Представитель РПЦ озвучил претензии на звание доминирующей религии в стране

На прошлой неделе на семинаре в Московском государственном лингвистическом университете официальный представитель Русской православной церкви Всеволод Чаплин заявил: «Сегодня нужно подумать, насколько адекватен современным реалиям принцип равенства религиозных объединений перед законом, который неизвестен в законодательстве большинства западных стран, но появился в постсоветских правовых системах в период ультралиберальной эйфории первой половины 90-х годов». Этим высказыванием отец Всеволод фактически оспорил принцип равенства религиозных конфессий. О приемлемости такого подхода рассуждают эксперты «ТН».

Быть как буддисты

Алексей Гавриляк, доцент кафедры философии и методологии науки ФсФ ТГУ:

– У нас исторически сложилась естественная монополия православной церкви. Поскольку Русь шла по византийскому варианту развития, православие потихоньку подмяло под себя остальные конфессии. Вой­на с языческими пережитками, непростые отношения с исламом – все это уже было. В этом смысле мы сегодня продолжаем традицию разграничения, в отличие от того же буддизма, который, встречая чужеродную национальную культуру, старается не возвышаться над ней и вообще не конфликтовать. Христианство исповедует терпимость, так почему мы демонстрируем пренебрежение к иному? С этой точки зрения мне позиция Чаплина не нравится.

С другой стороны, церковь корректирует свою политику в соответствии с современными реалиями, чтобы не стать устаревшей и не оторваться от своих прихожан.

В одной лодке

Борис Ромацкий, председатель томской еврейской общины:

– Мне кажется, не стоит делить конфессии на большие и маленькие. Это только увеличит разрыв между людьми. Хотя, с другой стороны, верующих в России не так много, поэтому вряд ли будет раскол в обществе. Сейчас в Томске есть некое равноправие и понимание между разными религиозными институтами. Мы взаимодействуем с католиками, лютеранами, мусульманами. Правда, с православными священниками общение слабое. Мне кажется, православная церковь немного замкнута.

В любом случае к разговорам о пересмотре тезиса равноправия конфессий я отношусь спокойно. Мне кажется, со стороны клириков это просто попытка привлечь в церковь новых людей, а со стороны чиновников – обыграть карту православия в период выборов.

Министерство духовности

Михаил Будулуца, президент Томского буддистского центра традиции Карма Кагью:

– Я считаю, что отношение к религии – это глубоко личный выбор, а не дело государства. Ведь существуют так называемые вечные вопросы, ответы на которые остаются спорными. Разве государство способно быть той инстанцией, которая может эти споры разрешить? Может быть, среди депутатов и чиновников появились эксперты в вопросах посмертного существования или сотворения мира? А ведь именно на такую компетентность были бы вынуждены претендовать государственные деятели, возьмись они выделять более «правильные» религии.

Если говорить о сохранении культурного наследия, практика показывает, что традиции могут не только нести истину, но и заблуждаться. Достаточно вспомнить историю с Коперником и гелиоцентрической системой.

Удивляет и озабоченность некоторых наших религиозных деятелей вопросами национальной безопасности. Представляется, что для священнослужителя это непрофильная проблематика. А если профильная, то священно­служитель ли он?

Скорее, это похоже на попытки введения государственной религии. Это опасно не только для общества, но и для самой конфессии, поскольку способно превратить церковь в «министерство духовности».

Собственное мнение

Секретарь Томской епархии священник Виктор Сиротин:

– Что касается высказывания отца Всеволода, то нужно сказать, что мнение отдельных представителей Церкви не может считаться позицией всей Церкви. Во все времена Церковь выражала свое мнение соборно. В наше время такими соборными учреждениями являются Священный синод и Архиерейский собор, которые принимают различные документы и делают официальные заявления.

А по сути вопроса необходимо отметить, что, хотя РФ является светским государством, закон о свободе совести и религиозных объединениях принят с учетом «особой роли православия в истории и жизни государства». Кроме того, к несчастью, в наше время общество стало смешивать традиционные конфессии с тоталитарными деструктивными культами, которые выдают себя за древнейшие религии. Такие культы оставляют после себя разбитые семьи и несчастных людей. Во многих странах деятельность подобных организаций либо существенно ограничена законом, либо вообще запрещена. Возможно, работа государства в этом направлении помогла бы обезопасить общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − пять =