Погода играла по своим правилам Геннадий Тайников обнажает острые проблемы селян

До наступления нового года осталось совсем немного. Кто-то уже полностью погружен в праздничную суету, а у селян полевые будни сменились заботой о своих кормильцах и сохранности собранного урожая.

Недосчитались

В СПК «Кривошеинский», который специализируется на молочном животноводстве, виды на урожай нынче разошлись с реальными результатами. И в этом подсуропила погода.

– На полях осталось порядком урожая, – сетует председатель СПК «Кривошеинский» Геннадий Тайников. – Например, в нашем хозяйстве комбайны вообще не заходили на уборку кукурузы, все было пологое. В целом недосчитались бобовых с 60 гектаров площадей. Та же ситуация и по овсу: 200 гектаров зрелого колоса так уложили осенние дожди, что собирать его было бесполезно.

Потерь, повторяет руководитель СПК, новокривошеинцы понесли порядком. Но в целом год они закрывают относительно нормально, собрав 18,4 гектара зерновых в амбарном весе. Хотя планы, конечно, строились на других цифрах, но с небесной канцелярией не поспоришь – погода играет по своим правилам.

– Таких условий, в которых работали нынче, на моей долгой памяти еще не было, – утверждает Геннадий Герасимович. – Но того, что собрали, хватит прокормить буренок и еще продать на сторону. 

Уже много лет зерновой клин в хозяйстве не меняется: посевные и уборочные работы ведутся на площади 2 880 гектаров. По одной тысяче гектаров отдаются под посев пшеницы и овса, остальные площади отведены под ячмень и горох.

Технический вопрос

В сезоне-2021 на полях хозяйства работала техника, которую СПК закупил годом раньше, причем на довольно приличную сумму – 30 млн рублей. В техническую линейку к имеющимся агрегатам встали комбайн «Вектор», трактор К-735М, сеялка «Астра Нова», машина предварительной очистки зерна, нория (ковшовый элеватор).

– А нынче взял только пару культиваторов, один трактор «Беларус» с прицепом и так, по мелочовке, – перечисляет председатель СПК.

Кадровый голод

Сегодня в хозяйстве насчитывается 1 100 голов КРС, из них 470 дойного стада. Конечно, не скрывает председатель, хочется иметь более высокий уровень продуктивности по молочно-товарной ферме, но дело в том, что нынче было много первотелок, с которыми не поработали как надо, и вот тебе падение объемов. А все упирается в кадры. Отсутствие специалистов становится все ощутимей. Не спасает даже наличие в райцентре своего агротехникума. Если ребята и приходят на практику, желания работать на постоянной основе в хозяйстве у них нет.

– Любые деньги плати, бесполезный номер, – сетует руководитель. – Выживать в таких условиях с каждым годом становится все труднее и труднее. Я вообще считаю, что в нашей области очень слабая кадровая политика. И подобная проблема волнует не только меня одного.

Деревня нуждается в помощи

По словам Геннадия Тайникова, сегодняшняя ценовая политика государства делает народ еще беднее: стоимость на продукты, товары и услуги растут непомерными темпами. Если взять зарплаты и пенсии, то основная масса населения получает копейки.

– Казалось бы, мы только-только увидели свет, что-то стало сходиться, и на тебе, новая подножка, – утверждает руководитель сельхозкооператива. – Деревни, считаю, начали помирать. У нас, к примеру, во всем районе сегодня нельзя купить ни одной доски, хотя в лесу живем, есть обрабатывающие предприятия, пилорамы и у нас в Кривошеинском районе, и у соседей в Молчановском, а пиломатериал приобрести на ремонт или строительство коровника мы не можем, потому что он весь уходит в город на продажу. И там такой ценник заламывают! Вот и проживи в деревне без доски и бруса. Как хочешь, так и выкручиваешься. Конечно, при таких ценах необходимо поднимать зарплату, но с каких прибылей? Хотя в среднем персонал получает у нас по 30–35 тысяч, а самые опытные и добросовестные специалисты и по 50 тысяч. Сегодня у нас на постоянной основе трудится полсотни человек.

Считаю, что деревню отучили от ведения привычного уклада жизни со стайками и частным подворьем, теперь за молоком все бегут в магазин. Так проще, не надо отчитываться, регистрироваться, все же идет через Интернет, а кто в селе это знает?

Тем не менее даже в такой ситуации умудренный опытом хозяйственник не опускает руки. У него очень много идей, но все они могут остаться только на бумаге.

– Сегодня ничего нельзя спланировать, – поясняет Геннадий Тайников. – В той же кадровой системе: вроде бы хотел это сделать, а не с кем. У меня нет ни зоотехника, ни ветврача, ни агронома. Все самому приходится делать.

Сейчас все готовятся к Новому году, строят планы, хочется надеяться, что и государство начнет больше внимания уделять деревне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =