Самый народный артист

В октябре народному артисту России Владимиру Варенцову исполнилось бы 75 лет

Мрачным и невозможно холодным зимним вечером 1994 года я смотрела спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по пьесе Венедикта Ерофеева. Зловещая сюрреалистическая трагедия об обитателях советской психушки, которые в ночь на 1 мая один за другим умирали, отравившись украденным спиртом, завораживала тем, что каким-то непостижимым образом она перекликалась с тем, что происходило за стенами театра, в реальной жизни.

Среди колоритных обитателей психушки особенно выделялся Он. Дон Жуан и Командор нового времени в одном лице: ершистый, пропитанный спиртом и цитатами из мирового культурного наследия, беспредельно независимый, мудрый и бесконечно страдающий. «Гуревич – Владимир Варенцов», – прочитала я в программке.

И только несколько лет спустя я прочла о том, что Варенцов эту роль принял не сразу. В интервью Елизавете Орловой, опубликованном в газете «Буфф-сад», он говорил: «Я тяжело входил в этот чуждый мне образ. Но потом понял: ведь это про нашу несуразную жизнь пьеса. Помнишь нашего общего друга в Кемерове, прекрасного поэта Игоря Киселева, умницу, талантище, человека необыкновенно доброй души, но, к сожалению, пьющего? В сорок лет он умер. Работая над образом Гуревича в этой пьесе, вдруг вспомнил Игоря: ведь это про него, про сумасшедший дом, в котором живут талантливые, добрые, незащищенные люди… Я рад, что сыграл Гуревича, рад, что его понял зритель, значит, кто-то будет добрее к людям, снисходительнее, что ли…»

Сегодня кажется, что все роли, сыгранные Владимиром Варенцовым, были «про нашу несуразную жизнь», а еще – действительно способствовали тому, чтобы кто-то стал добрее.

А список этих ролей широк и разнообразен – древний грек Стрепсиад, старый охотник-эвенк Еремеев, беспокойный мечтатель о буржуазной жизни Мочалкин, профессиональный карточный шулер Утешительный, легендарный командарм Мещеряков, итальянский аферист Агостино, спившийся босяк-гуманист Сатин, советский космонавт Николай, погрязший в пьянстве и кутежах капитан Железнов, наслаждающийся собственными злодеяниями Ричард III – более сотни представителей всех времен, народов и характеров.

Владимир Варенцов приехал в Томск в 1976 году. К тому времени выпускник Горьковского театрального училища, уже был опытным артистом, поигравшим в театрах Брянска, Тюмени, Кемерова, Барнаула.

Томские театралы заговорили об артисте после первых же ролей. В первом же томском творческом портрете артиста писали о его сильном сценическом обаянии, горячем и подвижном темпераменте, всегда готовой вспыхнуть деятельной потребности игры.

В декабре 1977 года состоялась премьера спектакля «Соленая падь». Масштабная эпическая драма, поставленная Феликсом Григорьяном по одноименному роману Сергея Залыгина, прославила Томский театр драмы на всю страну. Спектакль вошел в число участников Всесоюзного фестиваля спектаклей, посвященного 110-летию со дня рождения В.И. Ленина, театр получил премию Министерства культуры СССР за лучшую постановку сезона. А 23 декабря 1980 года режиссер Феликс Григорьян и исполнявший в постановке роль Ефрема Мещерякова («сибирского Чапаева», как его назвал корреспондент «Литературной газеты») Варенцов постановлением Совета министров РСФСР были награждены Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского.

Во второй половине 1980-х Варенцов активно снимался в кино. Когда в 1988 году томская драма приехала на гастроли в Пермь, артиста, можно сказать, уже знали в чужом городе – телевидение демонстрировало фильмы «Плата за проезд» и «Цвет корриды» с его участием. В 1989-м, за неделю до начала гастролей в Свердловске, на экраны вышла кинокартина «Щенок», в которой Владимир Васильевич сыграл роль военрука Николая Севастьяновича.

О Варенцове писали журналы «Театр» и «Театральная жизнь», «Литературная газета», издания Москвы, Ленинграда, Минска. Но истинными поклонниками его актерского таланта были не только рафинированные театралы. «На счету Владимира Васильевича сотни творческих встреч с жителями области, он выступал в самых отдаленных районах, был постоянным гостем на буровых, сенокосных лугах, у речников и газовиков, – вспоминала завлит томской драмы Мария Марковна Смирнова, более 30 лет проработавшая с Варенцовым. – Не забыть бесконечные животноводческие фермы, на которых по указанию партии и правительства работники культуры являли свое искусство. Но далеко не каждый был в состоянии достучаться до сердец в пять утра вставших, не снимающих сапоги и телогрейки зрителей. Варенцов мог. Его моментально узнавали, понимали, что свой, и начинали горевать и веселиться в зависимости от того, какую историю рассказывал им он. В последние годы у Варенцова было немало наград – стал лауреатом Губернаторской премии, премии имени народной артистки РСФСР Т.П. Лебедевой «Золотая кедровая ветвь», неоднократно объявлялся победителем областного теат- рального конкурса «Маска». То есть занимал положение одного из столпов коллектива. Но почти не менялся. Всегда был подвластен перепадам настроения, бурно фантазировал на репетициях, не любил помпезности».

Даже о получении звания народного артиста он узнал совершенно буднично, обнаружив в почтовом ящике среди газет конверт с поздравлениями от губернатора Виктора Кресса. А прочитав письмо, не поверил: «Надо же, как классно разыграли!»

Последний бенефис Варенцова назывался «90-60-90. Размер – дело десятое». Название представляло собой своеобразную головоломку. В цифрах афиши, возвещающей о праздничном вечере, были зашифрованы не антропометрические параметры, а ключевые годы: 1917–1947–2007. И уже само название говорило о том, что праздник будет озорной, веселый, в точности соответствующий характеру бенефицианта-юбиляра.

Энергичный, остроумный, интересный собеседник, умеющий отстаивать свои взгляды, он пользовался огромной популярностью у зрителей, уважением коллег. Руководил детским драматическим коллективом. Многие годы был членом художественного совета, постоянно участвовал в праздничных концертах. Зрители любили его литературные программы. В 1999 году поставил спектакль «Поэт уклонный, лицемерный, вы нас морочите…» к 200-летнему юбилею А.С. Пушкина – своего любимого поэта.

Владимир Варенцов умер 28 января 2011 года. Ему было всего 63. Смириться с его уходом до сих пор тяжело. Невозможно не думать о том, сколько замечательных ролей мог бы еще сыграть Владимир Васильевич – по-настоящему народный артист, как его не раз называли в прессе.

В память о любимом актере в томской драме была учреждена премия «Твой шанс». Она носит имя Владимира Варенцова и вручается яркому и перспективному молодому артисту на фестивале «Парад премьер».

К 75-летию со дня рождения народного артиста России Владимира Варенцова Томский театр драмы готовит выставку. Она торжественно откроется 25 октяб- ря в 17.00.

Автор: Наталья Бабенко
Фото: из архива театра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 16 =