Почему все криминалисты немного циники

_j0a7754

Цинизм иногда бывает полезным. Нередко он служит защитой от синдрома выгорания: помогает специалисту дистанцироваться от переживаний и сохранять трезвость ума в сложных обстоятельствах. Врачу профессиональный цинизм позволяет взвешенно, не поддаваясь эмоциям принимать жизненно важные для пациентов решения. Не обойтись без этого качества и криминалистам – тем, кто находится на передовой линии фронта в войне с преступностью. Их глаза видели такое, что и в страшном сне не приснится. Наверное, криминалистам следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области сны и не снятся. Зато они умеют всегда сохранять холодную голову и ясный ум – иначе бандитов не вывести на чистую воду.

Психологи-эрудиты

_j0a7945
Досье Отдел криминалистики следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области организован в сентябре 2007 года. Состав: руководитель Дмитрий Рогович, заместитель Виталий Брытков, старшие следователи-криминалисты Алексей Красноперов, Матвей Новосельцев, Ярослав Балычев, следователь-криминалист Никита Балаганский, старшие эксперты Игорь Севостьянов, Марина Князева, Татьяна Жоржева, водитель Михаил Акулов. 

В соседних регионах редкая неделя обходится без перестрелок, побоищ и разного рода разбоев. В Томской области на этом фоне обстановка если не умиротворенная, то куда более спокойная. Зато преступления на Томской земле – это зачастую дерзкие, практически всегда сложно закрученные истории с множеством неизвестных и с хитросплетением событий. И подход к ним нужен не менее дерзкий.

– Криминалисты – это действительно штучный товар, – рассуждает руководитель отдела подполковник Дмитрий Рогович. – Мало того что эти люди обязаны хорошо ориентироваться в уголовно-процессуальном праве, они должны быть тонкими психологами и большими эрудитами. Без этого набора качеств невозможно загнать в угол дерзкого отморозка, проанализировать обстоятельства исчезновения человека или остановить серийные преступления.

Дима Рогович от своих сверстников ничем не отличался – «ботаником» никогда не был, на чем-то конкретном свой интерес не концентрировал. Жизнь была ему интересна во всех проявлениях. Но неожиданно в старших классах родилось желание стать следователем. Родители-программисты только плечами пожимали… Серебряная медаль стала пропуском для зачисления в ТГУ.

Как водится у студентов-юристов, на третьем курсе случилась практика. Попал Дмитрий в Октябрьскую прокуратуру под крыло следователя Алексея Фаломеева. Этого человека уже нет, но Дмитрий Рогович никогда не упускает возможности помянуть его добрым словом:

– Сначала он был руководителем практики у меня, а когда после окончания ТГУ я распределился в эту же прокуратуру, стал моим наставником в профессии.

В числе тех, кто повлиял на становление профессиональной личности Роговича, да и не только его, – легендарный Алексей Кошкарев. Этот человек стоял у истоков создания отдела криминалистики в СУ СК РФ по Томской области. Когда Алексей Михайлович бывает у своих ребят (а сейчас он на пенсии), так просто уйти домой ему не удается. Разговоры продолжаются несколько часов. А Кошкарев знай повторяет свою формулу:

– Криминалист – это первый помощник следователя. Он должен подсказывать, на что обратить внимание, как и какую методику применить в расследовании конкретного дела, как построить взаимоотношения с оперативниками, экспертами.

Под каждый листик

В этом смысле – выстраивании эффективных отношений с внешним миром – своего учителя точно превзошел Виталий Брытков – сегодняшний заместитель руководителя отдела. Коммуникатор высшей категории. В 2001 году в Томске прекратила деятельность стационарная психолого-психиатрическая служба для арестованных. А она ох как важна в раскрытии преступлений! В регионе сейчас работают лишь два специалиста этого профиля, да и те в режиме амбулатории. Больше десятка лет арестованных на подобную экспертизу возили в Москву. Можно представить, во что это обходилось бюджету! Сроки расследования неимоверно затягивались – очередь на экспертизу доходила до восьми месяцев, государство тратило на этапирование и содержание подозреваемых баснословные деньги…

p1210535

– В Красноярске есть великолепно отлаженная стационарная психолого-психиатрическая служба, в ней задействованы 50 специалистов, – рассказывает заместитель руководителя отдела криминалистики СК региона подполковник Виталий Брытков. – Мы решили навести мосты с соседями-сибиряками. Встретились с главврачом и пришли к полному взаимопониманию. Теперь с подобной экспертизой нет проблем – пять мест в учреждении Томску гарантированы, и это полностью закрывает наши интересы.

Еще один яркий, как говорят криминалисты, эпизод. Пару лет назад в одном из дворов Октябрьского района была жестоко убита женщина. Криминалисты прочесали всю местность, чтобы найти хоть какую-то зацепочку.

– Даже под каждый опавший листик заглянули, – вспоминают они сегодня.

И нашли-таки в соседнем дворе нож-бабочку, как оказалось, с кровью убитой. Позднее произошло еще одно убийство девушки, очень напоминавшее по почерку предыдущее. Но местные эксперты никак не могли подтвердить, что это дело рук одного и того же человека, хотя криминалисты это нутром чувствовали.

– В то время в Следственном комитете в Москве открылась генотипическая лаборатория, по оснащению превосходившая на тот момент все лаборатории страны, – раскрывает тайны следствия Виталий Брытков. – Нам удалось оперативно провести экспертизу найденного ножа. Ведь на то мы и криминалисты, чтобы в интересах следствия везде оперативно организовать работу по назначению необходимых экспертных исследований. В итоге экспертиза ДНК подтвердила – нож действительно принадлежал серийному убийце.

Когда птичка вылетает

Все возможности криминалистов так или иначе влияют на ход расследований. Даже одна-единственная фотография! После взрыва на ул. Сибирской, 33, когда следователям в помещении находиться было просто опасно, именно фото в режиме 3D помогло криминалистам восстановить пробелы в расследовании, оно расставило по местам многие точки. И именно эта фотография стала весомым аргументом в принятии решения судом.

А для старшего следователя-криминалиста отдела Алексея Красноперова отправной точкой зацепок становится Интернет. В последнее время в ведении капитана, которого руководитель отдела называет качественным аналитиком, все интернет-преступления. От групп смерти до сексуальных поползновений.

Отдел буквально нашпигован супертехникой. Детекторы лжи, источник экспертного света (стоимостью в 0,5 млн рублей), световая башня (в кромешной тьме в лесу в радиусе 50 метров светло), катер на воздушной подушке, снегоходы, передвижная криминалистическая лаборатория (в ней можно полноценно жить несколько суток!)… Следственный комитет материально-техническому – инновационному – обеспечению региональных управлений отводит очень большое внимание. И Томск, в котором реализуется программа «ИНО-Томск», разу-меется, не исключение. Поступление новой техники требует постоянной переподготовки сотрудников. Когда отдел получил прибор UFED, позволяющий раскрывать тайны любого мобильного телефона, старший следователь-криминалист Ярослав Балычев побывал на курсах, а его коллега Алексей Красноперов стал участником профессионального вебинара.

Когда-то подполковник Балычев был научным сотрудником ТПУ. Это единственный в отделе человек, который имеет техническое образование. Со всеми вытекающими для отдела последствиями. На нем огромный пласт работы с уникальным криминалистическим оборудованием.

– Нам грех жаловаться на техническое оснащение отдела, – говорит Дмитрий Рогович. – Головы криминалистов и современная техника – залог эффективной работы.

Про головы разговор отдельный. Когда-то Игорь Севостьянов даже предположить не мог, что белый халат доктора поменяет на китель с погонами. Он единственный в Томске делал в свое время профессиональные полиграфические экспертизы. И вообще стоял у истоков этого криминалистического направления в Томске. Межрайонные отделы следственного управления за счастье воспринимают его участие в расследовании уголовных дел с помощью детектора лжи.

Двух последних новичков в отделе подполковник Рогович присматривал сам. Матвея Новосельцева и Никиту Балаганского. Упертость, аналитический склад ума, усидчивость и преданность делу. Новосельцев занимается раскрытием дел прошлых лет, Балаганский – без вести пропавшими, грабежами и разбоями в отношении несовершеннолетних.

kriminalisty-red

Кривая дорожка рубля

А головы здесь действительно светлые. Марина Князева и Татьяна Жоржева занимаются экономической экспертизой. Работу свою считают исключительно творческой, хоть имеют дело с цифрами, дебетом-кредитом, платежками и ведомостями. В отдел пришли, как говорится, из реальной бухгалтерии – у каждой за плечами работа на разных предприятиях, что очень помогает им делать полноценные судебно-налоговые и судебно-бухгалтерские экспертизы. Именно эти экспертизы позволяют вывести на чистую воду тех, кто бегает от налогов, кто не выплачивает заработную плату своим сотрудникам.

В месяц эти симпатичные подполковники делают по четыре-пять экспертиз, давая возможность следователям раскрутить порой невероятно запутанные экономические преступления. Между прочим, эти барышни весьма популярны не только в родном отделе. «Важняки», занимающиеся расследованием налоговых преступлений, без их вердиктов буквально шага не могут ступить.

Крепче за баранку держись, Палыч!

Михаил Акулов считает свою работу (он водитель микроавтобуса, который обслуживает транспортные потребности отдела криминалистики) архиважной. Криминалисты, по понятным причинам, самые упакованные, самые технически обеспеченные сотрудники в управлении. На места происшествий им нередко приходится выезжать с большим количеством своего умного и очень дорогого имущества. Так что бережная транспортировка криминалистического оборудования для Михаила Павловича равнозначна безопасной доставке до места назначения самих криминалистов.

За автомобилем Акулов следит трепетно.

– Преступники нам не звонят и не предупреждают, когда на дело собираются, – шутит Михаил Павлович, – поэтому машина должна быть готова к выезду в любое время дня и ночи.

В отделе к Акулову относятся не как к таксисту – доставил до места и трубку в сторонке курит. Михаил Павлович еще тот стратег! Чтобы не возбуждать ненужный интерес любопытствующих граждан, он всегда старается машину с яркой надписью «Следственный комитет» поставить в сторонке от места происшествия. Как сам говорит, «в тенечке».

А душа у него нежная: возвращался с задания и на Восточке утопил тормоза в пол – утята растерянные без мамаши по дороге шарахались. Собрал бедолаг. Домой привез. Пока оперились – заменил им мамку с папкой. А повзрослели – выпустил.

Маленькие слабости сильных мужчин

У каждого из этих офицеров за плечами – десятки раскрытых страшных преступлений. Но каждый из них – человек. Подполковник Рогович, встретившийся с будущей женой в Октябрьском РОВД (она там следователем служила), самый счастливый в моменты, когда с дочуркой Аришкой полномет-ражные мультфильмы смотрит. Светлые, веселые, чистые…

Виталий Брытков – эталон здорового образа жизни. Два километра в день в бассейне – умри, но проплыви.

У Ярослава Балычева, председателя томского клуба трубокуров «Эпикурейцы» и владельца коллекции трубок из 30 экземпляров, свои интересы.

Матвей Новосельцев удивил так удивил. Спокойный, уравновешенный, оказался заядлым сноубордистом – трассы Шерегеша для него семечки.

Жизнь продолжается. И для каждого сотрудника отдела криминалистики она наполнена профессиональными задачами и собственной жизнью.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + тринадцать =