Почему в Заречном поселении летом пересыхают трубы

1Проблема с водоснабжением актуальна для многих поселений Томской области. Село Кафтанчиково – не исключение. Воды в нашем регионе не просто много, а очень много, но количество в данном случае не переходит в качество. Многократное превышение ПДК по железу (что не только вредно для зубов и белоснежных простыней, но и приводит к быстрой порче оборудования), плохие бактериологические показатели – норма для большинства населенных пунктов. Но летом селянам уже не до жиру: была бы вода в принципе! Вместе с жарой к ним приходит засуха. К таким страдальцам относятся и жители «столицы» Заречного поселения. Парадоксальная ситуация: село, расположенное между рекой Томью и томским водозабором, страдает от обезвоживания!

Лето – это маленькая… засада

Мучения в одном из самых престижных и дорогих поселений Томского района продолжаются не первый год. Было время, телевизионщики к ним ездили как на работу. Летом у тэвэшников сенсаций так же мало, как воды в томских селах, поэтому они охотно откликались на призывы владельцев погибающих огурцов.
Сюжеты благополучно выходили в эфир, начальство и население кивали друг на друга, а ситуация оставалась прежней. Точнее, она изменялась, но по не зависящим от человеческого фактора причинам. После солнечных дней приходили дожди, и проблема вроде бы рассасывалась сама собой. До следующего лета.
Нынче погода круто завернула уже в июне. Сначала, как рассказывают местные жители, вода стала пропадать из кранов днем. Чтобы запастись живительной влагой, приходилось вставать с первыми петухами. Потом она исчезла из труб в принципе. В минувшие длинные выходные возле колонок на селе выстраивалась очередь. Потом вода пропала и там. Речь уже шла не про огурцы – людям стало нечего пить! Правда, местная администрация считает это преувеличением: она организовала подвоз питьевой воды цистерной. Но, по мнению «осчастливленных» потребителей, пить эту ржавую жидкость можно разве что под угрозой смерти. Власть же говорит, что в прежние годы и этого не было (новый глава вступил в должность три месяца назад), а что до низкого качества воды, то уж такая она в Кисловке, откуда ее подвозят.

Село Кафтанчиково и его обитатели

IMG-20160616-WA0000Вышеперечисленные страдания на тему «если в кране нет воды» касаются не всех, а лишь тех, кто живет достаточно далеко от начала водоразбора и при этом не озаботился приобретением личного насоса. Этими незаконными приспособлениями успели обзавестись многие местные жители. Больше даже не столько местные, сколько «дачники». Владельцы коттеджей, белая кость. Никто не знает точно, но априори денег у «дачников» больше (коттеджи здесь стоят подороже, чем в Крыму), а значит, и насосов тоже – так считает коренное население. Мнение понаехавших нам не известно. Но именно их наряду с властями поминали недобрым словом в очередях у колонок. Об этом мы хотели спросить и у главы местной администрации Анатолия Кочеткова. Но не успели.
Подкачивающие насосы и бесконтрольный расход воды назвал в числе первых «виновных» в хроническом дефиците глава. Кстати, грязная вода – это тоже следствие личных насосов: они подтягивают взвесь прямо из скважин, то есть в прямом смысле мутят воду. Далее в перечне причин – неудержимая застройка в границах вверенного ему поселения. Точные цифры не известны, но если круглый год в нем живет порядка 7,5 тыс. жителей, то в сезон – 12 тыс. А может, и все 14. Они здесь не прописаны, не платят налоги, но не забывают при случае качать права. И воду. Которую не только пьют, но и поливают ею огороды. Якобы даже картошку. По мнению опять же некоторых коренных жителей.
Возможно, старожилы необъективны – элементы противостояния между коренными и залетными были всегда, а сейчас оно имеет ярко выраженный классовый характер. Не дойдет ли до беды, спросили мы у Кочеткова. Нет, говорит, это исключено. Народ в принципе адекватный, агрессии по отношению к пришлым нет. Многие дружат семьями.
К тому же выходит так, что дачники и прочие буржуины появляются в Кафтанчикове и окрестностях не без помощи местного населения. Именно оно, получая практически даром, за сущие копейки, землю под застройку, активно продает ее богатеньким буратинам по 50–70 тыс. рублей за сотку и выше. Впрочем, это отдельная тема. Пусть и очень интересная.

Сальдо с бульдом

В чем понаехавшие единодушны с коренными, так это в отношении к финансовой дисциплине. Коммунальные долги 50, 150 и даже 250 тысяч… И счет должников идет на многие десятки. Причем среди хронических неплательщиков как хижины, так и дворцы. Поступи Кочетков как томские энергетики, вывешивающие на улицах баннеры с фотографиями и фамилиями должников, некоторым известным в областном центре людям пришлось бы краснеть…
Получается замкнутый круг: люди не платят за воду, потому что ее нет, а нет ее – потому что население не рассчитывается по счетам. В целом по Заречному поселению (водяная проблема, как подчеркивает глава, характерна для поселения в целом, а не только для Кафтанчикова) от 30 до 40% населения за воду не платят. При этом объективно воды добывается в три раза больше, чем оплачивается.

Стук-стук, я твой друг…

Вывод Анатолия Кочеткова: пока не будет налажен нормальный учет воды (все потребители должны установить счетчики), от хронического дефицита в сезон не избавиться. И, конечно, необходимо убрать незаконные насосы. Но сделать это очень сложно. Просто прийти к человеку в дом и снять аппараты – тоже нарушение закона. Да и где искать девайс? Кто знает, на каком участке трубы его поставили?
– Если только кто из соседей стукнет? – делает предположение ваш корреспондент.
– Это да. Но у нас доносить на соседей не принято. Хотя в других странах считается гражданским долгом…
Что есть, то есть. Стукачество у нас считается гораздо большим грехом, чем стяжательство. А украсть воду у ресурсоснабжающей организации – это вроде даже и не кража, а почти геройство. При этом, правда, крадут еще и у своего ближнего, до которого вода не успела дойти. А это уже вроде бы другой коленкор.
– Без общественного мнения в любом случае никуда, – делает вывод глава.
По его мнению, надо увеличить норму расхода воды – реально она в сезон слишком низкая.
– Понимаю, что это непопулярная мера, но таково мое личное мнение. А вот повышать цену за кубометр, как этого требует ресурсоснабжающая организация, считаю на данный момент неправильным, – поясняет Кочетков.
Может ли это решить проблему? Снизить ее остроту – да. Полностью решить – однозначно нет. Для этого в целом по Заречному поселению необходимо построить десяток новых скважин, из них две – в Кафтанчикове. А также провести целый ряд других мероприятий, о которых нам подробно рассказал глава. Правда, денег (требуется 30 млн рублей без ремонта оборудования) на их реализацию в бюджете поселения нет. И не предвидится. Так что в определенной степени эти меры – из области ненаучной фантастики. Хотя Томский район помощь обещал. Кстати, еще одна скважина (не считая упомянутых Вульфом) до конца лета должна быть введена на улице Стадионной.

P.?S.?Мы отдаем себе отчет в том, что посмотрели на проблему лишь в первом приближении, и надеемся продолжить разговор. К участию в нем приглашаем все заинтересованные стороны. Но на данный момент «ТН» надеются на скорейшее решение хотя бы сиюминутных задач. Не дадим Кафтанчикову засохнуть!

Комментарий

Александр Вульф,
заместитель главы Томского района:

– Необходимый нормативный объем воды – 100 кубометров в сутки – для обеспечения 1530 проживающих в Кафтанчикове потребителей подается в сеть стабильно. Проблема с нехваткой возникает в засуху, когда начинаются поливы. Ситуация усложняется, если граждане используют насосы и, по сути, просто выкачивают воду из системы. В итоге получается, что на одном конце села поливают огород, а на другом даже воды попить не могут.
Мы работаем над запуском дополнительных скважин. Скважина на Вет­участке будет подключена в сеть уже в конце этого месяца, еще одна, в микрорайоне Новом, – в июле–августе. Запуск этих двух скважин обеспечит гарантированное водоснабжение населения в пиковые нагрузки.
Но проблему не решить усилиями только одной стороны. Воды всегда будет мало, если не начать относиться к ней по-хозяйски – экономно и рачительно. Первый шаг к экономному потреблению воды – выполнение требования законодательства в части установки индивидуальных приборов учета. Пора начать считать количество потраченной воды, а значит, и платить за каждый потребленный кубометр. Тогда у ресурсоснабжающей организации появятся средства на улучшение состояния сетей, а у потребителей – вода в кранах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 10 =