Почти сказочная история о том, как Первый музей славянской мифологии приютил 200 медведей
Кто не знает сказку «Маша и Медведь»? А про трёх медведей? Или вот эти строчки: «Уронили мишку на пол…»? А кто не укладывал спать любимого мишку? Кто не кормил его кашей? Вопросы риторические. Потому что медведи, медвежата, мишки косолапые, плюшевые, большие и маленькие живут в наших детских, на дачах, в рисунках, сказках и в воспоминаниях. А еще они живут в Первом частном музее славянской мифологии. Ежегодно здесь собираются медведи ручной работы. Но все это присказка – не сказка.
Сказку, то есть рассказ о IX Медвежьем фестивале, надо начать с конца: 19 января организаторы подвели его итоги, участники получили заслуженные призы от спонсоров. А мишки разбрелись по своим «берлогам», а некоторые отправились жить на новые квартиры к новым хозяевам.
Теперь же начнем сказку с другого конца, то есть с начала. А в начале было слово – не простое, заветное: семья. Год назад, подводя итоги предыдущего феста, его идейный вдохновитель и организатор Ольга Радионова объявила тему нынешнего фестиваля: «Вместе дружная семья». В честь Года семьи.
Приручение медведей
И закипела работа. Организаторы фестиваля разослали во все концы приглашения к участию. А из-под рук мастеров и подмастерий стали выходить мишки-мамы, мишки-папы, мишки-дочки и мишки-сыночки. Взрослые и дети, любители и профессионалы изготавливали, рисовали, вырезали, лепили, валяли. кроили, мастерили медведей и целые медвежьи семьи. Из самых разных материалов – глины, ваты, войлока, шерсти, кожи, тканей, бумаги, дерева, пластмассы, пенопласта, мха, ниток, красок, бисера.
Правда, весь этот увлекательный, трудоемкий, кропотливый процесс сотворения сказки остался «за кадром». Можно только догадываться, сколько времени потребовалось сестрам Альбине и Таисии Захоральным, которые ходят в кружок «Самоцветы» при Доме культуры поселка Тимирязевское, придумать, сшить и украсить короной в виде елки медведицу. Или сколько резцов сломал Юрий Федченко из Парабели, пока вырезал медведей на прогулке внутри рогов лося?
До места встречи, которое уже девять лет остается неизменным, мишки путешествовали всеми видами транспорта – воздушным, наземным и водным. Ибо география фестиваля – больше России. Целая галерея бумажных медведей прибыла в Томск из столицы Беларуси – Минска. Приехали-прилетели медведи из Краснодарского края, Свердловской области, Сочи, Новороссийска, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Норильска, Новосибирска, Барнаула, Белова и Анжеро-Судженска Кемеровской области. И все же самыми активными оказались все-таки мастера из Томской области.
Медвежья лепота
Уметь эффектно и грамотно разместить экспонаты, чтобы каждый был на виду, – это искусство. Им в совершенстве владеет бессменный куратор фестиваля Софья Кугаевская. Именно она превратила музейное пространство в «Город 200 медведей», в котором ходилось-бродилось легко и приятно.
Знакомство с экспонатами и навело на мысль о сказках и о безграничности фантазии художников. На выставке были медведи-елочные игрушки, мишки-броши и мишки-серьги. В витринах стояли медведицы в роскошных кокошниках. Татьяна Путиловская из Санкт-Петербурга сшила ботинки и с помощью современных технологий расписала их в медвежьем стиле. Юлия Кукликова из Москвы устроила медвежий вертеп по всем законам театра. Лилия Трофимская придумала стильные галстуки с аппликациями из мокрого валяния.
Денис Боков из Курлека выстругал целую медвежью бригаду из дерева. Он впервые принял участие в фестивале, за что был удостоен приза в новой номинации «Новичок».
Силами 21 ребенка из школы «Резонанс» под руководством Елены Зелениной был сделан коллективный портрет маленьких медвежат, братишек и сестренок. И каждый участник получил подарок от спонсоров за второе место в номинации «Медвежата». А первое – за валеного мишку – досталось семилетней Сонечке Турлаевой, которая занимается в Хобби-центре.
Алексей Иванович Зеленин из села Зоркальцево выточил на токарном станке целое семейство медведей. А всё почему? Потому что вспомнил, как для своей маленькой дочки в далеком 1970 году купил деревянного мишку, выполненного в той же токарной технике. Детская забава принесла осязаемый успех – денежный приз за 3-е место в конкурсе мастеров.
Тотем, бренд или друг детства?
Взаимоотношения человека и животного – это отдельный сюжет, который возникает поверх сказочного и заставляет посмотреть на экспонаты как на отражение внутреннего мира художника. Медведи, как люди, любят помечтать, принарядиться, попозировать фотографу, они заботятся о своих детях и ведут здоровый образ жизни. Самым распространенным медвежьим хобби оказалась даже не рыбалка, а семейное чтение.
Само пространство музея, выставка, мастер-классы, народные гулянья «С медведем по соседям» заставляют вспомнить, что у коренных народов Сибири медведь – животное тотемное, особо почитаемое, мифологическое. Поэтому одна из главных целей фестиваля – продвижение сибирского бренда.
– Я по сей день благодарна Геннадию Михайловичу Павлову, что он дал приют нашему Медвежьему фестивалю в своем музее. И лучше этого места придумать нельзя! – признается Ольга Радионова. – И всему музею, который сегодня возглавляет дочь Геннадия Михайловича Ольга, они все делают, чтобы фестиваль жил.
Другая цель, не менее важная, – поддержка мастеров декоративно-прикладного искусства, как профессионалов, так и любителей.
Как показывает опыт девяти лет, дети и пенсионеры – это самые активные участники фестиваля. И порой именно в этом хобби раскрываются скрытые всю жизнь таланты. Разве могла подумать Людмила Морозова из села Дзержинское, что её Мишка с пчёлами, которого валяла для себя, так понравится жюри, что оно назовет его лучшим «Увальнем»? Профессия Натальи Павловой из поселка Победа Шегарского района далека от декоративно-изобразительного искусства, а вот поди ж ты, за свои настенные панно из дерева, папье-маше и воска получила диплом в номинации «Друг детства».
В этом году высокую планку художественности задал москвич Алексей Дроздов. Юрист по образованию и предприниматель по профессии нашёл свое призвание в художественном творчестве. Его медведи уверенными шагами идут по свету, находя своих обладателей по всему миру. Проект Алексея «Медведи Русской Души» вызвал восторг у всех.
Народный мишка и виртуозы
Целый месяц, с 15 декабря по 16 января, у томичей была возможность не только любоваться чудесными созданиями, оценить их оригинальность, но и проголосовать за понравившегося косолапого, а также приобрести полюбившегося мишку в свою коллекцию.
По результатам голосования звание «Народного мишки» удостоилась композиция Галины Сташелис «На рыбалку с дедом». А работы Надежды Желамской и Галины Весниной не дожили до закрытия – их купили в первые дни работы выставки. И это тоже признание. Как горячие пирожки разлетались-раскупались мини-открытки Натальи Фомченковой, потому что нарисованы с любовью и юмором.
Со дня своего основания Медвежий фест дружит с известным томским мастером-керамистом Натальей Ивановой. Керамика Натальи всегда необычна, всегда украшает любую выставку или согревает теплом домашний интерьер. Вот и в этой экспозиции были представлены три керамические лампы мастера. Они сделаны с любовью и нежностью. За что Наталья и была отмечена призом жюри за 2-е место.
Победитель предыдущего, восьмого, фестиваля Марина Барткова вновь одержала безоговорочную победу. Члены жюри были единодушны в своем решении – композиция «Папа может» признана лучшей. Восхитили и идея, и ее безупречная реализация: папа-медведь на одной ноге катится по катку, одной рукой поддерживает маму-медведицу, другой держит маленького сына, а малютка-медвежонок висит у него на груди.
– Как вам удалось добиться устойчивости в такой сложной композиции, ведь всего две точки опоры? При этом одна из «точек» – лезвие конька. Вы делали специальные расчеты? – поинтересовались мы у автора.
– Нет, все на глаз. Наверное, опыт помог, – говорит Марина.
В ее работе не только сложность конструкции восхищает, но и внимание к деталям. На мишке-сынишке коньки с двумя лезвиями.
– Такие коньки были у меня в детстве, и «конькобежки», в которых катается папа-медведь. А вот «фигурки» у мамы-медведицы сделаны с фотографии Ирины Родниной, – поясняет художница. – Как родилась идея? Я вспомнила свое детство, свою семью, своего любимого мишку.
…Значит, права Агния Барто: «все равно его не брошу, потому что он – хороший». Правы и организаторы, и участники Медвежьего фестиваля – они подарили томичам удивительную возможность вернуться в детство. И у этой сказки будет продолжение. Ровно через год.
Автор: Татьяна Веснина
Фото: Александр Рауш