Надежда Лыжина, директор регионального центра развития образования Томской области
ГЛАВА государства указал на важность решения задач, направленных на развитие фундаментальной и прикладной наук, на использование этих решений в российской промышленности, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях. При этом он сделал акцент на важности ранней профессиональной ориентации.
Для построения эффективной модели профориентации, выявления и развития способностей и талантов у школьников необходимо создавать развивающую, мотивирующую среду, насыщенную профессиональными пробами и практиками, позволяющую планировать карьерную траекторию с учётом профессий будущего, потребностей работодателей и интересов личности ребёнка.
Школьники как можно раньше должны иметь возможность получать опыт практического решения исследовательских и прикладных, научно-технологических задач, включаться в научно-технологическую повестку, встраиваться в производство и не только учиться разрабатывать проекты, но и создавать материальный продукт.
Речь идет о том, чтобы дети могли проходить практику непосредственно там, где ведутся научные исследования и прикладные разработки, осуществляется производственная деятельность. В связи с этим Региональный центр развития образования выступил с предложением создания школьного технико-внедренческого полигона на базе Томской особой экономической зоны, где может быть организована практическая деятельность талантливых ребят и резидентов ОЭЗ «от замысла к продуктовому результату».
И, конечно, очень важно, чтобы наша молодежь получала оценку своих профессиональных достижений, которые сегодня востребованы отраслями экономики. А это разнообразие всевозможных конкурсных мероприятий, о чем говорил президент, с участием университетов, организаций СПО, научных центров, бизнеса, ведущих корпораций и производств страны. Таким ярким примером является всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» фонда «Талант и успех».
Использование потенциала фундаментальной и прикладной науки в целях развития отечественной промышленности, на чем делает акцент президент, требует коллективных усилий. В том числе и привлечение потенциала и ресурсов университетов для профориентации молодежи: занятия в лабораториях, совместная системная проектно-исследовательская деятельность ученых, студентов и школьников. У нас такое взаимодействие развивается и примером является деятельность научно-технологических студий «Уроки настоящего», создание Парка естественно-научного образования Томской области на основе взаимодействий школ с вузами, научными центрами и производством. Еще очень важно, чтобы плечо подставил бизнес. Совместно с предпринимателями мы проводим в регионе выездные предпринимательские школы, профильные смены-интенсивы, предпринимательские пробы. Но, вместе с тем, социальная ответственность бизнеса перед образованием должна повышаться. Если бизнес придет в школу как партнер, на равных – это будет только способствовать продуктивному решению задачи подготовки востребованных кадров.
Наряду с этим нельзя забывать о духовном, нравственном, патриотическом воспитании молодежи. С нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговор о важном», где будут обсуждаться темы, волнующие ребят: отношение к своей Родине – России, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре, нашим героям, исторической роли России в мире и многие другие. Сегодня это актуальная составляющая воспитания российских школьников и студентов.