Ревизоры нагрянули в Томск

На Всероссийскую конференцию муниципальных контрольно-счетных органов приехали руководители 150 счетных палат со всей страны

В Томске прошло, может быть, не самое многолюдное (150 участников-гостей), но статусное событие: X конференция Союза муниципальных контрольно-счетных органов России (МКСО). Руководители контрольно-счетных органов собрались на ежегодную встречу, чтобы подвести итоги и наметить планы. На первый взгляд, ничего судьбоносного: и Союз, и Счетная палата города Томска, принимающая нынче конференцию, были созданы десятилетие назад – каких же новаций ждать от нынешнего слета ревизоров?

Сформировать систему

 

Конференция могла стать вполне рядовой, если бы не важная деталь: в феврале этого года Госдумой был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Он скорректировал роль и задачи контрольно-счетных органов: прежний узкий ведомственный подход выведен на новый уровень, контроль стал гораздо шире и глубже, а у счетных органов появились дополнительные права и полномочия. И для мощной палаты города-миллионника со штатом в полсотни человек, и для контрольной структуры небольшого поселения, представленной всего парой сотрудников, закон устанавливает общий порядок и общие подходы. Главное: контроль должен быть обязательным и независимым.

– Таким образом, 2012 год должен стать годом формирования единой общероссийской системы внешнего финансового контроля, включающей федеральный, региональный и – цементирующий базовый – муниципальный финансовый контроль, – открывая конференцию, заявил председатель Союза МКСО Владимир Астафьев. – Мы должны быть инициаторами в претворении в жизнь закона, который все мы так долго ждали.

 

Вопиющее нарушение закона

– Закон принят, но проблема нормативно-правового обеспечения деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ и особенно в муниципальных образованиях остаются, – признал накануне конференции побывавший в Томске заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ Николай Столяров. – Мы подготовили целый пакет предложений, поскольку новеллы 6-ФЗ требуют изменения ряда других действующих законов, будем настойчиво их продвигать…

Многие контрольно-счетные органы в регионах и муниципалитетах создавались при органах представительной или исполнительной власти, и лишь некоторые независимы, как предписывает новый закон (например, в Томской области и Контрольная палата Законодательной думы, и Счетная палата Томска – самостоятельные юридические лица).

– В правовом государстве внешний (независимый от исполнительной власти) контроль является непременным атрибутом бюджетного процесса, – пояснил Николай Столяров. – Однако у нас это понимание очень трудно приживается в сознании тех, кому доверена власть. Бюджетный кодекс однозначно гласит: всякий бюджет перед принятием должен быть подвергнут внешнему аудиту (для чего и создавались КСО). И тем не менее у нас до сих пор бюджеты 28% муниципалитетов принимаются без внешнего аудита. Это вопиющее нарушение закона, и с января 2012 года за него предусмотрена уголовная ответственность.

 

Сколько стоит аудит?

Внешний контроль нужен не только с политической точки зрения, но и с экономической:

– Каждый контролер, согласно нашим данным, за год выявляет финансовые нарушения на муниципальном уровне на 78 млн рублей, на региональном – на 50 млн, – продолжает Николай Столяров. – Согласитесь, это ничтожно мало в сравнении с затратами на содержание палаты…

Чем измерить эффективность счетной палаты? Количеством выявленных нарушений и масштабом возвращенных в бюджет сумм? Несомненно. Но не так все просто…

Ведь самое главное, подчеркивали выступавшие на конференции, – это предотвращение финансовых нарушений. Выявить, добиться устранения и не допустить – вот три главные цели всякого КСО. На них как на трех китах базируется вся деятельность создаваемой в стране системы муниципального контроля.

– А значит, в идеале показатели деятельности всякой активно работающей счетной палаты должны год от года снижаться: все меньше нарушений на меньшие суммы, – говорит Владимир Астафьев. – Но это в идеале…

 

Комментарий

Владимир Вакс, председатель Счетной палаты города Томска:

– Многое, что прозвучало в докладах, для Томска не ново. И так вышло, что еще до принятия этого закона наша работа оказалась выстроена по описанным в № 6-ФЗ принципам.

Два года назад губернатор создал в области комиссию по противодействию и борьбе с коррупцией – это была первая комиссия в стране, координирующая действия всех контрольно-счетных органов, и первая на территории Томской области. В рамках деятельности данной комиссии была организована и проведена силами всех контрольных органов с привлечением правоохранительных органов Томска и Томской области проверка управляющих компаний, выявившая нарушения на 25 млн рублей. Тогда были названы имена чиновников, крышевавших эти УК, семь человек из власти были уволены, возбуждено четыре уголовных дела. И практически все деньги, которые мы назвали, в той или иной форме возвращены в бюджет. В 2010 году мы провели такую же проверку – нарушений нашли уже в четыре раза меньше.

У нас сложилась система конструктивных рабочих взаимоотношений со всеми органами власти – с Думой города Томска, мэрией. Надеюсь, что и в дальнейшем наше сотрудничество продолжится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − один =