Прогулка с привкусом тайны

Фото: Юрий Цветков

_DSC7019

Томские писатели раскрывают городские легенды

Такими путями уж точно не водил гостей Томска ни один экскурсовод и не прогуливался ни один даже отчаянно влюбленный в свой город томич. Оригинальные литературные маршруты по старинным городским улочкам, полным тайн и пикантных историй и связанным с биографией известных людей, были проложены только в нынешнем году. Они возникли в рамках проекта «Прогулка с писателем» – совместной акции Томской областной писательской организации и Дома искусств.

Богемная вечеринка с пирогами

– Эта идея родилась из удивительного парадокса, – рассказывает директор Дома искусств Ольга Ильина. – Томск подарил миру литературы крупнейших писателей. В их числе, например, Виль Липатов, по повести которого был снят фильм «Анискин и Фантомас». Или русский Брэдбери Виктор Колупаев, который вошел в сотню лучших фантастов мира. Но вот что удивительно: слава о многих наших писателях шагнула далеко за пределы региона, а сами томичи почти ничего про них не знают. Поэтому мы решили навести мосты между местными литераторами и жителями города. Год литературы – отличный повод для проведения таких акций.

Каждое воскресенье писатели приглашают томичей заново открыть такие привычные улицы. За полтора часа пешей прогулки литераторы знакомят своих попутчиков с домами, переулочками и городскими пейзажами, описанными в их произведениях. Александр Казаркин, например, проводит увлекательную экскурсию по местам, связанным с именем поэта Николая Клюева. Того самого, которого считал своим учителем Сергей Есенин и про которого литературоведы говорят: будь у Клюева пиар получше, еще не известно, кто бы из них двоих – он или Есенин – был более знаменит. Владимир Костин водит томичей по Болоту – историческому району города, расположенному между Воскресенской горой и Ушайкой. А Дмитрий Барчук делится удивительными эпизодами из жизни легендарного старца Федора.

На десерт участников литературных экскурсий ждет чаепитие на террасе Дома искусств. Угощение, как и водится, литературное – шишковские пироги. В деревянном тереме, где расположился сегодня Дом искусств, по соседству с писателем Вячеславом Шишковым жили две богатые семьи. Их имена не дошли до наших дней. Но точно известно, что в их гостеприимных стенах собирался артистический и литературный бомонд Томска. Захаживал на беседы о прекрасном и на знатные пироги с капустой и автор «Угрюм-реки».

Тенор в тюремной робе

Писатель Сергей Максимов – автор исторических романов «След грифона», «Путь грифона», «Цепь грифона» о судьбе русского офицерства и золоте Колчака. История эта примечательна вдвойне. Во-первых, трилогия томского писателя вышла в московском издательстве приличным тиражом. А во-вторых, главные герои романа, которым зачитывается вся страна, – томичи. В том числе Анатолий Пепеляев, навсегда вошедший в историю Гражданской войны.

– Гражданская война закончилась в июле 1923 года, когда дружина Пепеляева, последнее подразделение в погонах, сложила оружие, – отмечает Сергей Максимов.

В маршрут своей литературной прогулки он включил три томские улицы. Первое место назначения – перекресток улиц Карташова и Белинского. Здесь уютно расположился дом, где жила семья Пепеляевых.

– Должен признаться, что в романе я допустил вольность – поместил на первом этаже камин, рядом с которым разворачивается ключевая любовная сцена. Камина здесь отродясь не было, – рассказывает Сергей Григорьевич. – Впрочем, жизнь гораздо богаче воображения и сама дарит фантастические сюжеты. Например, в храме Святого Александра Невского пел церковный хор, состоявший из ссыльнокаторжных, которых из соседнего дома заключения на службу приводил конвой. Или еще один готовый сюжет из истории Томска. В 1930-е годы в городе был тюремный оперный театр с «Аидой» Верди и с «Фаустом» Гуно в репертуаре. Можете себе представить культурный уровень тогдашних сидельцев томской пересыльной тюрьмы… Если и оркестр театра звучал без фальши, и партии исполнялись на языке оригинала без акцента. Не упомянуть о таких ярких фактах в своем романе я просто не мог.

_DSC7102

Муза из Сибири

Прямо напротив дома Пепеляевых – еще один примечательный деревянный терем. Здесь до 11 лет жила Лидия Делекторская – муза знаменитого Матисса. К французскому художнику Лидия Николаевна, которая была моложе его на 40 лет, попала случайно. Прочитала на автобусной остановке в Ницце объявление: какой-то художник искал себе помощника.

Деревянный терем по улице Карташова будет фигурировать в новом романе Сергея Максимова «Снег Матисса», работа над которым идет полным ходом.

– А еще в этой истории имел место пикантный любовный треугольник, – интригует писатель. – Когда заказ известного коллекционера (для выполнения которого Матиссу и потребовалась помощница) был выполнен, пути французского художника и русской эмигрантки, казалось бы, навсегда разошлись. Но жене Матисса, Амели, прикованной к постели, срочно потребовалась сиделка. Никого, кроме Лидии Николаевны, семья в этой роли не видела. Пересказывать все не буду. Скажу лишь, что художник, который прежде выбирал в натурщицы знойных южанок, вдруг начинает рисовать русскую красавицу. В результате Амели встает на ноги, а Лидия до самой кончины живописца остается рядом с ним.

Не город, а проходной двор

– В Томске впервые я оказался в 15 лет, – вспоминает писатель-экскурсовод. – Тогда же впервые увидел этот терем по адресу: Белинского, 19. А через несколько десятков лет на втором этаже этого дома я «поселил» своего Сергея Мирка-Суровцева вместе с его тетушками и няней. По этому адресу я «приводил к ним гостей»: редактора «Сибирской жизни» Александра Адрианова, представителя генерала Корнилова – генерала Флуга, организаторов офицерского заговора полковника Сумарокова и подполковника Пепеляева. А еще в «Цепи грифона» и «Пути грифона» нашлось место историческому факту. В революционные, военные зимы деревья в городе изрядно вырубались. На дрова шли даже заборы, из-за чего все городские дворы становились проходными. Досталось от таких «лесозаготовок» и скверам, и Буфф-саду, и Лагерному саду, и Михайловской роще. Только Университетскую рощу эта беда миновала. Почему, томичам, думается, объяснять не надо…

* * *

Завершается прогулка с писателем Максимовым на площади Новособорной. Здесь стоял Троицкий храм, из которого выходят после утренней рождественской службы кадет Пепеляев и его товарищ по корпусу Мирк-Суровцев. Тогда еще молодые, счастливые и не попавшие в молох событий Гражданской войны.

Площадь Новособорная появится и в романе про Лидию Делекторскую. В каком контексте – узнаем, когда увидит свет новая книга Сергея Максимова.

_DSC6947

Супруги Ариадна и Денис Колмаковы из Новосибирска сели в автомобиль и отправились на выходные в Томск. Про город они слышали много, но никогда прежде здесь не бывали. Побродив два дня по его улочкам, подметили: Томск – уютный и очень домашний город. После прогулки с Сергеем Максимовым решили заглянуть в книжный магазин – купить трилогию про генерала Пепеляева

 

23 августа в 11.00 Николай Хоничев проведет томичей маршрутом «Екатерина Долгорукова и Абрам Ганнибал в истории Томска и творчестве автора».

30 августа в 11.00 Татьяна Назаренко приглашает на прогулку «Томский литературный некрополь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =