В Национальном исследовательском Томском политехническом университете завершился форум «Перспективные технологии ХХI века – Россия и зарубежье». Его участники обсудили вопросы, возникающие при реализации постановления Правительства РФ № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».
Минобрнауки РФ выбрало ТПУ площадкой для проведения форума не случайно: здесь уже запущены два совместных проекта с приглашенными из-за рубежа учеными. Получен первый опыт. Стали очевидными плюсы и слабые места. То есть существует реальная база, отталкиваясь от которой, можно вести конструктивный диалог.
Среда для интеллекта
Первый заместитель губернатора Оксана Козловская, приветствуя участников форума, подчеркнула, что обсуждаемые на нем темы полностью соответствуют концепции развития Томской области. Руководство региона делает серьезную ставку на научно-образовательный комплекс. Два наших университета – ТПУ и ТГУ – получили статус национальных исследовательских, они же выиграли по два гранта в конкурсе на приглашение к сотрудничеству зарубежных ученых. Томская ТВЗ, по оценке экспертов, – одна из самых успешных в России. На днях подписано постановление Правительства РФ о реализации проекта «ИНО Томск-2020», которое предполагает большие финансовые вливания в создание благоприятной среды для селекции талантливой молодежи. По словам вице-губернатора, власть поставила перед собой задачу создать такие условия, которые могли бы привлечь в Томск молодых и статусных ученых России и мира.
Университет-форум
Ректор ТПУ Петр Чубик напомнил об успехах первого за Уралом технического вуза: за 105 лет подготовлено более 150 тыс. специалистов, среди которых немало выдающихся конструкторов, инженеров. Но университет не почивает на былых заслугах, а продолжает интенсивно развиваться. В работе над такими приоритетными направлениями, как атомная энергия, нанотехнологии, интеллектуальные информационные системы, неразрушающий контроль и другие, вуз очень заинтересован в сотрудничестве с зарубежными учеными. Такое взаимодействие по некоторым отраслям уже налажено, однако ректор высказал пожелание, чтобы оно стало еще более активным и многогранным. А поскольку Томский политехнический университет позиционирует себя еще и как вуз-форум, то он всегда открыт для дискуссий и предложений.
Система задач
Представитель Министерства образования и науки РФ Виктор Атаманюк приветствовал участников форума от имени министра Андрея Фурсенко, похвалил томские вузы – ТПУ и ТГУ – за эффективное решение научных задач, а затем предложил спуститься на землю и обсудить системные задачи по выполнению постановления № 220. Само постановление Виктор Атаманюк сравнил с вершиной айсберга, где на видном месте стоят именитые ученые, а в подводной части – научные коллективы, на которые они опираются. Обеспечить базу для работы таких коллективов и таких ученых должны вузы. Но каковы алгоритмы создания подобных объектов, по каким критериям можно измерить результативность научных школ и ученых – предмет для коллективного обсуждения. Этим как раз и занимались участники форума на круглых столах и заседаниях.
Сегодня в составе ТПУ действуют 11 учебных институтов, 3 факультета, 100 кафедр, 17 научно-образовательных центров, 68 научно-исследовательских лабораторий. Обучаются более 22 тыс. студентов, из них 638 – из 33 стран дальнего зарубежья.
СКАЗАНО
Виктор Власов, проректор по научной работе и инновациям ТПУ:
– Форум – это собрание российских и зарубежных ученых, которые участвуют или намерены участвовать в выполнении постановления Правительства РФ № 220 о выделении средств на поддержку ученых, сотрудничающих с Россией. Мы периодически собираемся для того, чтобы сверить курс. В Томске такой форум проводится впервые. По своей функциональной значимости он несколько шире предыдущих, потому что здесь будут рассматриваться критерии отбора совместных проектов и проблемы, возникающие в ходе их реализации.
В ТПУ уже действуют два таких проекта. Профессор Михаэль Кренинг из Германии работает над созданием новых типов приборов для неразрушающих методов контроля. У нас уже был задел по этой тематике в Институте интроскопии, который теперь называется Институтом неразрушающего контроля. А профессор Торстейн Сигфуссон из Исландии работает в области водородной энергетики. Здесь у нас тоже есть опыт. Оба профессора развивают свои темы в тесном контакте с нашими сотрудниками.
Михаэль Кренинг, профессор (Германия):
– Зачем я приехал в Томск? За наукой. Здесь я вместе с коллегами занимаюсь физикой измерений, связанной прежде всего с технической безопасностью. Например, если вы летите из Томска в Москву, вы очень заинтересованы в том, чтобы полет был безопасным. И в том, чтобы техническое оборудование энергетических станций тоже было безопасным. Над этим мы и работаем. Если говорить об условиях, созданных в ТПУ, то прежде всего это великолепная возможность для обмена научными знаниями. Работая коллективно, мы можем создать что-то новое. Томск – это замечательное место, здесь прекрасные специалисты. Но плохо развиты технологии. И еще слабое место – языковое общение. С учеными из Японии, Германии нет никаких коммуникативных проблем: они владеют английским как языком международного общения. А у российских ученых такая проблема существует.
Владимир Накоряков, академик РАН:
– Приглашение зарубежных ученых для работы в России – это очень важное решение правительства. Общаясь с коллегами из-за рубежа, наши люди начинают снова учиться работать по 12 часов в день. Я объездил почти все ведущие университеты США, сотрудничал со многими американскими компаниями и видел, как напряженно там работают ученые. И не только ради денег, но и из научного энтузиазма. Надеюсь, что такие трудоголики у нас снова появятся. В чем еще наша беда? Молодежь в вопросах физики и математики плохо подготовлена. Память плохая. Голова не работает. Мозги развращены компьютером. Общая культура низкая. В США, например, тоже слабенькое образование в школе, но общую культуру там развивают. А в вузах с первого курса дают усиленные знания по физике, математике, техническим дисциплинам. Кроме того, американские ребята понимают, что компьютер – всего лишь инструмент, а главный источник получения знаний – собственная голова.