Районный совет ветеранов села Александровского отмечает 20-летний юбилей

DSC_0108

Сегодня Александровская общественная организация ветеранов войны и труда насчитывает в своих рядах более 3 тыс. человек. Под опекой активистов находятся пожилые люди, проживающие не только в райцентре, но и в отдаленных деревнях, таких как Новоникольское, Прохоркино, Назино, Лукашкин Яр, Светлая Протока, Ларино. На периферии действуют своего рода филиалы общественной «первички».

Сафонова–Наш совет может похвастаться тем, что ежегодно из районного бюджета нам выделяют средства, которые направляются на улучшение жилищных условий, – рассказывает председатель совета ветеранов войны и труда Ксения Сафонова. – Очень многим пенсионерам, проживающим в частном секторе, обустроили теплые туалеты (септики). Для жителей северного региона это довольно насущная проблема. Глава нашего района Александр Жданов живо откликается на все наши просьбы, интересуется жизнью пожилых земляков.

Бабушка рядышком с дедушкой

Своего бюджета у общественной организации нет, но в годовой программе развития района такие средства закладываются и потом выделяются для проведения различных мероприятий. В год Александровский совет ветеранов проводит четыре обязательных торжества: рождественские посиделки, 8 Марта и 9 Мая, День старшего поколения. Активисты занимаются решением многочисленных организационных вопросов – составляют списки приглашенных, а это всегда более ста человек, продумывают меню и высказывают свои пожелания по поводу концертной программы, которую для ветеранов готовят самодеятельные артисты.

– На таких вечерах мы обязательно чествуем юбиляров, тех, кому исполняется 80, 85, 90 лет, – продолжает Ксения Семеновна. – А еще проводим юбилейные свадьбы, на которые собираются целые династии. Обряд организуем через органы ЗАГС. Казалось бы, столько церемоний уже провели, но каждое новое торжество не проходит без волнения и трепета. Нынче в районе отметят золотую свадьбу сразу три семейные пары.

Навеки в «Бессмертном полку»

Ежегодно совет ветеранов получает около 80 тыс. рублей от сельского поселения. Практически вся эта сумма направляется на оформление «Бессмертного полка».

– В этом году мы поставили в строй больше 200 фронтовиков, – говорит Ксения Сафонова. – Ключевой глагол для нас «воевал». Неважно, из Александровского человек уходил на фронт или из другого района. В прошлом году с портретами своих дедов и прадедов прошли 120 александровцев.

По словам председателя, это слишком длительное и затратное мероприятие: только одна фотография стоит 50 рублей. А ведь ее надо для начала отсканировать, отреставрировать, отправить в Стрежевой для изготовления штендера. Приходили разные посетители: одна правнучка принесла снимок своего отважного родственника. Иногда у людей вообще не было фотоснимков, просили изготовить штандарт и написать на нем фамилию красноармейца.

По-военному оперативно в Александровском районе провели церемонию награждения юбилейными медалями к 70-летию Победы – в течение трех дней глава Александр Жданов и сопровождавшая его Ксения Сафонова посетили на дому всех ветеранов.

Такая нужная социальная помощь

В этом году в Александровской районной больнице по настойчивой просьбе ветеранов удалось оборудовать две двухместные палаты повышенной комфортности. Для женщин и мужчин. А депутат городской Думы из Стрежевого Александр Боргер выделил 100 тыс. рублей для покупки холодильников и телевизоров.

– Социальные вопросы были и остаются самыми сложными, – признается Ксения Семеновна. – Но мы всегда стараемся договариваться. Финансовую поддержку совету ветеранов оказывает руководство «Томскнефти» и александровский филиал компании «Газпром трансгаз Томск». Средства идут большей частью на ремонт жилья: поменять деревянные рамы на стеклопакеты, пол перестелить, лоджию остеклить, заменить тротуары, отремонтировать крыльцо. А нынче возьмемся за ремонт кровли в двухквартирном доме, где проживают ветераны труда Лоос и Лебзак. Эти труженики не один десяток лет ударно работали на Александровском рыбокомбинате.

Уже 13 лет стоит во главе районной организации ветеранов Ксения Сафонова. В Александровское она приехала 46 лет назад после окончания Уфимского неф­тяного института. Родившись в Башкирии, она не планировала задерживаться здесь надолго, но прикипела к Северу и полюбила его всем сердцем. В своей работе она опирается на таких же неравнодушных людей. В основном это легкие на подъем женщины.

– Помощницы у меня просто замечательные, – с восхищением рассказывает о семи активистках совета Ксения Сафонова. – С такими людьми невозможно не справиться с поставленными задачами. И хотя все они уже в возрасте, но остаются мобильными и востребованными.

Галина 1 труженица тыла

Не пройти мимо чужой беды

Галина Новосельцева – одна из тех, кто даже после выхода на заслуженный отдых в 1982 году продолжает общественную работу. Сначала через комитет милосердия приносила нуждающимся односельчанам продукты, а последние 20 лет тесно сотрудничает с советом ветеранов. Галина Георгиевна взяла под опеку пожилых людей, проживающих в районе бывшего совхоза. Когда-то здесь была сильная «первичка». Ее активисты обследовали дома бывших коллег, выясняли, кто нуждается в дровах, у кого крыша прохудилась, а потом шли с этими вопросами к директору совхоза и добивались их решения. Эта женщина из той категории людей, кто не пройдет мимо чужой беды.

В годовалом возрасте ее привезли из Колпашева. Во время войны родители работали в колхозе, а Галя на колхозном огороде. Школьники садили капусту, морковь, турнепс, летом продавали пучки лука и редиса на местном рынке.

Пока родители и старшие братья с сестрой были на работе, 7-летняя Галя не только управлялась в огороде, но и носила воду с реки.

– Ведра болтаются туда-сюда, – рассказывает Галина Георгиевна. – Сколько до бочки так донесешь. Мне запомнилось, как носили воду сосланные немецкие женщины. У них были не дуговые коромысла, как у нас, а в виде дощечки с вырезом для шеи. К коромыслу крепились веревки или цепи. Чтобы вода сильно не расплескивалась, сверху клали капустный лист. Потом и мы стали так делать.

Вопрос без ответа

Первый раз ее отца забрали на сборы в 1943 году. Гале тогда исполнилось 11 лет. К пристани речпорта пришвартовывался один из двух пароходов – «Карл Маркс» или «Тихонов». Отца увезли в Каргасок, где был военкомат. На тот момент ему было под 50 лет и он не годился к строевой службе. Возможно, это и стало причиной того, что во второй раз его забрали на тяжелое производство в Новосибирск. В редких письмах домой он писал, что кормят плохо, ноги пухнут от длительных смен. Потом весточки и вовсе перестали приходить.

– Мы писали запросы, – с горечью вспоминает Галина Георгиевна. – Официальную похоронку наша семья так и не получила: в марте 1944-го пришло извещение о том, что отец пропал без вести. Потом мою сестру вызвали в Каргасок и в милиции передали извещение о смерти отца. Вы знаете, меня до сих пор волнует эта мысль: почему через милицию. Что за тайна такая?

Память у Галины Новосельцевой цепкая, с обилием деталей, а речь спокойная, как у хорошей рассказчицы. Она хорошо запомнила тот день, когда жители Александровского узнали о победе над фашистами. Долгожданную весточку им привез нарочный из Каргаска, прибывший на обласке по только что вскрывшейся реке. Это было на второй день после победы. На берегу Оби собрались все – от мала до велика. Кто-то шапки вверх подкидывал, кто-то плясал, а женщины больше плакали. С победной вестью посыльный пошел дальше по реке – в Ларино, Волково, Стрежевое.

Жажда учебы

В 1949-м Галина окончила семилетку. Она планировала учиться дальше, но на пути встал председатель, не давший справку на продолжение учебы. В те годы действовал суровый закон: если родители работали в колхозе, то и дети с 16 лет становились его членами. Семья бедствовала, только сестре платили деньгами за работу, братьям в рыбной артели давали купоны на отоваривание, мать получала трудодни в колхозе. Выполоть две сотки моркови стоило 0,75 трудодня. Если не водил дружбу с бригадиром, тот мог «нарисовать» вообще четверть. За год женщинам нужно было выработать 850 трудодней, а мужчинам – 1 250. По итогам года многие оставались должны колхозу. Кабала бесконечная.

А учиться Галина все-таки поехала.

– Это случилось в 1950 году, когда меня направили на курсы бухгалтеров в Колпашево.

На тот момент колхозы уже объединились в одно хозяйство имени В.И. Ленина, там я работала счетоводом. Потом была бухгалтером на ферме, которая гремела на всю область. Официальный мой стаж 33 года. Столько всего пережитого, что иногда просто не верится: с нами ли все это происходило…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + десять =