фамилии членов сборной страны. Так что мировая популярность киберспорта, которая уже догнала «спорт миллионов» – футбол, будет только расти.

Северский киберспортсмен Владимир Шурыгин давно уже на карандаше у селекционеров профессиональных команд
Северский киберспортсмен Владимир Шурыгин давно уже на карандаше у селекционеров профессиональных команд
В нашем городе, конечно, все скромнее, но своего зрителя в День молодежи киберспортсмены собрали
В нашем городе, конечно, все скромнее, но своего зрителя в День молодежи киберспортсмены собрали

Самые популярные игры в киберспорте:

dota-2League of Legends и Dota 2

Командные стратегии, где игроку, управляя своим персонажем, нужно разрушить трон противника. Каждый персонаж обладает особым набором умений и развивается по ходу игры.

counter-strike-odnogo-vyrezatCounter-Strike и Quake

Командные шутеры, где игрок, управляя своим персонажем от первого лица, должен победить соперника либо уничтожив всю вражескую команду, либо выполнив определенное задание (захват флага, освобождение заложников, разминирование бомбы).

fifaFOFA

Футбольный симулятор, в котором действуют те же правила, что и в настоящем футболе, а игрок управляет командой при помощи джойстика. Задача та же – выиграть матч.

hearthstoneHearthstone

Карточная игра пришла в виртуальную реальность от настольных игр. К тузам и дамам она не имеет никакого отношения, речь идет о коллекционных картах. Задача – управляя своим набором карт, обыграть соперника.

world-of-tanksWorld of Tanks

Симулятор танкового боя времен Второй мировой войны. Условие победы: либо уничтожение всех машин соперника, либо захват базы оппонента.

jax_bMortal Kombat

Файтинг, игра, которая строится вокруг поединка двух бойцов. Управляя персонажем, обладающим уникальным набором способностей, игрок должен победить противника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.