Родительский день: горевать запрещается. Как томичи «радовались» 121 год назад и сейчас

Православная церковь на второй неделе после Пасхи, во вторник, установила день особого поминовения усопших – Радоницу. В его названии действительно звучит слово «радость». Во-первых, потому, что продолжается самый радостный христианский праздник – Пасха. Во-вторых, потому, что близкие наши, закончив бренный земной путь и оставив труды и невзгоды, не умерли, а перешли в тот мир, куда своею смертью и воскрешением уготовил нам путь Иисус Христос. Сознание того, что разлука с ними лишь временная и в какой-то день мы снова соединимся, не может не вселять радость в сердце верующего человека. Впрочем, это скорее народная этимология. По-литовски, а этот язык считается очень близким к праславянскому, rauda – «плач, причитание».

 

Помолиться за родного человека

Вот как рассказывает о праздновании Радоницы сайт pravoslavie.tomsk.ru: «Вечером накануне Радоницы, 2 мая, в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав в сослужении соборного духовенства совершил пасхальным чином панихиду. В сам день поминовения усопших, 3 мая, духовенством храма была совершена заупокойная литургия, после которой митрополит Ростислав возглавил панихиду».

Традиционно в этот день принято не только возносить домашнюю молитву о почивших родственниках, но и посещать храм Божий, ставить за упокой души свечи и подавать заупокойные записки. После храма, как правило, православные христиане посещают дорогие им могилки на кладбищах.

Православная церковь напоминает, что посещение мест захоронений хотя и является древней благочестивой традицией, но это не обязательная и не неотъемлемая часть дней заупокойного поминовения усопших. Церковь подчеркивает, что люди, ушедшие из этой жизни в жизнь вечную, нуждаются прежде всего в глубокой и искренней молитве о них и в церковном поминовении. Особенно важно пасхальное поминовение усопших, когда христиане, участвуя в литургии и панихиде пасхальным чином, делятся с усопшими сродниками той пасхальной радостью, которой они сами приобщились в Светлую (пасхальную) неделю.

Обращаясь к пастве с проповедью, его высокопреосвященство подчеркнул, что души усопших особенно нуждаются в молитве. Архипастырь назвал счастливыми тех усопших, о ком есть кому помолиться.

– На кладбище мы идем для того, чтобы из церкви принести благословение этим дорогим нашим сердцам могилкам, а прежде всего тем людям, которые телами покоятся там. Для того, чтобы и на могиле вознести нашу молитву заупокойную об усопшем человеке. Может быть, возжечь там свечу, соединив горение свечи перед лицом Божиим с молитвой нашей. Да, допускается вкушение какой-то поминальной трапезы, но опять же с молитвой и в память об усопшем человеке, – отметил глава Томской митрополии.

По словам иерарха, пасхальная молитва очень нужна людям, перешедшим уже в мир иной:

– Наша пасхальная молитва, пасхальное приветствие достигает того, иного мира и несет в себе заряд радости духовной и духовного торжества душам усопших людей.

В завершение проповеди митрополит Ростислав поздравил верующих с праздником и пожелал всем, чтобы Господь каждому пришедшему в этот день помолиться за своих усопших родных и близких послал бы в свое время таких же молитвенников, которые также спешили бы их, уже перешедших в мир иной, помянуть в храме Божием.

– Христос Воскресе! – по традиции праздничных дней возгласил архипастырь, услышав в ответ торжественное и радостное пасхальное приветствие: «Воистину Воскресе!»

 

Немного истории и совсем грустно

По церковной традиции родительский день отмечают на девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой недели. Но вообще-то, и факт этот общеизвестный, Радоница нам досталась в наследство от языческих предков. Древнее название, неизвестное в Сибири, – Весенние Деды. Осенние, кстати, тоже есть. А на тризнах у славян, как тоже известно всем, полагалось не горевать, а пить, петь и веселиться. И вот уже более тысячи лет церковь с этим обычаем довольно безуспешно борется. Правда, в последние десятилетия этот грех принято валить на большевиков, мол, это они приучили народ завивать горе веревочкой при помощи зеленого змия. Мол, никогда раньше православные на кладбищах не пили. Ну вот как-то верится в это с трудом. В поисках корней (они же истоки) мы обратились к дореволюционной прессе. О Пасхе нашлось довольно много, а вот с Радоницей оказалось хуже. Но наконец повезло. 

«Во вторник, 10 апреля (по старому стилю, т.е. наше 23 апреля. – Прим. авт.), в родительский день толпы народа всех возрастов в самых разнообразных костюмах с утра до позднего вечера шли на Вознесенское кладбище и обратно, несмотря на грязь. Особенно сильная грязь была на самом кладбище, между могилами, но и это не помешало поминающим родителей пробраться к дорогим для них могилам. Около ворот кладбища и во дворе его шла бойкая торговля венками из елочных веток и из моху, которые делались тут же. Среди публики было порядочно пьяных, но никто из них скандалов не производил и поэтому арестован не был. Зато не так счастливо отделались нищие, которые шпалерами стояли от угла Вознесенской церкви до ворот церковной ограды и в самой ограде на тротуарах, где они не были особенно грязны, из них арестовано 22 человека. С кладбища многие поминающие шли на Соляную площадь, где от Пасхи остались еще карусель, силомер, балаганы с панорамами, «беспроигрышная» лотерея. Были там и бикс, и рулетки и др., но народу было не особенно много, чему, вероятно, способствовала не совсем теплая погода. В общем родительский день прошел ныне довольно тихо» (Родительский день: томская хроника // Сибирская жизнь. 1901. № 79 (12 апр.). С. 30).

Как мы видим, безгрешными праведниками наши предки не были. За 121 год нравы изменились не сильно. И даже погода так же не радовала. Но что за Вознесенская церковь, расположенная неподалеку от Соляной? (Забавно: где там карусели умудрялись ставить, площадь же крохотная?!) Может, Воскресенская? Нет, одергиваю себя, не может. Это современная журналерка без царя в голове могла перепутать воскресение с вознесением, но никак не зубривший в детстве Закон Божий писака начала XX века. Ответ нашла на совсем не веселом сайте nkvd.tomsk.ru/.

 

Церковь Вознесения Господня 

Наименование каноническое – во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Вознесения.

Наименование обиходное – Вознесенская.

Тип храма – кладбищенская церковь.

Расположение – г. Томск, ул. Иркутская (ныне – ул. Пушкина).

Время постройки – 1810 год.

В 1787 г. томским купцом Яковом Скворцовым была построена деревянная церковь на кладбище во имя Вознесения Господня. В 1810 г. церковь сгорела. Через год на ее месте томским благочинным протоиереем Евфимием Серебрянниковым был выстроен каменный храм. По другим сведениям, церковь каменная построена усердием томского мещанина Михаила Карпова (Дмитриенко Н. Томский некрополь // Томская старина. 1992. № 3).

В 1920 году церковь была национализирована и передана в пользование верующим. В 1925 году была зарегистрирована церковная община Тихоновской ориентации. После закрытия Успенской церкви приход станет Вознесенско-Успенским. Сюда же поступило имущество из Николаевской церкви, что была на ж.д. станции Томск-2, и приход будет именоваться Вознесенско-Николаевским. В 1929 году посещаемость церкви по воскресеньям была 500 человек. Позже Никольско-Вознесенскую общину переведут в Троицкую единоверческую церковь. В 1936 году церковь закроют, но позже она снова будет действующей. В 1940 году после ареста церковного старосты и снятия сана священником храм, несмотря на жалобы верующих, был закрыт. Здание, захламленное мусором от уничтоженной церковной утвари, с выбитыми стеклами, но с шестью еще не сорванными крестами передали 17 марта 1941 года под склад швейной фабрики. В начале 1950-х годов Вознесенская церковь была разобрана, сохранились лишь части фундамента (ГАТО, Ф.Р-430. Оп. 1, д. 52, л. 196, 198).

Конец цитаты.

 То есть и кладбище, и церковь располагались на месте «Сибкабеля». Рядышком там еще и Страшный ров, где среди прочих невинно убиенных зарыты многие томские иереи…

Вот такой получился грустный конец истории… 

 

Кто сказал – поехали?

Нет, все-таки не совсем конец. В ситуацию воистину трагикомичную попали во вторник томичи, решившие в полном соответствии с церковными и светскими традициями посетить родные могилки в Воронине.

«Пробка в 6 километров зафиксирована во вторник днем на востоке Томска – движение затруднено на улицах, которые ведут к воронинскому кладбищу», – следует из данных сервиса «Яндекс.Карты». 

Как сообщалось ранее, маршрутные автобусы до томских кладбищ в этот день будут ходить с интервалом от 6 до 14 минут, перевозчики увеличат число автобусов на линиях. Согласно сервису «Яндекс.Карты», во вторник днем на улицах Энтузиастов, Ивановского и Осенней в Томске сильно затруднено движение. Затор возник на Иркутском тракте и на трассе Томск – Мариинск, которая ведет к кладбищу в деревне Воронино.

Вот говорили же: в церковь идите!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.