В умах россиян, особенно старшего поколения, до сих пор сохраняется образ прокурора как грозного обвинителя, того, кто непременно «добавит», бесстрастного и беспощадного. Но стереотипы уходят в прошлое, и не только из-за телевизионных сериалов. В первую очередь благодаря ежедневной целенаправленной работе. О том, с какими проблемами чаще всего обращаются граждане, какую помощь рассчитывают получить, а также о наиболее характерных примерах из практики рассказывает прокурор Кировского района Томска, старший советник юстиции Владислав Шумихин.
Добро пожаловаться!
– Владислав Юрьевич, к вам часто обращаются не по адресу? Порою кажется, что наши граждане бросаются из крайности в крайность. В прокуратуру на что только не жалуются: УК лампочку не вкручивает, начальник гайки закручивает, магазин просроченной колбасой торгует… Это правильно?
– По российским законам органы прокуратуры не только непосредственно рассматривают обращения граждан, но и осуществляют надзор за соблюдением их права на обращение иными органами власти. При этом мы не подменяем другие контролирующие органы. Если поступают обращения, не входящие в компетенцию прокуратуры района, они направляются для разрешения в иные ведомства. Причем человеку обязательно объяснят, почему. Как мы, юристы, говорим – «с указанием правового обоснования» такого направления.
– Если разделить число обращений на количество рабочих дней, получается, что в прокуратуру ежедневно поступает семь жалоб. Какие у жителей Кировского района животрепещущие темы?
– Наиболее значительная группа – обращения в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Среди них основная масса приходится на нарушения в области трудового законодательства, жилищного права и сферы ЖКХ, законодательства об административных правонарушениях.
– Насколько претензии людей обоснованы? Что остается в сухом остатке?
– Из общего количества разрешенных обращений удовлетворено 117 – около 10%. Это те жалобы, по которым приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования: принесены протесты, внесены представления, поданы иски или заявления в суд, возбуждены дела об административных правонарушениях, внесены предостережения.
– То есть девять обращений из десяти – пустышки?
– Я бы не был столь категоричен. В их число входят и обращения не по адресу, о которых мы говорили выше. Бывают и случаи, когда пострадавшей стороне (или той, которая себя таковой считает) трудно доказать свою правоту: когда слово против слова. Сложно отстоять позицию работника при «сером» и «черном» трудоустройстве. К сожалению, не всегда и сами работники хотят официального оформления: ведь статус малоимущего позволяет получать многие социальные выплаты. Тем не менее прокурор всегда занимает принципиальную позицию в вопросах восстановления законности и нарушенных прав граждан, привлечении виновных лиц к ответственности.
Все оттенки серого
– Тема невыплаты заработной платы по-прежнему остается актуальной?
– Не просто актуальной – наиболее характерными и распространенными нарушениями трудового законодательства все также остаются вопросы, связанные с выплатой заработной платы, неоформлением трудовых отношений, несоблюдением работодателем порядка приема на работу и увольнения работника.
– Можно привести примеры?
– Пожалуйста. Прокуратура района рассмотрела обращение по вопросу нарушения трудовых прав. Две женщины работали уборщицами в Институте кибернетики ТПУ. Как выяснилось, фактическим работодателем являлся ООО «Метромакс». Но при приеме на работу трудовые отношения с работницами оформлены не были: трудовой договор не заключался, приказ о приеме на работу не издавался, запись о приеме на работу в трудовую книжку не вносилась. По результатам прокуратурой района в целях защиты трудовых прав заявителей в Кировский районный суд Томска направлены исковые заявления с требованиями о признании трудовыми отношений, возникших между гражданами и ООО «Метромакс», и выплате задолженности по заработной плате за октябрь – ноябрь 2016 года и компенсацию морального вреда. Они рассмотрены с заключением мирового соглашения сторон.
– Не раз приходилось слышать, как рабочих «кидают» на вахте…
– Да, нам тоже известны такие случаи. В июле – сентябре 2016 года гражданин привлекался к выполнению монтажных работ на месторождении неуполномоченным на то лицом, без ведома и согласия работодателя и без оформления каких-либо документов. Оплата труда своевременно не произведена. Директору ООО «Сибирьвышкострой» было внесено представление, и в результате заработная плата выплачена работнику в полном объеме. Виновное лицо привлечено к административной ответственности.
– Что-нибудь более оригинальное встречается?
– Было обращение о невыплате декретных. Проверка подтвердила: некое ООО «МФО «Мигомденьги Томск» в течение трех месяцев не выплачивало сотруднице пособие по беременности. Сумма задолженности составила 50 тысяч рублей. По результатам проверки в организацию внесено представление. Однако денежных средств на счетах организации не оказалось, и она обратилась в органы социального страхования с заявлением о выделении денежных средств для оплаты данных пособий. Долг работнице выплачен в полном объеме.
Ненавязчивый жилсервис
– «Коммуналка», как вы сказали, по числу обращений удерживает серебро. В чем претензии?
1 238
обращений поступило в прокуратуру Кировского района Томска за первые восемь месяцев 2017 года. Рассмотрено 1 157.
– Например, по коллективному обращению жильцов дома № 69 по проспекту Комсомольскому была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при начислении гражданам платы за электроэнергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, – за пресловутые ОДН. Доводы заявителей о необоснованном начислении платы за данную услугу в январе 2017 года нашли подтверждение: при начислении платы за электроэнергию ООО «Жилсервис «Кировский» не было принято во внимание то обстоятельство, что увеличение объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, не может быть произведено за счет списания отдельным собственникам электроэнергии, фактически потребленной в 2015 году, то есть до принятия общим собранием решения об оплате сверхнормативного объема электроэнергии, потребленной на ОДН.
Прокуратура района внесла директору организации представление об устранении нарушений. Оно рассмотрено и удовлетворено.
– Вячеслав Юрьевич, насколько ваши сотрудники и вы лично доступны для простого жителя?
– Прием граждан я, мои заместители и дежурные помощники прокурора осуществляем в течение всего рабочего дня. За 8 месяцев 2017 года всего на личном приеме побывало 725 граждан, из них прокурором и его заместителями принято 185. Прием обращений проводится и непосредственно в организациях, в том числе образовательных.
Для незащищенных категорий граждан мы проводим выезды по адресам. В мае 2017 года наши сотрудники посетили нескольких инвалидов, состоящих на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации. Также в мае выезжали к ветерану Великой Отечественной вой-ны, обратившемуся с жалобами по поводу холодного водоснабжения, а в июне – к пенсионеру, просившему помочь обратиться в его интересах в суд.
Кроме того, ежемесячно осуществляются телефонные горячие линии, действует интернет-приемная. С каждым из обратившихся проводится индивидуальная работа – разъясняется подведомственность обращения, указывается на необходимость полноты освещения сути жалобы, разъясняются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения обращения и так далее. Могу заверить жителей Кировского района – ни одно их обращение не остается без внимания.