Путь к медико-социальной экспертизе для семей с детьми совершенствуется и упрощается
В Год семьи законодательная база медико-социальной экспертизы меняется очень активно. Какие произошли главные изменения для детей и их родителей, рассказывает Татьяна Варваренко, исполняющая обязанности руководителя – главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России.
Так, Минтрудом и Минздравом принят новый приказ, который утвердил перечень медицинских обследований, необходимых для направления на МСЭ. Он вступил в силу в августе 2024 года.
– В обновленном документе учтены пожелания специалистов по медико-социальной экспертизе, практических врачей и общественных организаций инвалидов. В нем перечисляются обязательные медицинские обследования, включая их сроки давности для заполнения направления на МСЭ в электронном виде, – отметила Татьяна Варваренко.
Когда приказ на благо
Во-первых, изменились сроки действия различных клинических исследований. При первичном освидетельствовании – 90 дней (3 месяца), а при повторном – 120 дней (4 месяца). Такое обследование, как компьютерная томография (КТ), действительно в течение полугода. При определенных заболеваниях КТ достаточно сделать однократно и не проходить его при повторном направлении на МСЭ.
– То есть увеличились сроки давности, они обоснованные, реальные и позволяют за этот период пройти пациенту в поликлинике обследования, а высокотехнологичные исследования установлены с еще большими сроками, – уточнила руководитель Главного бюро службы МСЭ.
Во-вторых, при отсутствии в отдаленных районах узких специалистов, например, пульмонолога или гастроэнтеролога, достаточно подробного заключения участкового педиатра.
– Лишь в редких случаях мы направляем ребенка на консультацию к необходимому специалисту, чтобы уточнить изменения его состояния, проявления заболевания, – пояснила Татьяна Варваренко.
В предыдущей редакции приказа заключение узкого специалиста было обязательным условием.
В-третьих, такие обследования, как рентгенография, КТ, МРТ, являются взаимозаменяемыми, то есть достаточно какого-то одного исследования, которое несет близкую информацию. Допустим, если сделана компьютерная томография, то рентген делать уже необязательно. В описании компьютерной томограммы содержится достаточно данных для принятия решения.
– В итоге маме с ребенком стало проще, удобнее и быстрее проходить обследования. Конечно, это положительные моменты. К детству во всех сферах относятся с большим вниманием, а в медико-социальной экспертизе особенно. Ежегодно мы до 40 % устанавливаем категорию «ребенок-инвалид» до 18 лет. Это дает возможность более активно проводить реабилитационные мероприятия. Семья не тратит силы и время на заполнение направления на медико-социальную экспертизу и прохождение освидетельствования, – подчеркнула глава учреждения.
Плечо региона
С первого июля этого года вступил в действие региональный закон «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», по которому предоставляется компенсация стоимости приобретенных технических средств реабилитации инвалида. Проработан порядок их предоставления, в том числе и детям с инвалидностью.
– Принято долгожданное, очень нужное и важное решение. Этот вопрос и мы, и общественные объединения инвалидов, и депутаты поднимали не один год, – сказала Татьяна Варваренко.
В региональный перечень технических средств реабилитации (ТСР) вошло 12 наименований. Но следующим, 13-м пунктом, указаны «иные технические средства реабилитации», которые включены в ГОСТ «Технические средства реабилитации и национальные стандарты РФ».
– И это техническое средство обязательно должно быть внесено в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида). Ранее в раздел «за счет собственных средств инвалида» мы вносили немало технических средств, а теперь, с 1 июля 2024 года, у них появилась возможность получить компенсацию за приобретенное ТСР, – обратила внимание Татьяна Варваренко.
По мнению руководителя, это весомая поддержка. К примеру, предельный размер компенсации за смартфон с функцией голосового сопровождения людям с нарушением зрения составляет 20 тысяч рублей, за медицинскую многофункциональную кровать – 45 тысяч.
– Таким образом, не только 12 наименований, фактически любое техническое средство, которое мы внесли в раздел «за счет собственных средств инвалида», районные центры социальной поддержки населения рассматривают и решают вопросы по компенсации. Речь идет только о тех технических средствах реабилитации, которые не входят в федеральный перечень ТСР. В прошлом году для детей в этот раздел внесено 171 техническое средство, а за пять месяцев 2024 года – 123, – сообщила Татьяна Варваренко.
Примерная семья
Неравнодушие и чуткость ко взрослым и маленьким пациентам, их родителям, законным и уполномоченным представителям – важная составляющая работы томских врачей по медико-социальной экспертизе. Эти качества идут от души, и в служебных контрактах они не прописаны. В службе МСЭ все сотрудники семейные, из них шестеро – многодетные родители, воспитывают по трое ребятишек в своих семьях. Две мамы остаются в декрете, остальные четверо специалистов работают.
– Они надежные, дорожат своей работой, развиваются в профессии и, конечно, профессионалы каждый в своем направлении, – отметила общую черту многодетных сотрудников руководитель учреждения.
Ирина Булыгина в службе МСЭ 13 лет. До последнего декретного отпуска была руководителем бюро медико-социальной экспертизы № 2 общего профиля. Специалисты во главе с Ириной Николаевной проводят за год более 1600 освидетельствований не только в Томске, но и в ходе выездных заседаний в районах области. Вернувшись на работу, она вновь возглавила бюро МСЭ.
– Ирина Николаевна – профессионал своего дела, обладает глубокими знаниями, организаторскими способностями, поэтому уверенно продвигается по карьерной лестнице, – говорит Татьяна Варваренко о своей коллеге.
Еще одна многодетная мама, врач по медико-социальной экспертизе Евгения Долгополова, трудится в педиатрическом бюро, где освидетельствуют детей до 18 лет.
Евгения осваивает смежные специальности, в том числе работу с оборудованием для объективного определения степени выраженности нарушенных функций с учетом возрастных особенностей ребенка.
– Она блестяще ориентируется в медико-социальной экспертизе, тонкостях и нюансах диагностики, правая рука руководителя бюро. На сегодняшний день Евгения Игоревна может качественно и профессионально справляться с руководством и «взрослого» бюро, – считает Татьяна Варваренко.
Многодетный папа Дмитрий Степанов – начальник общего отдела. Все хозяйственные дела проходят через Дмитрия Игоревича. Он их планирует, организует и реализует. Это чистота, комфорт и уют в каждом помещении. Это тепло, свет и вода в учреждении. В этом году в здании Главного бюро службы МСЭ завершился капитальный ремонт фундамента здания под чутким контролем Дмитрия Игоревича.
– Он очень ответственно относится к своим обязанностям. В любой работе проявляет инициативу, нестандартный подход. Учреждение под его началом участвует в городском конкурсе «Томский дворик», и мы являемся постоянными призерами. Безусловно, это заслуга Дмитрия Игоревича, – рассказывает Татьяна Варваренко.
У руководителя Главного бюро службы МСЭ Татьяны Варваренко тоже трое детей. Старший сын – инженер, программист. Дочки закончили СибГМУ и продолжают традиции родителей, трудятся на благо томичей.
– Горжусь тем, что дети получили хорошее образование, что каждый нашел себя в профессии. Мы с мужем в своей семье поставленные цели выполнили, – рассуждает Татьяна Лаврентьевна.
В службу МСЭ Татьяна Варваренко пришла в 1998 году.
– Когда устраивалась, я принесла целую стопку повышений квалификации, сказала, что у меня двое взрослых детей, что на больничный уже ходить не буду. Убеждала, что и в декрет не пойду, но получилось по-другому. В 2000 году родилась младшая дочка, – вспоминает с улыбкой Татьяна Лаврентьевна.
Здесь Татьяна Варваренко состоялась как профессионал, прошла все ступени в медико-социальной экспертизе. Многие годы работала заместителем руководителя Главного бюро службы МСЭ, отвечая за экспертную работу. И уже два года исполняет обязанности руководителя – главного эксперта по медико-социальной экспертизе.
Она часто сравнивает коллектив с большой семьей, только трудовой, и в ней очень важно взаимопонимание, поддержка, умение договариваться и приходить на помощь в нужных ситуациях. И пока в учреждении все так и есть.
Автор: Светлана Федорова
Фото: Евгений Тамбовцев