Появится ли круизный лайнер с гордым именем «Томич»?

Григорий Шатров

TNews842_RS_02_CMYK2

Для большинства российских предприятий обрабатывающей промышленности рынок пока так и не стал родной матерью. Конечно, авиа- и автопром получают в последнее время внимание на самом высоком уровне и немалые финансовые вливания. А вот судостроение в великой речной стране не на первом плане. Но и нельзя сказать, что эта сфера (особенно в гражданском сегменте) в глухом забвении. О флоте вспоминают в каждую навигацию. Правительство РФ приняло в 2013 году программу по поддержке отрасли до 2030 года, но она оставляет много вопросов. Главный из них – помогут ли эти усилия государства выйти российскому речному судостроению из многолетней стагнации на новый технологический уровень? В каких условиях работают и на что надеются корабелы старейшего предприятия области – Самусьского судостроительно-судоремонтного завода, рассказывает его новый директор Олег Ушаков.

Поправить крылья старому «Альбатросу»

Про Самусьский судостроительно-судоремонтный завод написано немало добрых слов. Основанное в 1879 году предприятие за годы работы построило более трехсот судов разных типов и назначений. Слаженный коллектив из уникальных специалистов, скрепленный крепкими традициями и многочисленными трудовыми династиями, прошел за века огонь и воду. Но экономические реалии нынешнего времени сказались на производственной активности. На обширной территории завода, заставленной корпусами судов на стапельных платформах, тихо. На площадках, заросших ромашками, практически не видно людей и не слышно работы механизмов. Нет заказов?

– Сейчас основной объем работ связан с судоремонтом, – поясняет Олег Ушаков. – В прошлом году, да и в начале этого, судостроения как такового не было. Нынешние правила игры для судо­владельцев весьма неблагоприятные: отлаженной системы кредитования, такой как в других речных и морских державах, просто нет. Кредиты дорогие и короткие, а инвесторам развитие флота неинтересно – окупаются корабли лишь через 10–15 лет.

Строительство новых судов на свой страх и риск – дорогое удовольствие, потому компании предпочитают эксплуатировать флот до последнего, а затем отправлять в капитальный ремонт. В Самусь приходят сильно изношенные баржи, самоходный флот и дебаркадеры с большим объемом ремонта. Основной заказчик – Томская судоходная компания, у нее самый крупный флот в Обском бассейне. Также большой объем работ завод выполняет по заказу Администрации Обского бассейна внутренних водных путей. В зимний период 2015/16 года отремонтировано 10 единиц флота.

С 1970-х годов Самусьский судостроительно-судоремонтный завод сотрудничает с нефтяниками. Этой зимой работники предприятия капитально отремонтировали баржу «Транснефти» – сменили борта, днище, установили дополнительное оборудование. Кроме того, отремонтировали три единицы самоходного флота – поставили новые двигатели и дизель-генераторы. Бывает, с мелкими заказами обращаются небольшие компании – предприятие никому не отказывает. Но полной загруженности у завода нет.

– Чтобы мощности не простаивали, с прошлого года стали развивать производство общестроительных металлоконструкций, – рассказывает директор. – Основные заказчики – нефтяные компании, им для обустройства площадок и кустов нужны фундаменты и лестницы. Сработали, в принципе, неплохо, сдали заказчику около 800 тонн конструкций. Еще одно направление – блочно-модульные сооружения высокой степени готовности – для газовых котельных, водоподготовки и зданий, которые собирают на промыслах словно из кубиков.

TNews842_RS_02_CMYK3

Снять с «мертвого якоря»

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод соответствует всем современным требованиям. Все сотрудники – судокорпусники, инженеры, конструкторы, сварщики – с большим опытом работы. Всегда в полной боевой готовности импортное и оте­чественное оборудование, которое было приобретено в период строительства так называемого финского цеха в конце 1980-х годов. Периодически оно обновляется. За последние годы заводу удалось приобрести машину плазменной резки металла толщиной до 40 мм и несколько ленточных пил для обработки профиля и уголка. Гордость предприятия и его конкурентное преимущество – отапливаемый судостроительный цех на два пролета шириной 24 м и высотой 20 м. Уникальное судоподъемное сооружение – слип гребенчатый, он вызволяет из воды суда массой 800 тонн и длиной до 90 м.

– В целом ситуация устойчивая, на плаву держимся, – уверяет Олег Ушаков. – Пакет заказов есть. Это помогает вовремя платить заработную плату работникам завода. Но есть большая ложка дегтя – у нас нет долгосрочной программы по судостроению. И надежд на ее появление не так много. Для уверенной работы нужна просматриваемая перспектива хотя бы на полгода вперед, чтобы можно было оптимизировать технологические процессы, продумать логистику поставок материалов, подготовить кадры. А в идеале еще и иметь стабильные финансовые поступления.

Грусть и надежда сибирской Амазонки

Программы строительства технического флота в России есть. Самусьский завод даже участвовал в одной из них – по строительству обстановочных теплоходов проектов 3050 и 3050.1. Томские суда шли на Амур, Лену, даже на Волгу, и это при огромной конкуренции волжских компаний. Всего по программе Самусьский завод построил 19 единиц флота и еще сверх программы два теплохода для Казахстана. Но после окончания программы – штиль. А ведь к 2020 году почти весь речной флот надо списывать из-за физического и морального старения. Можно ли в России обойтись без речного транспорта? Чтобы обновить флот и не бросать сибирские широты и Север без связи с Большой землей (по рекам доставляется 80% грузов), надо вводить ежегодно не десятки, а сотни единиц. Что полезнее государству – толкачи, стоящие на якоре или уверенно ведущие баржи с грузами? Ответ очевиден.

Речное судостроение обладает межотраслевым мультипликативным эффектом, оно формирует региональный рынок сбыта товаров и услуг, стимулирует появление технических инноваций, создает рабочие места. Развитие речного судоходства – залог транспортной безопасности страны. Тем более когда у страны амбициозные планы по созданию мощного транзитного моста между Востоком и Западом.

У молодого директора завода мечты более приземленные, вернее, приводненные: участвовать в глобальном обновлении речного флота. Чтобы люди видели красоту кораблей не на картинках, а на водной глади. Олег Ушаков убежден: для строительства современных судов есть все условия. И главное – есть много сфер для их выгодной эксплуатации.

– Развитие внутреннего водного туризма – востребованный тренд, – размышляет директор. – У нас есть корпус круизного теплохода, мы могли бы при помощи областных и городских властей построить круизный лайнер для путешествий томичей, или для рейдов плавучей поликлиники, или для мобильного многофункционального центра на всю навигацию. Уверен, проект рентабельный, окупится быстро. Нужна поддержка и заинтересованность, а завод не подведет.

Истина рождается не только в споре, но и в труде. Один из героев замечательного фильма о корабелах «Большая семья» Илья Журбин во время спуска на воду построенного в борьбе нового со старым экспериментального сухогруза говорит: «Вот какая главная у нас идея – не пасовать перед трудностями».

…Долгий гудок в тумане – это сигнал подхода судна к пристани. Пока не ясно, что он означает для речников-судостроителей: встать на вечный прикол или лихо отшвартоваться для новой загрузки.

TNews842_RS_02_CMYK

Справка «ТН»

Олег Ушаков в 2002 году окончил факультет автоматики и электромеханики ТПУ по направлению «Электроэнергетика и электротехника». После производственной практики в Томской судоходной компании остался работать электриком. В 2007 году заочно окончил Новосибирскую академию водного транспорта. Возглавил береговой производственный участок по ремонту двигателей, электрики и обслуживания флота. В 2012 году перешел на должность главного инженера Самусьского судостроительно-судоремонтного завода. В феврале 2016 года стал директором завода.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − десять =