Портал в сибирскую тайгу

Томская филармония показала новаторский художественный продукт

Вечером 28 августа в Большом концертном зале Томской филармонии «выросли» живые кедры. Их аромат погрузил слушателей в атмосферу уютного и в то же самое время величественного леса, где и состоялись яркие встречи с самой Сибирью-матушкой и её верными жителями посредством театрализации и, конечно, музыки: мощной и проникновенной, рождённой от соприкосновения с удивительной культурой самых настоящих хозяев тайги.

Этот концерт стал кульминацией масштабного для Томской области проекта «Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши».

…«Посреди необъятной Сибири широко раскинулась земля Томская, в какую сторону ни погляди, не видно ей конца, и ширококрылый молодой орёл за 40 лун не одолеет её просторов, только ветер летит над вековой тайгой, – начинает повествование ведущий. – Слышит напев плавный – песня эвенков, а дальше – селькупы о суровом дивном крае поют. Подхватил ветер напев, и несёт над тайгой, и вот уже вплетаются в мелодии ветра песни о героях и подвигах предков – чулымцев и хантов, русских и татар, перекликаясь, дополняя друг друга, образуя все вместе сибирские наигрыши!»

Проект «Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши» стал творческим подарком к юбилеям Томска и области от Автономной некоммерческой организации «Музыка и творчество» и Томской областной государственной филармонии и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В рамках проекта 13 композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Барнаула и Томска написали свои инструментальные произведения на основе песен коренных малочисленных народов Севера Сибири и Томского Приобья.

О действе

Иммерсия – самый сложный и самый новаторский тренд последних лет. Именно такой формат выбрала Томская филармония для презентации новой музыки. 28 августа Большой концертный зал буквально стал порталом в тайгу – исконное место проживания эвенков, селькупов, чулымцев, хантов и других малых народностей. Зрители отмечают полное погружение в самобытную культуру и традиции.

– По имеющимся у нас данным, это был первый иммерсивный концерт в Томске, – подчёркивает директор Томской филармонии Наталия Чабовская. – Подготовить его было непросто. Но мы пошли на это, так как иммерсия – погружение в разворачивающееся действие – это то, что понятно и интересно сегодняшнему слушателю.

В своих отзывах зрители так и писали: «будто в другой реальности побывали, в которой гостеприимные хозяева поделились с нами самым дорогим», «вернулись из путешествия впечатлёнными, отдохнувшими и полными сил»; «мы получили огромное удовольствие, это было очень красивое представление, душа наша отдыхала, это точно».

– Задача, которая была поставлена перед всеми артистами – жить в этом пространстве, – рассказывает Людмила Попова, руководитель АНО «Музыка и творчество». – Действо, которое разворачивалось в зале и включало все органы чувств слушателей, настраивало на естественное восприятие главного – музыки.

О музыке

В числе композиторов проекта – члены Союза композиторов России, преподаватели консерваторий и виртуозные исполнители. Наряду с маститыми авторами свои сочинения предложили и студенты музыкальных вузов.

Работа с этническим материалом увлекла композиторов, несмотря на его сложность: музыкальная культура малочисленных народностей в их суровом северном быту является прикладной, сопровождающей те или иные обряды, ритуалы или даже просто жизненные случаи и действия, и отрывать её от прикладной сути и превращать в музыку – задача, которая требует не только знаний, мастерства и фантазии, но и таланта.

– Нашей делегации всё очень понравилось, всё понятно, – делится впечатлением от музыки Тамара Усатова, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Томской области. – Мы всё прочувствовали: услышали, как течёт река, как поднимается вьюга, как переливается на солнце снег. Будто дома побывали, в родной тайге, в которой выросли, которую знаем, которая всегда в наших сердцах.

Новый проект подарил миру не только новые произведения, но и новые жанры, в их числе Композиция для фонограммы и ансамбля подзвученных инструментов «Спящая земля» Андрея Попова, лауреата премии Союза композиторов РФ, члена Сибирского отделения Союза композиторов РФ, члена Союза кинематографистов РФ, доцента кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Или Музыкальная картина на темы пяти песен малочисленных народов Севера «Дружба Северных народов на Земле Томской» Веры Макаровой, композитора, заслуженного работника культуры Красноярского края, лауреата всероссийских и международных конкурсов, солистки Красноярского филармонического русского оркестра им. А. Бардина. Или Фантазия-мистерия для ансамбля русских народных инструментов, флейты, смычкового контрабаса и ударных «Заповеди Илынты Кота» Андрея Кугаевского, заслуженного работника культуры и искусства Новосибирской области, лауреата премии Правительства Российской Федерации, профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, преподавателя Новосибирской специальной музыкальной школы, одного из ведущих современных российских исполнителей на домре, победителя всероссийских и международных конкурсов.

О новаторстве

Ещё одна отличительная черта проекта – интересный состав инструментов. Такие составы встречаются редко. Организаторам удалось соединить, казалось бы, несоединимое: многие инструменты народного оркестра с инструментами оркестра симфонического. Во время выступления было задействовано огромное разнообразие ударных инструментов, а также этнические инструменты и специфические инструменты, которые используются для исполнения этнической музыки – шаманский бубен, варган, окарина, дудки-сопелки, жалейки и палка дождя. Использовались и очень интересные приёмы игры, например, когда исполнители, изображая ветер, дуют в корпусы своих инструментов: домры, балалайки.

– Народные инструменты любимы, но привычно выступают отдельно от инструментов симфонического оркестра, – пишет известный томский блогер София Ижендеева. – Штампы были разрушены до основания, инструменты отлично сочетались и необычно оттеняли друг друга. Понравилось и звучание национальных инструментов. Благодарю организаторов от всей души и желаю продолжения и развития проекта. Обязательно нужна более масштабная программа с элементами лектория, с мастер-классами, с творческими встречами с участниками – композиторами и исполнителями. Я и вся моя семья в восторге! Будем ждать грандиозного продолжения нынешнего великолепия.

 

Музыка действительно получилась очень образная, красивая и, что особенно ценно – современная. Она была принята разными поколениями, включая молодёжь.

– У нас в гостях была целая смена «Пульсара» (регионального центра развития талантов. – Прим. ред.), от которой мы получили хорошие отзывы: ребятишки прониклись, – подчёркивает Людмила Попова. – А ведь это одна из главных задач проекта – подойти к теме уважения к своей родине через обращение к истокам: к культуре, в которой всё пронизано любовью и заботой о родной земле.

По оценке экспертов, посетивших проект, «Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши» – это новаторский синтетический художественный продукт, который включает зрителей на всех уровнях восприятия, чувствования музыки, когда она, даже, быть может, минуя сознание, проникает в глубину и затрагивает самое сокровенное.

До конца сентября 2024 года в свет выйдет нотный сборник со всеми композициями. Он и ознаменует завершение реализация проекта, поддержанного на высшем уровне.

– Мы с радостью поделимся и нотами, и опытом проведения иммерсивного концерта с коллегами, которые, как и мы, нацелены на привлечение внимания общественности к национальной культуре средствами академического искусства, – говорит Наталия Чабовская.

Автор: Ирина Гюнтер
Фото: Ксения Чечельницкая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =