Политически активные граждане пытаются перевести эмоции в смыслы

Круглый стол «Роль и место гражданина в современной российской политике» состоялся 29 января в отеле «БонАпарт». Самой яркой внешней чертой собрания была его респектабельность. Относительно небольшая аудитория – человек 50. Представители партий «Яблоко», «Правое дело», «Справедливая Россия», организаторы декабрьских акций протеста. Вузовские преподаватели, студенты. Никаких агрессивных маргиналов с потертыми лозунгами. Но и никаких академических докладов на 40 минут о сути исторического момента. Обошлись без нагромождения известных фактов и цифр. Короткие выступления, вопросы, реплики. Черта.

Человек-символ

Представитель движения «Возрождение» Олег Шепель сразу же обозначил цели – ближайшую и отдаленную. О первой высказался витиевато:

– Объединиться всем, чтобы не допустить третьего пришествия!

– Что вы подразумеваете под третьим пришествием? – безжалостно уточнили из зала.

Услышали:

– Третий срок!

Вторая цель – построение гражданского общества:

– Когда деятельность любого политика подвергается жесткому контролю со стороны граждан, свободных СМИ и независимых судов. В такой системе роль личности объективно снижается. А если мы начнем агитировать против конкретного человека, то с очень большой долей вероятности посадим себе на шею его клонa!

Зал согласился. Да, в данном раскладе Владимир Путин не человек, но символ, продукт системы.

– Вопрос не в Путине, – убеждал Владимир Царев («Яблоко»), – а в том, что мы стоим на развилке. Либо пробьем вопрос о том, что граждане своим голосованием могут менять власть, и этот процесс будет регулярным; либо скатимся в режим авторитаризма. В режим, допускающий, что два человека могут встретиться, пожать друг другу руки и сказать: «Ты будешь президентом, а ты – премьером!»

О доверии и героях

Против необходимости слома системы никто не возражал. Но как? Кто должен стать движущей силой? Революционный способ – «бунт бессмысленный и кровавый» – не рассматривался: «Мы никого не будем вытряхивать из теплых кресел», «Надо использовать те остатки законодательства, которые у нас еще есть». Значит, остается способ цивилизованный, силами оппозиции.

– Но что такое наши парламентские партии? – взял слово Виктор Лаврентьев, организатор митинга 24 декабря. – Это убожество, господа! Все они выстроены по модели КПСС, заточены под одного лидера, и эти лидеры несменяемы! Следовательно, внутри партий нет развития, инициативные личности лишены права карьерного роста. Нет того, что называется партийным строительством. Ярчайший пример – Жириновский. Олицетворяет ЛДПР, может один заменить собой всех соратников… И еще об оппозиции и доверии: аккурат 24 декабря у ЛДПР (совершенно случайно!) одновременно с акцией протеста «За честные выборы» проходил свой митинг. 4 февраля жириновцы тоже собрались флагами махать, причем не где-нибудь, а именно на Новособорной!

Вслед за Лаврентьевым системной оппозиции последовательно отказали в народном доверии, в возможности действовать в Думе и, главное, в желании совершать смелые поступки.

– Да, в рядах системной оппозиции много действительно умных, хороших людей, в разведку бы с ними пошел, – признал Александр Климов («Правое дело»). – Но я не доверяю даже им, потому что никто до сих пор не решился заработать авторитет смелым политическим поступком. Не сдал, например, в качестве протеста против состоявшихся выборов свой думский мандат. Да, с рациональной точки зрения это бессмысленно, поскольку очень велика вероятность, что освободившееся место немедленно займет твой однопартиец. Но бывают исторические моменты, когда надо действовать именно так! А беда системной оппозиции в том, что она обязательно хочет остаться – при демократах ли, при Путине… При любой системе. На то они и системщики.

Впрочем, хотя внесистемная оппозиция и вызывала у зала больше доверия, но как именно она должна действовать, собрание не прояснило.

«Думать надо!»

Точку поставил Виктор Лаврентьев:

– Я априори не доверяю политику, который сидит во власти и который туда рвется. Привык мотивировать свои действия и поступки разумом. Доверять, господа, надо себе! Когда мы перестанем доверять Путину и начнем доверять Навальному, мы опять получим Путина, просто с другой фамилией. Думать надо! Я могу в глаза сказать, почему молодежь, которая вышла за честные выборы 10-го, не пришла на митинг 24 декабря. Им нечего было сказать. Одно дело – собраться на пикет покричать, другое дело – говорить на митинге, когда тебя будут слушать. Скажешь глупость – могут ведь и свистнуть!..

Подавить арифметическим большинством

По вопросу «4 марта» собрание было единодушным: агитировать коллег, знакомых, родственников явиться на выборы. И проголосовать за любого кандидата, кроме Путина. Тогда в первом туре он не пройдет чисто арифметически. Будет второй тур, обязательные дебаты, и, возможно, государственное кресло останется за техническим президентом. А задача всех активных граждан – обеспечивать честные выборы:

– Нужно не только наблюдать, нужно фиксировать все нарушения. Преступления кончаются тогда, когда они наказуемы. По закону мы наказать их не можем. Но есть общественная обструкция. Данные людей, допустивших нарушения, должны быть обнародованы. Страна должна знать своих героев!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 13 =