Покупая детям новомодную игрушку, научите их правилам дорожного движения
Лето… А значит, велосипеды, самокаты и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Как обращаться с ними безопасно? Что нужно знать детям и их родителям, использующим такие новомодные игрушки? Как сделать так, чтобы летний отдых не закончился больничной койкой? Ответы на эти и другие животрепещущие вопросы «ТН» получили у старшего инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Управления ГИБДД УМВД России по Томской области капитана полиции Нины Костыговой.
Кататься – только в одиночку
– Нина Александровна, настоящий бич сегодняшних улиц – новомодные электрические самокаты, а также начинающие появляться моноколеса и прочие средства индивидуальной мобильности. Гоняют на них все кому не лень. В большинстве своем, конечно, дети и подростки. Бывает, что последние делают это в нетрезвом виде. Существуют ли какие-то требования к водителям этих транспортных средств? Можно ли пожаловаться на них сотрудникам ГИБДД?
– С 1 марта этого года в ПДД введено понятие «средство индивидуальной мобильности», к которым и относятся электросамокаты, моноколеса и другие транспортные средства, имеющие электропривод и хотя бы одно колесо или ролик. То есть СИМ признаются полноценными транспортными средствами, пользователи которых должны знать и соблюдать ПДД. Кататься на СИМах разрешается в любом возрасте. Водительское удостоверение не требуется. Их передвижение контролируется сотрудниками ГИБДД, которым можно пожаловаться, если самокатчик вытворяет что-то недопустимое. Подобные случаи, к сожалению, есть. Меры принимаются всегда. За нарушение правил пользования СИМ, а это не только катание вдвоем, но и управление в нетрезвом виде, выезд на проезжую часть, если в этом месте есть тротуар, обочина или велодорожка, предусмотрен штраф – от 800 до 1 500 рублей.
А вот обычные детские самокаты, использующие для движения не электропривод, а мускульную силу ног, в категорию СИМ не входят. Есть и еще один важный нюанс: каждый СИМ рассчитан на эксплуатацию одним пользователем. Большинство о данном ограничении не знают. Посмотрите, сколько томичей катается на электросамокатах вдвоем. Это тоже нарушение, как и передвижение на СИМе по пешеходному переходу. В соответствии с ПДД в этой ситуации нужно спешиться. Вообще, несмотря на кажущийся несерьезный вид: маленькие колеса, минимальные органы управления, СИМ вполне серьезное транспортное средство, управляя которым необходимо хотя бы на минимальном уровне знать правила дорожного движения. Это нужно учесть в первую очередь родителям, покупающим своим чадам новомодные электрические игрушки, обладающие серьезными техническими характеристиками. Общеизвестно, что электромотор максимум крутящего момента набирает практически сразу. Для многих такая резвость оказывается неожиданной. А еще, если самокатчик не понимает, кого он должен пропускать, а кого нет, где и как можно кататься, – жди беды.
Опасная макушка лета
– Не напоминает ли ситуация с СИМами ситуацию с велосипедистами и мопедистами в былые годы?
– Действительно, тревожная ситуация с СИМами не нова. Люди гонятся за трендами, за модой. Вспомните, одно время наш студенческий город накрыла волна повального увлечения велосипедами, мопедами. И проблемы перед ГИБДД стояли те же: игнорирование водителями велосипедов, мопедов элементарных ПДД или же попросту незнание этих правил. Точно так же ездили как хотели и где хотели, часто в нетрезвом виде. Но со временем благодаря нашей работе, ужесточению законодательной базы удалось навести порядок. Полагаю, что и в сфере СИМ мы сделаем то же самое. Просто пока она еще активно развивается и здесь не все устоялось. Технический прогресс движется семимильными шагами. Иногда на улицах появляется такое, что мы сами не можем разобраться, что же это и как его оценивать.
– А какие месяцы лета наиболее опасны с точки зрения детского дорожного травматизма?
– Самый сложный в этом плане для нас месяц – июль. Пришкольные детские площадки, стадионы, на которых дети и подростки находятся под присмотром взрослых, в июне заканчивают свою работу. И ребята предоставлены сами себе. Часто собираются во дворах, возле торговых центров, расслабляются, теряют контроль над дорожной ситуацией. Этому же подвержены и их родители, считающие, что детям надо отдохнуть от школы, от взрослых нравоучений. Тут и начинает расти статистика детского дорожного травматизма. Можно привести массу случаев. Например, кто-то переходил проезжую часть по пешеходному переходу в наушниках, не заметил мчащийся автомобиль скорой помощи или пожарную машину. А автомобили специальных служб в случае выполнения служебного задания имеют право отступать от ПДД и, соответственно, не обращать внимания на светофоры и знаки. Вот и ДТП. Часто дети, видя сдающую назад машину где-нибудь во дворе, не торопятся отойти, полагая, что водитель в зеркала их видит. На самом деле это не так. Они не учитывают свой небольшой рост. Автомобилист часто просто не догадывается о том, что у него сзади. Подчеркну, территория во дворе – проезжая часть. И здесь пешеходам небезопасно – преимущество у пешеходов во дворе имеется только в том месте, где установлен знак «пешеходная зона». Здесь даже скорость автомобилей ограничена.
1 ребенок с начала 2023 года погиб,
26 получили травмы.
И картинки не помогут
– Знаю, что еще одна головная летняя боль для вас – подростки-«водители», совершающие ДТП. Откуда они берутся? Почему молодые люди без прав садятся за руль? Какова роль родителей в обеспечении безопасности своих чад?
– Не секрет, что в основном в сельской местности, на дачах родители частенько втихаря обучают своих чад вождению, не догадываясь, чем это потом может обернуться. Получив минимальные навыки вождения, некоторые подростки уже без спроса берут ключи от родительских автомобилей и начинают лихачить, часто компаниями. Зачастую выезжая в город, где интенсивное движение. Это также касается и мопедов, мотоциклов. Итог, как правило, плачевный – ДТП. У нас был случай, когда подросток взял без спроса ключи от мопеда и сбил на пешеходном переходе ребенка. Поэтому обращаюсь к взрослым: исключите попадание ключей от техники в руки подростков. Не провоцируйте их на правонарушения. И не вселяйте в них уверенность, что они уже всему научились. Этим вы обезопасите себя, своих детей и окружающих.
Хотела бы обратить внимание взрослых и на обеспечение своих детей световозвращающими элементами. Сделайте так, чтобы детей в темное время было видно! В городе эта норма пока носит рекомендательный характер, но за городом, вне населенного пункта такие элементы на одежде пешеходов обязательны. За ее нарушение предусмотрен административный штраф – 500 рублей. Хотя дело, конечно, не в наказании. Человеческая жизнь сама по себе бесценна. Если вы отправляете ребенка в деревню к бабушке, то купите ему специальный световозвращающий жилет. Он тонкий, сделан из сетки, не стесняет движений, в нем не жарко. В темноте человека в таком жилете в свете фар прекрасно видно. Не заметить его просто невозможно. Да и цена адекватная. Сколько детских жизней уже спасли такие жилеты!
С родителей особый спрос – как ты объяснил своему ребенку правила дорожного движения, хотя бы их основы, так он себя и будет вести. Вряд ли чадо станет самостоятельно штудировать нудную книжку с ПДД. Даже красивые картинки с разноцветными дорожными знаками не помогут. Поэтому, мы, кстати, и уделяем повышенное внимание игровым формам при обучении детей ПДД в школах, дошкольных учреждениях. И эта работа у нас ведется активно. Тут еще важен личный пример. Согласитесь, какой толк от того, если родитель говорит о необходимости переходить проезжую часть в положенном месте, а сам перебегает дорогу где придется?
23 ребенка с начала этого года стали участниками ДТП на дорогах города.
Детский трон – спокойная душа
– Насколько велика опасность детского травматизма в другие месяцы? Часто ли томские водители для перевозки детей используют детские кресла? Насколько я помню, их внедрение проходило трудно.
– Я уже упомянула о том, что пик детского травматизма приходится у нас на июль. Поэтому в этом месяце мы стараемся активнее привлекать СМИ, общественность к делу разъяснения необходимости знания ПДД. Но не нужно забывать и о начале учебного года, который не за горами. В сентябре усиливаем профилактическую работу именно с родителями в связи с тем, что их дети, пробыв на морях, у бабушек-дедушек, отвыкают от интенсивного дорожного движения. Напоминаем взрослым о том, чтобы они нарабатывали безопасные маршруты передвижения своих детей. И большинство прислушиваются к нашим советам, просьбам.
В числе таких важных советов и обязательное использование детских кресел. Детские сиденья сегодня – норма. Аргумент, что они, мол, стоят дорого или что ехать не так далеко, не принимается. Недавно в Томске произошла серьезная автомобильная авария, в которой пострадали дети, перевозившиеся без удерживающих устройств. Последствия для них были тяжелыми. Уверена, этого бы не случилось, если бы родители побеспокоились об их безопасности и использовали детские кресла. Мой знакомый, врач-травматолог, часто повторяет, что место в машине для ребенка должно быть подготовлено. Если в травматологию привозят ребенка после аварии, во время которой он находился в автомобиле в детском кресле, то дело почти никогда не заканчивается его гибелью. Да, могут быть травмы, и даже тяжелые. Но не более того. А если ребенок попадает в серьезную аварию, не находясь в детском кресле, фатальный исход почти неизбежен. Пусть эти слова станут каждодневным напоминанием о том, что экономить на детской безопасности – смерти подобно.
Автор: Андрей Суров
Фото из архивов пресс-службы ГИБДД