Областное отделение ВОИ майор милиции Андрей Филиппов возглавил год назад. До этого, признается, даже не знал о существовании этой организации. Инвалидом он стал в 30 лет – получил ранение на Северном Кавказе. «Как сказал кто-то из моих коллег по новой работе, инвалидность – это не состояние человека, а обстоятельства, в которых он оказался», – этому принципу Филиппов следует в своей работе. Он рассказал «ТВ» о том, какие задачи-максимум поставил перед собой, возглавив организацию, чего удалось добиться за год и что предстоит сделать.

– Все начинается с экономики, – говорит Андрей Альбертович. – А с этим дела в организации обстояли неважно. Поэтому первоочередной задачей я для себя определил вытащить организацию из финансового болота, в котором она пребывает. Понятно, что это долгосрочная задача, которую за короткий срок не решишь. Более реально решение менее глобальных задач: развитие в обществе спортивных, творческих, художественных и других направлений. Есть планы по организации обучающих семинаров, чтобы инвалиды могли получить какие-то основы профессий. Вот у нас есть такой инициативный Александр Захаров, который открыл на вокзале Томск-I мастерскую по ремонту ключей и часов. Он сам всего добился. Но таких инициативных людей мало. А в селах инвалидам вообще трудно приобрести какие-то профессиональные навыки.
– Есть же в службе занятости клубы инвалидов, где им помогают осваивать профессии.
– Тут тоже есть проблема. Как только инвалид начинает зарабатывать какие-то деньги, он переходит из разряда малоимущих и теряет все льготы. Эта дурость предусмотрена федеральным законом. С одной стороны, мы призываем инвалидов к активной жизненной позиции, с другой – сами вынуждаем их сидеть на социальной игле.
– Какой же, Андрей Альбертович, вы видите выход?
– Это поле деятельности для депутатов Госдумы, только они могут изменить закон. Одновременно нужно развивать свои предприятия. В соседних регионах общества инвалидов имеют мощные производства. А у нас, за исключением, пожалуй, общества слепых, нет ничего. Мы как побирушки. И у нас психология побирушек: прийти, выпросить копейки и радоваться этому. Я хочу переломить эту унизительную тенденцию. Если посмотреть на историю, то в 1930-е годы были богатые артели инвалидов, в том числе и в Томске. В 1950-е Хрущев распорядился передать все объекты в министерство местной промышленности. А в 1991-м вышло постановление о возврате площадей организациям инвалидов. На уровне сибирских регионов такой процесс произошел. Томская организация почему-то не смогла этого сделать. Моя задача – разобраться, можно ли создать новые предприятия, чтобы у организации появился финансовый ручеек. Это могут быть пошивочные мастерские, народные промыслы. Об инновационных фирмах речи, конечно, пока не идет. Это, например, в «Майкрософте» 40% программистов – люди с синдромом Дауна… Будем работать – и результат будет.
Вместо рыбы дать удочку
– У части инвалидов сильна иждивенческая позиция: я инвалид, и государство мне обязано. Согласны со мной или будете спорить?
– Спорить не буду. Я против этого начал бороться с первого дня своего прихода сюда. Мне говорили: «Вот если бы я жил в Европе, мне было бы очень хорошо». Я отвечал: «Возможно. А что ты лично принес для этого общества? Люди, 40 лет отработавшие на производстве, получают такие же деньги, а иногда и меньшие, чем инвалиды».
– У нас ведь если про инвалидов, то надо, чтобы обязательно было жалостливо.
– И чтобы еще сунули им гроши: нате, ешьте и будьте довольны. Я хочу отобрать у людей рыбу, которой их кормят, и дать удочки, чтоб учились ловить. Разумеется, я имею в виду только тех, кто способен на это в силу здоровья, морально-психологических качеств.
– Инвалиды часто жалуются на недоступную среду.
– Здесь тоже надо учитывать историю. Все сооружения строились по советским СНиПам, которые не предусматривали проблемы инвалидов. Только несколько лет назад нормы и правила изменились, и теперь ни одно здание не строится без пандусов, поручней, подъемников, делающих среду более доступной. Взять и переделать все, что построено, нереально. Только в Томске на это потребуется два-три годовых областных бюджета. Когда я был на съезде инвалидов, там присутствовали гости из разных стран. Коллега из Германии в своем выступлении сказал: «То, что Россия смогла сделать для инвалидов за последние три-четыре года, мы добивались 50 лет».
Народный фронт и другие дела
– Что, Андрей Альбертович, реально удалось сделать за год работы?
– В сентябре прошлого года в штат правления ввели ставку спортивного инструктора. Им стала Елена Михайлова, имеющая большой опыт проведения массовых мероприятий оздоровительного направления. В 2012 году участвовали в проходившей на «Буревестнике» массовой лыжной гонке «Лыжня России», в тире Лагерного сада провели соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, в спорткомплексе «Юпитер» – по настольному теннису. Начали развивать новое спортивное направление – бочче (бильярд на полу). В доме-интернате «Лесная дача» прошли выездные соревнования по армреслингу и дартсу (транспортом обеспечила служба МСЭ). Организовали в ТЮЗе новогоднее представление для 500 детей-инвалидов и их родителей. По решению президиума организация вступила в общероссийский «Народный фронт». В общем, сделали, что могли. Но на фоне того, что происходит в соседних регионах, это пока выглядит бледно. В СФО существует межрегиональный совет председателей обществ инвалидов. Он собирается ежегодно по очереди в разных регионах. Последний проходил в Иркутске. Там по инициативе супруги мэра каждый год проводятся благотворительные светские балы в духе XIX века. Полученные средства перечисляются на поддержку инвалидов. Там же проводятся автопробеги Иркутск – Байкал – Монголия. Представляете, как это расширяет горизонты инвалидов! В Томске совет не проводился ни разу, но я приложу все силы, чтобы в 2013 году он прошел именно у нас. Мне кажется, для нашего города это дело чести.

ФОТО ИЗ АРХИВА ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВОИ
Досье «ТВ»
Андрей Филиппов, председатель правления ТРО ОО «Всероссийское общество инвалидов». 40 лет. Окончил Омскую академию МВД. С 1991 года служил в Томском УВД, в 2003-м в контртеррористической операции на Северном Кавказе получил ранение и ушел в отставку в звании майора милиции. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», медалью «За отличие в охране общественного порядка».
Женат. Супруга – сотрудник органов внутренних дел. Сын – школьник.
Статфакт
В Томской области проживают 64 тыс. инвалидов, из них только 4 тыс. состоят в ТРО «ВОИ».
Чтобы стать членом ВОИ, инвалид должен:
- прийти в местное отделение организации, ознакомиться с уставом, написать заявление, заплатить взнос 30 рублей в год;
- если инвалид не способен самостоятельно передвигаться, за него это может сделать доверенное лицо.
«Ни разу ни от кого из представителей областной и городской власти наша организация не получала отказа на свои просьбы».
Андрей Филиппов, председатель правления областного отделения ВОИ