Проблема парковочных мест в новых микрорайонах растет вместе с новыми домами

В ноябре ТДСК объявила о продажах квартир в строящемся доме по пр. Комсомольскому, 20. В 17-этажке будет 96 квартир. В конце лета в этом микрорайоне был сдан дом на 219 квартир и вторая очередь дома по пер. Овражному – 136 квартир. До этого в существующих пяти многоэтажках было 709 квартир. Жителей перспектива обрести новых соседей радует мало: одна из самых острых проблем микрорайона – парковка.

Дорогое удовольствие

Сегодня машина есть у жильцов почти каждой квартиры. К вечеру все внутриквартальные проезды забиты автомобилями, а на табличку «На газоны и тротуары машины не ставить» граждане уже давно не обращают внимания.

– Проблема с парковкой у нас была с самого начала. Еще два года назад ко мне обращались несколько жильцов с пер. Овражного, 22, с просьбой помочь им с обустройством дополнительных мест, – рассказывает директор ЗАО «Уют» ТДСК (управляющая компания микрорайона) Александр Алексеев. – Мы посчитали: чтобы на месте одного из газонов обустроить 20 мест, нужно 60 тыс. рублей. Муниципалитет готов был нам эту землю предоставить, но жители в итоге не захотели платить за место под открытым небом.

Сегодня ситуация обострилась кратно. Пер. Овражный буквально забит припаркованными авто – на выезде на ул. Сибирскую из-за этого частенько возникают заторы. Между тем купить гараж в этом районе удовольствие недешевое: 500–650 тыс. за бокс в гаражном комплексе. И при этом почти все они заполнены до отказа: большая часть боксов продана, оставшиеся сдаются в аренду.

– Некоторые умудряются ставить в один бокс две машины, – делится председатель гаражного кооператива на ул. С. Разина Геннадий Афанасьев.

 

Правда строителей

– Еще 10 лет назад при строительстве жилья заказчиков вообще не волновала тема парковок, – поясняет архитектор проектной организации «Полиар» Светлана Ассонова (среди заказчиков – компания «Континент» (микрорайон Прибрежный), СУ-13, «Томремстрой», «Строймонтаж»). – А сейчас, особенно при проектировании элитного жилья, строители стали понимать: если не создать условий для парковки или не построить гаражный бокс, квартиру не купят за те деньги, которых она стоит.

– Сегодня существуют нормы на гостевые парковки, и мы их с лихвой выполняем, – говорит директор ООО «ПКБ ТДСК» Павел Семенюк. – Но, конечно, мы сносили дома и расселяли жильцов за счет компании не для того, чтобы обустроить жителям микрорайона большую бесплатную парковку. Существуют требования по гостевым стоянкам, нормативы по гаражным массивам и эксплуатации прилегающей территории. Проекты всех микрорайонов утверждаются ОГУ «Томскгосэкспертиза». Все до одного дома, построенные ТДСК, возводятся строго по стандартам.

Строительный комплекс «Ясная поляна», который сейчас готовится к сдаче, для компании «Лидер-Прогресс» проектировало ООО «Простр», которое сотрудничает также с «Томлесстроем» и «Эсперой».

– Мы руководствуемся нормами градостроительного СНиПа, но тем не менее по факту количество парковочных мест мы там заложили с хорошим запасом. Но реалии таковы, что как ни проектируй, мест всегда будет не хватать, – признается архитектор компании «Простр» Александр Кудимов.

 

Варианты

Власти вместе со строителями размышляют, как решать застарелую проблему.

– О недостатке парковочных мест в Томске стали активно говорить 3 года назад, когда резко повысилась автомобилизация населения, – говорит Владимир Коренев, главный архитектор Томска, начальник департамента архитектуры и градостроительства. – Микрорайоны, которые созданы ранее, не были рассчитаны на такой объем машин. Эта же проблема отражается и на новых микрорайонах. При подготовке проектов для планировки территории мы проверяем их на наличие мест под размещение гаражных комплексов, но по факту получается, что жилье строится, а гаражные комплексы либо не строятся, либо там очень дорогие места.

Решение, по мнению Коренева, лежит в нескольких направлениях.

Первое – в рамках программы «Народный гараж» предложить земельные участки для размещения паркингов с упрощенной конструкцией: не гаражи с отдельными боксами, а открытые многоярусные парки. Это позволит и удешевить место, и увести машины с улиц. Места в таких паркингах должны не продаваться, а сдаваться в аренду – краткосрочную или долгосрочную, причем за цену, сопоставимую со стоимостью аренды места на платной стоянке. Сегодня это решение находится в стадии обсуждения, хотя пять площадок под такие паркинги уже определены. Предстоит провести независимую оценку этих земельных участков, чтобы, с одной стороны, решить социальную проблему, а с другой – не отдавать землю совсем уж даром.

Второе направление – выявление территорий для формирования парковочных мест. Проще говоря – снос незаконно установленных металлических гаражей и обустройство на их месте автостоянок. 40 таких площадок в городе уже определены.

 

Лучше даром

Хотя город понимает: полностью проблему не решить. И во многом из-за того, что нет никаких гарантий, что люди будут арендовать места в паркингах и гаражных комплексах – привыкли ставить машины во дворах и не нести при этом никаких финансовых затрат.

В микрорайоне Высотном, где тоже проблема с парковками, бокс в 6-этажном гаражном комплексе можно приобрести за 650 тыс. рублей с рассрочкой на три года при первом взносе 200 тыс. рублей, но строители констатируют: горячего спроса нет. В продаже остается 20 мест из 120, желающих арендовать бокс гораздо больше.

– В 2010 году мы проводили опрос жителей микрорайона Радужного. Оказалось, люди не готовы платить дороже 300 тыс. рублей за место в таких комплексах. И на такие траты готова была пойти лишь треть опрошенных, у остальных и такой суммы нет, – говорит руководитель отдела продаж ТДСК Анна Облакова.

– Часто гаражные боксы и в элитных домах никто не покупает: даже состоятельные люди готовы ставить машины на улице, – отмечает директор компании «Крофт-инжиниринг» архитектор Олег Лещинер, проектирующий дома для «Континента» и ТПСК. – На мой взгляд, дело не в неплатежеспособности, это проблема менталитета, инертности общественного сознания.

– Чтобы люди начали занимать места в паркингах и гаражных комплексах, должно быть осуществлено требование по хранению машины внутри дворовой территории, – говорит Владимир Коренев. – Размещение автомобиля на газоне должно фиксироваться в ГИБДД и наказываться соответствующим штрафом.

– Вообще у томичей должно сформироваться понимание того, что территорию города нужно использовать рационально, – продолжает Коренев. – Формировать открытые территории для машин – неправильно. Сегодня ставим вопрос иначе – архитекторские решения должны быть другими – при каждом жилом доме нужно проектировать подземную парковку открытого типа. Да, это повлечет за собой удорожание квадратного метра. Зато поможет решить проблему перегруженности внутриквартальных территорий.

– А вообще, если посмотреть любой зарубежный крупный город, там даже территории с малоэтажной застройкой забиты автомобилями. Считаю, к этому нужно привыкнуть, – заключает Владимир Коренев, – такой ситуации, которая наблюдалась раньше, уже не будет: доступность автомобиля для населения стала намного выше, чем в советское время.

 

есть мнение

Отрезать по зеленому

Александр Алексеев, директор ЗАО «Уют» ТДСК:

– Конечно, есть нормативы, но я бы, например, на месте проектировщиков некоторые витиеватые газоны не стал бы проектировать, а сделал стоянки. В нашем микрорайоне есть один грязный газон с высоким бордюром возле мусорных баков – жильцы все равно используют его под парковку. И так помаленьку – два-три места – можно еще дополнительно найти и пожертвовать этими зонами безболезненно для микрорайона. Для таких переустройств нужна готовность жителей принять решение и оплатить переустройство. Это не так и дорого – одноразовый платеж в размере 5–10 тыс. рублей. Но пока совершенно непонятно, каким именно образом все это организовать. Или на общие средства сделать дополнительные места общедоступными, или за средства активистов отгородить индивидуальные места для парковки? И брать ли за это арендную плату?..

опыт регионов

В Москве по решению местного ТСЖ жильцы могут взять в аренду кусок придомовой территории и использовать ее в качестве парковки

На проблему не жалуются, пожалуй, только жители дальних микрорайонов, например Подсолнухов. Там, по словам жителей, парковочных карманов построено с лихвой. Впрочем, нужно учитывать и тот факт, что микрорайон заселен не полностью.

Строительные нормы предусматривают нормативы лишь по гаражным массивам и гостевым парковкам – временным, а не постоянным местам размещения машин жильцов, гостей дома, спецслужб, например, скорой.

Количество парковочных мест рассчитывается не по количеству квартир в доме, а по числу квадратных метров в квартирах. На каждые 20,5 кв. м (показатель средней обеспеченности одного томича жильем) приходится 1,2 кв. м парковки.

Такую картину можно наблюдать почти в каждом дворе – парковочных мест явно не хватает. Планы по строительству в Томске «народных» паркингов и гаражных комплексов уже озвучены, но многие опасаются, что места в них будут невостребованными – они не каждому по карману. Но главное – люди привыкли ставить машины во дворах и не нести при этом вообще никаких затрат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 20 =