Проваленный сезон или заброшенная инфраструктура?

Почему зима в Томске всегда подкрадывается незаметно

Томский губернатор раскритиковал работу ресурсоснабжающей организации по подключению многоквартирных домов к теплу в Томске. «Я не могу доверить подготовку к следующему отопительному сезону специалистам, завалившим нынешний», – заявил 3 октября Владимир Мазур. По поручению главы региона спасением замерзающих (а на тот момент по ночам в областном центре фиксировался стойкий минус) занялся его заместитель Николай Руппель. Он также несет ответственность за подбор кадров. Перед новым вице-губернатором по строительству и инфраструктуре была поставлена задача: в 10-дневный срок добиться подключения к ресурсу всех оставшихся без тепла 104 многоквартирников областного центра.

– Губернатор Владимир Мазур подверг ресурсоснабжающую организацию жесткой критике за срыв сроков подачи тепла. По его поручению мы переводим эту работу в ручной режим: каждый день коммунальщики должны подавать тепло не менее чем в 20–30 домов, чтобы до конца этой недели в областном центре не было ни одного многоквартирника, где бы отсутствовало отопление. О результатах буду ежедневно сообщать губернатору, – ответил Руппель.

Последний парад наступает

Трудно сказать, благодаря ли особому контролю из «Белого дома» или объективно «так склалось», но ресурсники за две последние недели совершили настоящий прорыв. На момент своего подключения к процессу Николай Руппель отмечал: за предыдущую неделю тепло появилось в 122 домах.

– Сегодня в Томске нет теплотрасс, на которых бы шел ремонт: каждый остающийся без отопления дом требует точечного подхода. Ежедневно коммунальщики работают на нескольких десятках адресов, – говорил тогда вице-губернатор.

И добавлял: ситуация, когда при отрицательных ночных температурах в домах отсутствует тепло, недопустима.

– Впредь такого в Томской области быть не должно. Уже сегодня я ставлю профильному региональному департаменту, администрации Томска и, конечно, ресурсникам задачу: проанализировать причины срыва сроков начала отопительного сезона и принять конкретные меры. Повторения ситуации мы не допустим, – отметил Николай Руппель.

А вот это вряд ли. При всем, как говорится, уважении. Кадры решают далеко не все. Есть еще 80%-й износ сетей, огромное количество бесхоза и возрастающий дефицит рабочей силы. Не говоря уже о банальном отсутствии денег. Нацпроекта по ремонту теплосетей, увы, нет. Ресурсники просто обречены работать в авральном режиме. А что касается провального нынешнего сезона, так это еще цветочки.

По словам заместителя начальника городского департамента по инженерной инфраструктуре Дмитрия Пурова, нынешний запуск можно назвать лучшим за последние годы.

– В прошлом году на текущую дату не было подключено к отоплению 22 многоквартирных дома, в 2020 году – больше 30.

По его мнению, такое ускорение – итог выделения денег (первого в истории) на ремонт тепловых сетей после выносных узлов.

– За 10 миллионов рублей подрядчики мэрии отремонтировали 35 объектов, к которым подключен 71 многоквартирный дом, а также две частные сети, от которых запитаны 24 дома, – уточнил Пуров.

Прозвучали эти цифры на 23-м собрании думы Томска, прошедшем 11 сентября.

Кто не любит сети? Их не любят все!

Давайте признаемся честно: подавляющее большинство аборигенов не питают теплых чувств к «ТомскРТС». В том числе городские депутаты. Так, председатель городской думы Чингис Акатаев в своем спиче не преминул попенять (попинать) ресурсников:

– Каждую осень в Томске начинается ежегодный квест под названием «Найди тепло!». Его ждут с опаской, интересом и в нем участвуют все без исключения жители, депутаты, исполнительная власть. Наверное, по такому количеству участников организаторы этого «веселого» и «задорного» мероприятия должны попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Все ищут тепло: в раскопках, в обрезках труб, в теплоузлах. Также есть еще одна городская забава – ежедневная лотерея: какие сегодня дома подключены. Для многих, к сожалению, часто розыгрыши бывают неудачными. Действительно, начало осени в последние годы в Томске ознаменовано борьбой за тепло. Такая ежегодная городская традиция, когда объявленное начало отопительного сезона, обычно это 15 сентября, сразу же переходит в яростную борьбу за доступ к этой жизненно важной услуге. Причем, уверен, что слово «услуга» здесь неуместно. В Сибири тепло – не услуга, а жизненная необходимость. Думаю, все это понимают. Однако на деле мы видим, что прошел почти месяц с начала отопительного сезона, а в некоторых домах не было тепла и горячей воды.

Приходится подключать дома к теплу в ручном режиме. Губернатор Владимир Мазур уже дал свою оценку этой ситуации, когда сказал, что старт отопительного сезона в Томске завален. Конец цитаты…

Почти полтора часа продолжалось общение директора «ТомскРТС» Сергея Панасюка с депутатами, и они узнали за это время много нового. Начал Сергей Яковлевич с того, что на день проведения думского собрания все дома в их зоне ответственности полностью подключены.

– За ремонтную кампанию было выявлено более 2 тысяч дефектов, из них порядка 400 на наших собственных, магистральных сетях, остальные дефекты – на внутриквартальных, – рассказал генеральный директор «ТомскРТС».

На утро 11 октября в Томске подключено к отоплению 3 402 много- квартирника, без тепла оставались пять домов.

В экстремальном режиме

– Мы вынуждены сегодня работать как пожарная команда. В год планово перекладываем порядка 10–12 километров теплосетей при норме 27–30 километров. Почему так происходит? Мы регулируемая организация и все мероприятия выполняем в рамках тарифных возможностей. Все деньги до копейки, которые предусмотрены в тарифе на муниципальные сети, тратятся на ремонт. Общая протяженность сетей у нас 670 километров. 401 километр сетей имеют срок эксплуатации свыше 25 лет. Износ теплосетей сейчас – 80%. Большая часть их – бывшие сети заводов. Нередко трубы лежат прямо в земле – даже лотков нет.

Плюс отсутствие ливневки. Она действует на протяжении 26 км, а потребность – 300. Все течет в тепломагистраль.

– Мы проводили анализ влияния ливневой канализации на подтопление наших сетей. Достаточно большое количество участков затоплены именно ливневой водой. Последний пример – переулок Лазо, где мы кувыркались два месяца, не могли убрать воду, потому что она постоянно заливает сеть. Труба постоянно лежит в воде и гниет, срок эксплуатации снижается. И таких участков в городе множество.

А нормативный срок – как раз 25 лет…

Как говорит Панасюк, большая часть времени уходит на латание дыр. На устранение дефектов, обнаруженных во время гидравлических испытаний, уходит порядка 36 километров труб.

Ну и, конечно, бесхоз. Бесхозяйные сети никто не ремонтирует, их состояние неминуемо ухудшается. Чтобы передать их на баланс ресурсникам, необходимо привести в нормативное состояние. Для этого нужно увеличить сумму на подготовку паспортов. По словам и.о. мэра Михаила Ратнера, в 2023 году на ремонт бесхозных сетей планируется выделить 20 млн рублей. Контролировать работы будут районные администрации и департамент городского хозяйства.

Как сказал и.о. мэра, сейчас силами «ТомскРТС» готовится программа по ремонту теплосетей в Томске.

– Самый главный вопрос – это выбор приоритетов. Проект готовится, он должен пройти необходимые экспертизы. Я надеюсь, что в ближайшую неделю-две мы презентуем ее губернатору.

По его оценкам, в год необходимо выделять на ремонт сетей порядка 300 млн рублей. Проблема осложняется тем, что национального проекта по ремонту сетей нет.

Дело – труба?

Как рассказал Сергей Панасюк, сейчас «ТомскРТС» готовит заявку в Фонд национального благосостояния (ФНБ) на сумму 426 млн рублей (300 млн кредит, остальное – средства компании), которые пойдут на ремонт сетей. Почему сумма такая скромная? Ну, во-первых, это деньги возвратные. А во-вторых…

– Есть опасения, связанные с рынком подрядчиков. У фонда можно запросить и миллиард, вопрос в том, освоишь ли ты эти деньги. Эта проблема колоссальная. Добавьте к этому риск поставок…

Чингис Акатаев поинтересовался, сколько километров труб можно уложить за эти деньги. Ответ Панасюка шокировал всех:

– В нынешних ценах один километр сетей диаметром 300 стоит 213 миллионов рублей, диаметром 200 – 160 миллионов рублей.

Получается… два километра?! Комментарии, как говорится, излишни.

Автор: Марина Боброва
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × три =