Кому в XXI веке мерещатся огненные змии
Деревянная церковь в Нагорном Иштане была построена в 1872 году. Известна она тем, что в ее окрестностях Андрей Кончаловский снимал фильм «Сибириада». Сегодня она находится под угрозой исчезновения из-за оползней: после обрушения земли на берегу протоки Томи в 2018 году от церкви до обрыва осталось несколько десятков метров. Кроме того, здание храма находится в аварийном состоянии и постоянно подтапливается талыми водами.
Региональный комитет по охране объектов культурного наследия в конце 2018 года подавал в министерство культуры заявку на финансирование разработки ПСД для последующего переноса церкви в поселок Хромовка на окраине Томска. Идея вызвала активные протесты общественников. Позже от нее отказались.
Место силы и сила без места
В первый месяц нового, 2022 года совпали (нельзя сказать, чтоб очень счастливо) два события из духовной, так сказать, сферы. Во-первых, завершение работ по проекту реставрации Петропавловской церкви в Нагорном Иштане. Работы оцениваются в 18,5 млн рублей – недорого. Это новость хорошая. Но сроки начала работ неизвестны – что есть новость плохая. Ну и уж совсем худо дело – проект не включает противооползневых работ. Стоит ли в таком случае реставрацию затевать – большой вопрос. Ответ на него в определенном смысле дала Томская митрополия. На предложение со стороны регионального комитета по охране объектов культурного наследия рассмотреть вопрос о финансировании проекта по спасению храма она промолчала. При этом в том же месяце церковь обратилась к муниципалитету с предложением установить в Томске памятник Петру и Февронии.
В определенном смысле памятник полумифической семейной паре, описанной современником Иоанна Грозного – священником, а затем монахом Ермолаем – Еразмом, это то, чего явно не хватает студенческому Томску. Все остальное у нас уже есть: дороги человеческие, транспорт цивилизованный… Денег на реставрацию церкви в Нагорном Иштане, правда, тоже нет. Целых 18 млн и еще половинки. Но зато РПЦ готова поучаствовать пожертвованиями на двойную бронзовую статую 2,5 м высотой.
Теоретически на своем подворье и за свои деньги митрополия может строить все что угодно. В данном случае удивила не столько позиция церкви (там дисциплина почище, чем в армии), сколько поведение вполне светских мундепов. Объясните мне, пожалуйста, зачем сдались эти «февронии» председателю Думы г. Томска Чингису Акатаеву? Или и. о. мэра Томска Михаилу Ратнеру? Томичи, конечно, всегда тяготели к странным памятникам, начиная с Куйбышева-«не фонтан» и заканчивая оловянными солдатиками авторства… Вводит в ступор посмертный горельеф совсем не похожего на себя известного профессора в очень странных штанах. Трогательно раздетая св. Татьяна на таком фоне вполне в тренде – недаром ее утепляют каждый год…
Мне кажется, господам городским депутатам должно быть стыдно за родной город – столько околокультурной чепухи за 20 лет наворотили. А одну несчастную церковь XIX века отремонтировать не смогли. Нет, я все понимаю – по территориальной принадлежности Нагорный Иштан – это не Томск. Но вы же урбанисты, вы креативщики… Вы же ведь не те, что ранешние… закостеневшие.
В настоящее время разработана и согласована научно-проектная документация на реставрацию… Срок начала и завершения реставрации храма, а также подрядчик в настоящее время не определены. Согласно проекту, храм в Нагорном Иштане планируется реставрировать по существующему месту нахождения.
Елена Перетягина,
председатель Центра охраны объектов истории и культуры Томской области
Год прошел как сон пустой
Ровно год назад в Томске побывала пара подмосковных реставраторов – Андрей Боде, советник Российской академии архитектуры и строительных работ, и Тимур Иванцык, сотрудник архитектурно-реставрационной компании «Архрест Проект» из города Королева. Сообщалось, что они будут работать над проектом реставрации Петропавловской церкви в Нагорном Иштане.
По словам архитекторов, состояние церкви очень и очень плохое. По сути, все может завалиться в любой момент, купол держится на честном слове, из-за протечек стены насквозь прогнили, местами утрачена кровля. Тогда говорилось – специалисты предлагают срочно начать противоаварийные работы.
– Мы постараемся в ближайшее время подготовить проект противоаварийных работ, который делается очень быстро, и его можно дать вперед, то есть не дожидаясь согласования проектно-сметной документации. Там такие повреждения по всей высоте, что без переборки нельзя. Без переборки можно оставить колокольню. Благодаря тому что она была пристроена позднее, там есть шов между разными частями здания. Вот по этому шву разбирается церковь, и колокольня остается в подлинном виде, как она есть… Это крайняя мера. Конечно, всегда болезненно, когда церковь разбирается, но здесь иначе не обойдешься, – заявил эксперт.
Год пролетел незаметно. Слава богу, купол не рухнул. Вопрос – удастся ли ему простоять до лета? В этом году никаких реставрационных вестей не предвидится. Но зато к 8 июля город получит в подарок статую. Зачем это нам? Никакой географической привязки к влюбленной паре и в помине нет, исторической тоже. С момента возрождения сказочки (а ведь 18 лет прошло!) наша Феврония чуждого Валентина так и не победила, куда там. Биографию, точнее, агиографию нашей пары тоже мало кто знает. А она между тем презабавная.
Нам сказка строить и жить помогает
Документального подтверждения существования этих персонажей, канонизированных православной церковью в 1547 году, не существует. Некоторые исследователи предполагают, что за образами Петра и Февронии скрываются муромский князь Давид Юрьевич из рода Святославовичей (ветвь рода Рюриковичей), правивший с 1205 по 1228 год, и его супруга. Только реальных доказательств, что князь Давид Юрьевич и некий легендарный Петр – одно лицо, нет.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась уже после канонизации загадочной пары. Легенду в эпоху Ивана Грозного сочинил Ермолай – Еразм по просьбе митрополита Московского Макария. В основу легли две народные сказки об огненном змее и мудрой деве. Произведение написано настолько талантливо, что по праву считается памятником древнерусской литературы. Но оно больше похоже на сказку, нежели на достоверную историю.
Повесть начинается с того, что князь Петр, отстаивавший честь жены старшего брата Павла, боролся с огненным змеем. Чудище в обличье мужа прилетало развлечься со снохой – как пишет автор, «на блуд». Женщина узнала подмену и пожаловалась мужу. Но вступился за жену брата почему-то князь Петр. В церкви герой раздобыл волшебный Агриков меч, которым можно было поразить супостата. Но аспид, умирая, обрызгал героя ядовитой кровью. От нее Петр покрылся струпьями.
От проказы никто не мог излечить князя. На Рязанщине Петр нашел целительницу Февронию – дочь бортника, простую крестьянку. Хотя дева оказалась не так проста – безвозмездно лечить князя она не пожелала. В качестве платы крестьянка потребовала, чтобы Петр на ней женился. Герой, оказавшийся в безвыходной ситуации, согласился, в действительности не помышляя удовлетворить желание расчетливой дочери бортника.
Феврония исцелила потенциального жениха. Но хитрая женщина хотела гарантий того, что Петр не откажется от матримониальных намерений. Поэтому она намеренно оставила на теле князя один незалеченный струп.
Исцелившийся Петр решил, что теперь жениться необязательно. Но незалеченная язва начала распространяться по всему телу. Пришлось князю возвратиться к целительнице и под страхом смерти исполнить обещание. Иначе циничная и расчетливая Феврония оставила бы его умирать от язв, о чем не преминула заявить Петру. С тех пор супруги не разлучались.
В старости Петр и Феврония ушли в монастырь и умерли в один день. Красивая легенда гласит, что после смерти их уложили в разные гробы, но каким-то чудом покойники оказались в одной домовине. Похоронили их вместе около церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас мощи неких Петра и Февронии хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
Автор: Марина Боброва