Проекты создаются сердцем

Рига – Ленинград – Новокузнецк

Отгремела война, отсалютовала Москва, но не всем пришлось вернуться домой. Оставили служить до особого приказа, который вылился в целых пять лет. За это время Николай продолжил цикл работ «Они брали Берлин» и «Солдаты Победы». Некоторые из них так и остались в ленинской комнате полка. Демобилизовали в 1950 году – и сразу на учебу, в Рижский строительный техникум. Проучившись два года, его потянуло в родную стихию, и он поступил в Ленинградский (как его любовно называли тогда – «Репинка») институт Академии художеств СССР. Рвался на живопись, но декан убедил поступить на архитектурный факультет. В течение шести лет учебы все практики проходили на восстановлении интерьеров музеев, в том числе Эрмитажа, и на стройках Ленинграда.

«Вот где пригодились знания и навыки, полученные в техникуме. Тема дипломного проекта «Курортный город у озера Гладышевское». Помню хорошо, что ГЭК оценила его как имеющий производственную ценность. Жаль, что не побывал в тех местах, все не хватало времени», – посетовал Николай Константинович.

После окончания группой в шесть человек распределились в Новокузнецк, который в те времена гремел на всю страну. Почти пять лет отработал архитектором. Здесь участвовал в проектировании на знаменитой Антоновской площадке и впервые прикоснулся к монументальному искусству. Бюро Новокузнецкого горкома партии приняло решение о возведении некрополя рабочим, погибшим при строительстве домны КМК. Проект был выполнен и в том же 1962 году построен в Редакове (пригород). Конкурсный проект центра Новокузнецка, разработанный им, получил первую премию. Как указано в отчете: «Развивалась идея выхода города к реке Томи путем создания пешеходной экспланады на продолжении проспекта Бардина, системы набережных, общественных и административных комплексов. При этом планировка центра, как и общий контур генплана, обрела пространственно уравновешенную, симметричную относительно Томи структуру». Воплощенный в жизнь объект радует горожан и в наши дни.

Памятник Никите Изотову в Горловке (Донбасс)

Донбасс – всесоюзная кочегарка

В Новокузнецке создал семью. Родились дети, которые тяжело переносили загазованность – начались болезни. По рекомендации врачей пришлось переехать в Донецк. Был принят начальником планировочной мастерской института «Донбассгражданпроект». За девять лет работы участвовал в разработке проекта Донецко-Макеевского промышленного комплекса.

В содружестве со скульптором В.М. Костиным выполнил проекты памятников Калинину, Куйбышеву, Артему… А визитной карточкой Горловки стал созданный в канун ее 100-летия памятник Никите Изотову – ударнику первых пятилеток, инициатору всенародного движения, названного изотовским. Не лишним будет напомнить, что в мае 1932 года за одну смену он обухом нарубил 20 тонн угля – целый железнодорожный вагон. Это первый в мире памятник рабочему. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в памятнике разведчику Тиунову, одному из первых проникшему в Донецк, выполненный в виде стелы высотой 2,5 метра, изготовленной из гранита и установленной в 1969 году в сквере на проспекте Мира.

Памятник воинам-врачам в Сосновом Бору

Лигачев одобрил!

Но Сибирь тянула обратно. И такой случай представился. В один из отпусков (жена томичка) в газете был объявлен всесоюзный конкурс на создание памятника воинам-томичам, погибшим в годы войны. Вернувшись в Донецк, засел за проект. Рождался он легко и быстро. В памяти воскресли все освобожденные села и города, где в жесточайших сражениях сибиряки, не побоюсь громких слов, были решающей силой. Томичи ковали победу и в глубоком тылу. Все вместе взятое и предопределило создание проекта мемориала воинам-томичам. Отправил материалы, откровенно говоря, не надеясь на одобрение, так как в конкурсе приняло участие довольно много архитекторов, в том числе столичных.

Вдруг телеграмма из Томского обкома партии. Не верилось, переговорил по телефону (убедился) и полетел как на крыльях. Все решалось на бюро, где Лигачев торжественно произнес: «Ваш проект признан лучшим. Будем строить и приглашаем вас в Томск».

Так Николай Яковлев в 1972 го-ду стал томичом. В планах обкома значилось открытие мемориала к 30-летию Победы.

«Началась мирная эпопея, – продолжал Николай Константинович. – Не боялся и не боюсь произнести это громкое слово «эпопея». Оснований больше чем достаточно. Первое – сжатые сроки. Второе – постоянный амбициоз москвичей. И третье – непредвиденное: опасность обширного оползня на стройплощадке».

Все годы проектная группа (москвичи все-таки влезли и внесли отступление от проекта) находилась под неусыпным партийным контролем. Берег Томи у Лагерного сада пополз на глазах (в период проектирования), пришлось отступить ближе к городу на 60 метров. Не рискнули также построить лестницу, спускающуюся от мемориала к реке, а как бы вписалась она в ландшафт Лагерного сада! В глубине души мечтал воплотить хоть частично элементы Потемкинской лестницы.

Возникал вопрос об исключении из мемориала и стел с именами погибших – спешили. Егор Лигачев обронил: «Зачем нам столько одних фамилий, ведь условно изображено: Родина-мать вручает оружие сыну-солдату. И этого вполне достаточно». Но фронтовик Николай Яковлев, как и в годы войны, не сдался и возразил хозяину области: «Скоро придет время, и нам придется чтить каждого поименно».

 

Почетной задачей архитекторов Томска является сохранение бесценного наследия прошлого, индивидуального облика, поиск гармонии старого и нового, определение наиболее правильных путей развития и реконструкции старинного города, ставшего для многих жителей и для меня второй родиной.

Николай Яковлев,
главный архитектор г. Томска с 1973 по 1982 год

 

Жизнь подтвердила его предвидение. К подножию 18 стел, где выбиты фамилии погибших бойцов, идут родные, близкие, гости и жители города с цветами, отдавая дань погибшим. Время подтвердило правоту Николая Константиновича – в 2005 году добавилась еще одна стела – с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы. Общее количество павших в боях и умерших от ран составило 57 934 человека. Мемориал был открыт в честь 35-летия Победы 9 сентября 1979 года. И с первых дней стал визитной карточкой города и области.

Тема подвига не покидала творчество Яковлева до конца жизни. Параллельно с мемориалом он воплотил вместе со скульптором Л.Л. Майоровым памятник 114 воинам – врачам психиатрической больницы, открытый в Сосновом Бору в 1973 году.

Памятник Герою Советского Союза Алексею Лебедеву установлен перед главным входом школы № 14, носящей его имя, и памятник Марии Октябрьской на территории школы № 24.

А в честь 65-й годовщины начала войны с Германией принял участие в строительстве и открытии стелы на Новособорной площади, которая увековечила память 63 600 томичей, ушедших на фронт. Символично, что отсюда также уходили томичи на Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую и войну с Японией.

Портрет сибирячки, 1954 год

Магия второй родины

Работая в течение девяти лет главным архитектором Томска, Николай Яковлев воплотил ряд своих поистине творческих замыслов. Привлекался также к выполнению проекта по застройке III микрорайона г. Стрежевого. Построенные здания украшают города и придают им особый колорит. В Томске – это Дом нефти в мраморной облицовке, удачно вписавшийся в пейзаж Губернаторского квартала. Венчает здание электрополированный шпиль с семиконечной искрой, символизирующей энергию подземных кладовых области.

В период строительства Дома нефти (меня назначили замначальника штаба) тесно работал с двумя земляками – уроженцами Украины: Николаем Яковлевым и Павлом Сухотеплым, начальником стройуправления треста «Томскпромстрой», заслуженным и почетным строителем РФ. Это был профессиональный дружеский дуэт (или союз, или тандем), продолжавшийся до ухода в вечность Николая Яковлева. Он сетовал на нехватку средств при строительстве, что не дало воплотить проект в полном варианте. И в сердцах говорил, что мечтал хоть на шаг подступиться к творениям своего земляка Константина Лыгина.

Проект Дома нефти

«Потаенную мысль по-землячески тебе выскажу: с тех пор как приехал в Томск, хожу по проспекту Лыгина (имеется в виду проспект Ленина. – Прим. ред.) и горжусь, что «нерукотворный» памятник он воздвиг своим трудом и талантом. Суди сам: только на проспекте Ленина и примыкающих улицах десяток шедевров федерального значения, а в целом по Томску и Сибири трудно даже сосчитать!»

Еще одна подвижническая черта была присуща ему – находясь на пенсии, вместе с Сухотеплым принимал участие в реконструкции и приведении в порядок всех военных памятников. В течение пяти лет вел дипломное проектирование в инженерно-строительном институте, делился своими знаниями со студентами архитектурного отделения коммунально-строительного техникума и Заозерной «украинской» школы № 16. Отстаивал свою позицию в обществе охраны памятников как председатель архитектурной секции при областном управлении культуры и др.

Только в отпуске или в выходные дни отдавал себя живописи. Любимая техника акварели проходила через всю его творческую жизнь. Он один из немногих художников Томска, кто творил в акварельной портретной живописи. Ряд его работ находятся в Германии, Донецке, Новокузнецке… В музеях Томска: художественном и деревянного зодчества, в областной универсальной «Пушкинке» проводились его персональные выставки.

Автор: Михаил Худобец,
председатель международного отделения «Черниговское землячество» в составе томского центра украинской культуры «Джерело»
Фото из архива автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 1 =