Представители разных религиозных конфессий и ученые наводят мосты взаимопонимания

мечеть
Экскурсия в мечеть

 

Представить такое в наши дни может не каждый: в одном небольшом зале собрались и по очереди выходят на сцену поклонники ведической Руси анастасиевцы, католики-поляки, томские буддисты с барабанами и флейтами, мормоны из церкви Иисуса Христа, лютеране, вайшнавы разных оттенков и толков ? поклонники бога Вишну. Дуэтом поют под гитару молодой православный священник и его супруга, их сменяет исполняющий христианские гимны академический хор.

Сценарист фестиваля – жизнь

В декабре на базе культурного центра СибГМУ прошел второй фестиваль несветской музыки «Ойкумена». Кроме выступлений на сцене в программе «Ойкумены» была запланирована дискуссия на тему «Культурное и религиозное разнообразие в Томске и России – благо или проблема?». Эту тему обсуждали представители 11 конфессий и атеисты. Разговор шел доброжелательно и конструктивно.

Почти три года существует в Томске группа «Межрелигиозный диалог» ? уникальное, без всякого преувеличения, объединение научной и религиозной общественности. Говорят, что в таком формате его нет ни в одном из университетских городов. Первые встречи состоялись в то время, когда разгорался скандал, связанный с местными вайшнавами-кришнаитами. Тогда и собрался круглый стол, призванный наладить мостики взаимопонимания.

Профессор философии Николай Карпицкий рассказывает, что встречи, на которые его пригласили, поначалу были более официальными: таблички на столах, представители религиозных объединений, объясняющие позицию своих конфессий, журналисты.

Затем сама жизнь сломала официальный сценарий. В реальных событиях, которые всех задели, нельзя было не высказать личного отношения к происходящему.

«Межрелигиозный диалог» стал развиваться как живой организм. К нему подключались одни, уходили другие. Всего за время существования в нем поучаствовали до 20 религиозных объединений. На каждое из обсуждений приходят люди, принадлежащие к совершенно разным церквям и общинам.

Утвердился график и формат встреч. Ядро – рабочая группа планирует дискуссии и другие мероприятия. Два раза в месяц участников круглого стола созывают для обсуждения какой-либо темы. Однако не всем интересны теоретические вопросы. В каждой религиозной общине есть люди, более расположенные к практическим социальным делам. Они присоединялись к проведенной по предложению мормонов совместной уборке рощи на Каштаке, посадке деревьев в парке.

Направление, идея которого возникла сразу, – духовность, выраженная через творчество. Так и родился фестиваль несветской музыки «Ойкумена».

Кто из граждан, пусть даже очень любознательных, может пойти и планомерно начать знакомиться с храмами и обрядовыми традициями разных вероисповеданий? На пути даже образованного человека в «чужой» храм, скорее всего, встанут робость, стеснительность, предубеждения, порожденные невежеством или пропагандой. «Межрелигиозный диалог» и здесь сыграл свою просветительскую роль. Осенью прошлого года желающие могли посетить православный монастырь в Могочине и церковь мормонов, синагогу и католический костел, буддистский центр, Красную соборную мечеть и лютеранскую общину. Во время каждой из таких экскурсий ядро обрастало примк-нувшими томичами разного возраста. Узнав об экскурсии через соцсети, многие пожелали посмотреть своими глазами, задались вопросом: а как там у них?

«Я тебя понимаю, я тебя ценю»

У ученых-гуманитариев к работе группы свой интерес. Каждый из них находит в обсуждаемых темах что-то свое, отвечающее научным исследованиям. И в то же время ученый тоже человек, который имеет свои конфессиональные предпочтения или религиозные взгляды.

Старший преподаватель кафедры социологии ТГУ кандидат философских наук Роман Быков говорит:

— Современная религиозность – тема моей диссертации, посвященной новым религиозным практикам. В силу профессии и сферы научных интересов я посещал многие общины. В Томске действуют 40 различных религиозных объ-единений, многие из которых не зарегистрированы. И это нормально. Между тем стереотипов в обществе становится все больше. Во многих вузах закрывают специальность «религиоведение». А во встречах, подобных нашим, каждый начинает узнавать и лучше понимать тех, чья вера отличается от твоей. Для меня диалог – это форма конструирования толерантного пространства, место, где избавляются от стереотипов.

По наблюдениям Романа Быкова, участники «Межрелигиозного диалога» вначале приходят к осознанию базовых человеческих ценностей как общего начала. Потом поднимаются на другую ступень: выяснение того, в чем мы разные. У подготовленного человека возникает уважение к другому: «Я тебя понимаю, я тебя ценю, несмотря на все различия между нами».

Место для встреч «Межрелигиозного диалога» до весны прошлого года предоставлял предприниматель Роман Казаков. Переход в аудиторию истфака ТГУ совпал с изменением формата. Для исторического факультета проходящие по вечерам в среду встречи «Межрелигиозного диалога» ? это спецсеминар для магистрантов кафед-ры истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории.

Доцент кафедры Олег Хазанов, являющийся модератором дискуссий, считает, что возможности, которые дает такой проект студентам, невозможно переоценить:

—  То, что происходит в аудитории, – не искусственно созданная учебная ситуация. Люди приходят не ради студентов, у каждого из них свои цели и задачи. Идет обсуждение заявленной темы. Это могут быть правила питания в различных религиозных традициях, соотношение веры и знания, проблемы биоэтики и современной медицины с позиций религий. На глазах студентов разворачивается некоторое действие, которое имеет самодостаточный характер. Люди раскрываются, рассказывают о системе взглядов их религиозного направления на ту или иную сторону жизни. При этом студенты не где-то за стеклом, не следят через Интернет, а сами являются участниками этого процесса. Значит, могут повлиять на него своими репликами, вопросами, обсуждениями. У каждого из них есть свои конфессиональные предпочтения. И в то же время они историки. Одно дело читать о каком-то явлении в книге, и совсем другое – увидеть различные позиции своими глазами. Для наших магистрантов очень познавательно.

 Языком науки и языком веры

Душой группы, одним из ее движителей является педагог на пенсии вайшнав Елена Ганцевич. Интеллигентная, деликатная Елена Матвеевна обладает даром находить и подтягивать людей, способна договориться о «вторжении» экскурсантов с каждым священно-служителем или лидером общины.

Естественно, ученые и религиозные деятели по-разному воспринимают все происходящие процессы внутри объединения. Каждый находит для себя что-то свое и обсуждает волнующие темы на своем, особом языке – с точки зрения религии или науки.

Профессор философии Николай Карпицкий:

— Я не хотел никакую конфессию представлять в группе «Межрелигиозный диалог», но этого и не потребовалось. У меня есть мои религиозные убеждения и есть научная позиция, с ней я и выступаю. Это дает мне определенную свободу по отношению ко всем. В том числе возможность быть самокритичным даже к собственным религиозным убеждениям. Это очень важный момент. Потому что, если человек не способен критично относиться к собственным убеждениям, к собственной конфессии, он превращается из религиозного человека в фанатика.

Постоянный участник встреч православный священник Александр Печуркин свое мнение высказал, открывая фестиваль «Ойкумена»:

— Высшее искусство Творца в том, чтобы создать разные миры. И мы сегодня сможем увидеть, насколько многообразны миры не только в плане костюмов, но и в плане мировоззрения, эстетики, взглядов на жизнь. Сегодня мы ощутим единение культур и в каком-то смысле и религий. Когда люди продолжают враждовать, делить территории и сферы влияния, когда принадлежность к иной культуре и иной религиозной мысли считается признаком врага, этим врагом может оказаться не только еврей, христианин или кришнаит. Этим врагом мы готовы объявить с легкостью и нашего соседа, и члена нашей семьи. В противовес этому давайте будем стараться видеть в другом человеке, в другой культуре ту красоту, которую Бог заложил в этот прекрасный сложный мир.

 В 2010 году ООН провозгласила первую неделю февраля Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений.

В гостях у буддистов
В гостях у буддистов
Постоянный участник встреч православный священник Александр Печуркин
Постоянный участник встреч православный священник Александр Печуркин

Одна мысль про “Представители разных религиозных конфессий и ученые наводят мосты взаимопонимания”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =