Самусьский судостроительный завод отметил спуск на воду нового судна

Теплоход, получивший название «Турухтан», дополнил своего рода футбольную команду: за последний год Самусьский завод построил ровно одиннадцать судов. Уже на этой неделе в составе появится «запасной игрок»: к спуску готовится двенадцатый корабль под названием «Лунь».

Новый виток

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод (СССРЗ) в начале XXI века переживал кризис, который вылился в прошедшую в 2009–2010 годах процедуру банкротства. После этого предприятие приобрел Сибирский центр логистики, в состав которого входит также Томская судоходная компания. И эпоху застоя сменил стремительный подъем: уже в 2011 году судостроительный завод впервые за долгое время получил сразу два госзаказа на строительство в общей сложности 18 новых обстановочных судов. Они должны обеспечить предприятие работой до мая 2014 года. Два первых теплохода были спущены на воду в августе прошлого года, этим летом к заказчикам отправляются 10, 11 и 12-й корабли.

Уже несколько лет в нашей стране действует федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России», которая рассчитана до 2020 года. Планируется построить для обслуживания всех водоемов России около 340 судов, из них около 50 – для Обь-Иртышского бассейна. СССРЗ  в рамках этой программы получил два похожих заказа: на строительство обстановочных судов по проектам 3050 (13 единиц) и 3050.1 (5 единиц) – они отличаются только техническими характеристиками. Вообще же обстановочные суда относятся к классу судов технического флота и предназначены для обслуживания русла реки, плавучих и береговых знаков судоходной обстановки, а также для контроля глубин на внутренних водных путях.

«Рябчик» в помощь

«Турухтан» был торжественно спущен на воду в пятницу, 16 августа. Он стал третьим из пяти теплоходов, которые заводу нужно построить по проекту 3050.1, и одиннадцатым, если считать оба госзаказа вместе.

На церемонии, как всегда, присутствовали сотрудники предприятия, а также генеральный директор ОАО «Томская судоходная компания» Владимир Кноль.

– То, что мы имеем возможность так часто спускать на воду новые корабли, стало доброй традицией, – отмечал чуть ранее Владимир Антонович. – Еще недавно было грустно, что прекрасный коллектив прекрасного завода остался без заказов, но теперь ситуация изменилась. Хочется, чтобы строительство подобных объектов продолжалось и дальше.

– Каждое судно – плод тяжелого и кропотливого труда, – сказал ведущий церемонии. – Хочется поблагодарить тех, кто принимал участие во всех операциях, связанных со строительством «Турухатана».

Перед очередным спуском на воду нового судна руководство завода столкнулось с проблемой, впрочем, приятной. Еще с XIX века существует традиция: у каждого корабля должна быть своя крестная мать. Она осуществляет знаменитый ритуал: разбивает о форштевень спускаемого на воду судна бутылку шампанского. СССРЗ в последнее время вводит теплоходы в эксплуатацию с завидной регулярностью, поэтому на предприятии остается все меньше сотрудниц, которые еще не побывали в роли крестных. Однако достойная кандидатура все-таки была найдена: после небольшого инструктажа Алена Нечипуренко разбила бутылку вдребезги, и «Турухтан» отправился в свое первое плавание.

На воде новый теплоход попал в надежные «руки» старшего коллеги – судна под названием «Рябчик». Тот отвез своего собрата на достроечный причал.  В Омск, к своему новому месту службы, «Турухтан» отправится 28 августа,  до этого его ждет доработка (измерения, установка части оборудования), а также швартовые и ходовые испытания.

Альтернативы нет

В судостроительном цехе полным ходом идет комплектование новых «птиц». До конца года в свое первое плавание отправятся еще пять новых обстановочных теплоходов.

– Сегодня мы загружены  на полную мощность до мая 2014 года – наличие госзаказов позволяет поддерживать финансовую стабильность на предприятии, – поясняет директор ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завода» Виктор Шварц. – Вообще же мы можем строить все: и пассажирские суда, и самоходные очистные станции, и баржи, и рыболовный флот. Можем даже построить плавучую поликлинику (экспедиция врачей, отправляющихся каждое лето в отдаленные поселки Томской области на теплоходе, в прошлом году не состоялась из-за проблем с арендой судна. – Прим. авт.). Я уверен, что в ближайшее время будут и новые госзаказы: мы подали документы на участие в нескольких конкурсах, у нас очень большие шансы на победу.

Уверенность Виктора Шварца легко объяснима: теплоходов в Сибири и на Дальнем Востоке требуется много, а строить их, кроме самусьского завода, могут немногие. Во времена СССР  было три аналогичных крупных судостроительных предприятия, кризисный период смогли пережить не все.

Справка «ТН»

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод был основан, как и поселок Самусь (сейчас – около 5,7 тыс. жителей), в 1879 году. Находится на правом берегу реки Томи в42 кмот Томска и в40 кмот места впадения Томи в Обь. За 100 лет (первые 34 года на предприятии ремонтировали суда и только потом начали их строить) завод выпустил уже 335 теплоходов.

Технические данные обстановочных теплоходов проектов 3050, 3050.1

Турухтан – перелетная птица из семейства бекасовых размером чуть больше голубя. Гнездится на травяных болотах и во влажных лугах в северной части Евразии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.