Правило трёх «Д»

Оно – основа в становлении и развитии института пробации

Прошло уже более года с момента вступления в силу Федерального Закона «О пробации в Российской Федерации». Самое время подвести некоторые итоги его работы в регионе. Недавно первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Воронцов провел в Томске круглый стол на тему «Роль общественных формирований в становлении и развитии института пробации в Томской области». Обсуждалось создание центров пробации: специализированных организаций, которые могут основываться на базе некоммерческих организаций, религиозных и иных объединений. Затронули участники встречи, среди которых были не только общественники, и другие вопросы.

Труд – это главное

Начиная встречу, Александр Воронцов обозначил цель своего визита:

– Общественная палата России осуществляет мониторинг взаимодействия субъектов пробации с целью обмена информацией, – отметил он. – Наша задача правильно и качественно реализовать Закон о пробации на территории каждого региона, встроить общественные институты в систему взаимодействия службы исполнения наказаний и органов государственной власти. Необходимо подключиться к работе и предпринимателям. Общество не должно отгораживаться от оступившихся людей. Чтобы помочь им, мы должны объединиться. Мы должны быть вместе.

Заместитель губернатора по социальной политике Светлана Грузных рассказала о реализации закона в регионе, мерах, направленных на оказание всесторонней помощи осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Причём основной упор она сделала на трудовом вовлечении, реализованном в службах занятости.

– Именно труд социализирует человека, – обосновала Грузных свою позицию. – Труд помогает ему встроиться в жизнь. Поэтому занятость является ключевым моментом в этой работе.

По словам заместителя губернатора, в 2024 году в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 260 граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний. А также 54 гражданина, подлежащих пробации, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы. Трудоустроились 95 человек (37 %), в том числе 21 участник пробации.

– Для Томской области 37 % трудоустройства – это максимальный показатель за все 12 лет моей работы в качестве руководителя департамента, – подчеркнула Грузных, – И это при том, что раньше наш максимальный показатель подобного трудоустройства был на уровне 16 %. Поэтому считаю, что в Томской области складываются правильные предпосылки для реализации этого закона.

Присмотреться к «Тюремным домам»

Заместитель начальника УФСИН России по Томской области Анжела Красножёнова, как представитель силового ведомства, напрямую вовлеченного в реализацию нового закона, разъяснила некоторые нюансы пробации. Пробация проходит по трём направлениям и привела статистику в регионе по двум из них.

Первое направление: пенитенциарная пробация, то есть меры поддержки, осуществляемые в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы и в исправительных Центрах. Второе: исполнительная пробация – меры поддержки в отношении осужденных, не связанных с лишением свободы. Третье: постпенитенциарная пробация, которая направлена на лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

По словам Красножёновой, в 2024 году в рамках исполнительной пробации за помощью обратились 303 человека. Из них в отношении 280 человек было принято положительное решение. В рамках пенитенциарной пробации обратились 27 человек, 26 были поддержаны. Сейчас пробация осуществляется в отношении более 100 человек. В регионе из 41 соглашения с организациями, которые участвуют в оказании помощи гражданам, подлежащим пробации, 22 заключены с субъектами пробации, 19 – с общественными организациями.

В ходе обсуждения актуальной темы так же были подняты несколько актуальных проблем.

Заведующий кафедрой Уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета Владимир Уткин озвучил важный вопрос о нечистоплотности некоторых организаций, пытающихся использовать проблемы осужденных в своих целях. Он упомянул так называемые «Тюремные дома», нелегальные «Центры занятости», в которых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, хозяева таких «заведений» используют практически на правах рабов, не имеющих никаких прав.

– Пройдите по улицам, – рассказал он, – и посмотрите на фонарные столбы. Они все увешаны объявлениями о подобной «помощи». Считаю, что необходимо с представителями правоохранительных органов провести проверки этих организаций.

Дополняя коллегу, Александр Воронцов тоже высказался относительно всякого рода злоумышленников, пытающихся, что называется, примазаться к процессу пробации:

– Действительно, мы фиксируем неприятные случаи, когда некоторые люди, понимая, что на пробацию выделяются средства, в том числе и государственные, хотят нагреть на этом руки. С определенными структурами выделяем таких жуликов. Занимаемся этой проблемой. Призываю коллег в регионах внимательно смотреть, с кем вы работаете.

Необходимы кадры

Заведующий кафедрой Уголовного права Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета Николай Ольховик обратил внимание на необходимость подготовки кадров в области пробации.

– Надо обучать специалистов для работы в этой сфере, – отметил он. – Есть определенная специфика взаимодействия с категорией лиц, которая является клиентами пробации. Для служб занятости, для учреждений социального обслуживания эти люди, по нашим опросам, (а мы такие опросы проводим), что-то неизведанное. Мы в этом плане в Томске постарались заполнить брешь. ТГУ при взаимодействии с ОНК, УФСИН по Томской области уже разработали 72-часовую программу повышения квалификации, которая называется «Ресоциализация и права человека». Мало того, уже в январе обучили первую группу общественников.

С коллегой согласился председатель Общественной наблюдательной комиссии Томской области Геннадий Постников:

– У освобождающихся из мест заключения при общении с сотрудниками УФСИН в плане пробации возникает некоторая проблема, – поделился мнением общественник. – Эти сотрудники ассоциируются с теми, кто на протяжении долгого времени наказывали, воспитывали. А теперь с прошлого года предлагают какую-то ресоциализацию. Получается, левая рука наказывает, а правая помогает. Отсюда настороженное отношение. Поэтому я согласен с тем, что здесь должны подключаться гражданские, может быть даже те, кто сам прошел через это, бывшие осужденные. Нужны специально обученные кадры. И мы благодарны ТГУ за то, что он уже почти выпустил первых 19 специалистов в Сибирском федеральном округе в области пробации.

Уполномоченный по правам человека в Томской области Елена Карташова поделилась своим опытом взаимодействия с заключенными.

– Люди в первую очередь должны доверять нам, той структуре, в которую они обращаются, – подчеркнула уполномоченный по правам человека.

– Мы выработали правило трех «Д»: доверие, доступность и действенность. Вот критерии нашей деятельности. Если помогли одному, он расскажет товарищу, тот другим и так далее. Именно так мы и работаем.

О женщинах не забыли

Елена Геннадьевна обратила внимание на пробацию именно женского контингента.

– В Томской области нет женских колоний за исключением колонии для несовершеннолетних, – рассказала она, – но проблема все равно актуальна. Томички уезжают отбывать наказание в колонии, расположенные в Сибирском федеральном округе. Примерно 70 человек ежегодно возвращаются. И если с мужчинами в томских колониях мы встречаемся, общаемся, то женский контингент как будто растворяется. Полагаю, что в Кемеровской или Новосибирской колониях про томскую ресоциализацию или пробацию им вряд ли кто-то расскажет.

Тему женской ресоциализации продолжил руководитель АНО «Слово» Виктор Зима.

– В мае вместе с Геннадием Постниковым и УФСИН мы открываем Центр ресоциализации для женщин, – отметил Зима. – К этому шли давно. Еще в 2018 году на радио выпустили цикл программ с женщинами, которые нуждались в ресоциализации. Тогда пытались просто озвучивать их проблемы. Потом вместе с общественной организацией «Офицеры России» шефствовали. В результате накопили определенный опыт, и мы готовы к открытию такого Центра.

Виктор Зима привлёк внимание собравшихся к необходимости взаимодействия с бывшими заключенными, возвращающимися из зоны СВО и тоже нуждающимися в ресоциализации:

– К нам на радио такие ребята уже приходят, – рассказал он. – Похожая ситуация была и с «афганцами». Но тогда люди были несколько другими. Мы все воспитывались в Советском Союзе, у нас была некоторая общность, которой сегодня нет. Но людей нужно слушать и слышать, общаться с ними. Видеть их глаза. Необходимо проникнуться их проблемами, заботами и сделать шаг на опережение.

Участники заседания отметили необходимость разработки и утверждения государственной программы Томской области, обеспечивающей реализацию мероприятий пробации, а также деятельность центров пробации, которые могут быть созданы в виде областных государственных учреждений или на базе некоммерческих организаций, религиозных и иных объединений.

…Александр Воронцов с удовольствием отметил, что впервые проводит круглый стол, в котором вместе с общественниками участвуют представители власти достаточно высокого уровня.

– Выше только губернатор, – пошутил он. – Но у Владимира Мазура и так забот хватает. А если без шуток, то всё указывает на серьезные намерения проводить в жизнь закон «О пробации» в Томской области. И это по-настоящему радует.

Справка «ТН»

Институт пробации – это совокупность мер по ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации осуждённых, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, лиц, освободившихся из мест заключения, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Автор: Андрей Суров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 5 =