Секреты музыкальной шкатулки

В БКЗ Томской филармонии работает необычная выставка кукол

Кубаночки, северянки, горянки. Так называли женщин по месту их проживания. На гигантской карте России, что занимает добрую половину стены в паркетном зале БКЗ, можно увидеть номера регионов, где и прописаны фарфоровые экспонаты, представленные на выставке: 54 – Новосибирская область, 23 – Краснодарский край, 16 – Республика Татарстан.

Первыми посетителями музыкальной выставки «Куклы в традиционных костюмах народов России» стали студенты и преподаватели Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова, общественность города и счастливые отпускники.

Сопелки, жалейки, колокольчики

Хозяйкой богатейшей коллекции миниатюрных статуэток является директор Томской филармонии Наталия Чабовская. Четыре года назад ей очень приглянулась идея «Почты России», которая запускала в продажу серию кукол в народных костюмах. Причем организаторы уверяли, что представят все регионы страны с упором на их национальные особенности. К каждой куколке прилагался журнал, информацию для которого скрупулезно составляли сотрудники Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Они буквально в деталях описали не только особенности того или иного края, но и одежду местных жителей.

– Возник чисто профессиональный интерес: к Году культурного наследия народов России мы решили не просто представить коллекцию кукол в национальных костюмах, но и озвучить ее, – говорила на открытии Наталия Чабовская. – Поэтому в течение всей работы выставки будут вживую звучать народные наигрыши, а в экспозициях вы сможете увидеть интересные музыкальные инструменты.

Действительно, только формат вернисажа позволяет собрать в одном месте такое количество народных инструментов, характерных для разных областей нашей необъятной страны. Жалейка, свирель, владимирский рожок, брёлки, сопелка, колокольчики и, конечно же, деревянные ложки самых разных размеров, как магнит, притягивали к себе посетителей выставки, и в первую очередь молодежь.

В это время ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры» Томской филармонии старательно выводил «Светит месяц». Как же органично вписались музыканты в атмосферу выставки!

Куклы с кодами

– А сейчас мы будем перелистывать вместе с вами историю нашей страны, – интригует посетителей ведущий Евгений Шевелев. – Очень красочную и очень интересную. Каждый костюм расскажет, кто его носил, какой веры был его хозяин, женат или холост, какое положение занимал в обществе.

По словам ведущего, у каждой куколки имеется своя информационная карточка с номером, который включает в себя аудио­файл с народной мелодией, он зашифрован в QR-код. По этому номеру посетители могут легко найти на географической карте место проживания конкретного народа: Север, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, центр России – и прослушать национальную музыку с помощью мобильного телефона.

Но, когда есть возможность насладиться живой музыкой, кто ж упустит такой момент?

Не смотри, кума, на меня свысока

Тем более когда выступают музыканты «Сибирских узоров». Под «Смоленский гусачок» – популярный в Центральной России наигрыш – заведующая концертно-камерным отделом Томской филармонии Василина Сыпченко снимает желтую вуаль с первого стеклянного шкафа.

– Здесь представлены костюмы центральной, северо-западной частей России и финно-угорских народов, – рассказывает музыковед. – Историки русского костюма рекомендуют рассматривать их как южно-русские и северо-русские. На Руси бытовало два комплекса одежды: сарафанный (для девиц) и панёвенный (панёва – это женская юбка, которую носили только замужние женщины). Более того, в разных губерниях России юбки были разного цвета. Но преимущественно ткань на них шла темная, которая потом расшивалась цветной тесьмой по принципу деления полотна на клетки. По размеру клетки можно было судить о размере земельного надела, которым владела семья. Орнамент по подолу имел силу оберега и говорил о мастерстве девушки-рукодельницы, вышившей узор.

Василина Сыпченко обратила внимание посетителей и на дамские головные уборы. Женщины Центральной России носили кокошники и кики, или кички. Само слово «кика» пришло из древнерусского языка и означало «волосы», но, чтобы кичка хорошо держалась на макушке, женщина должна была ходить с гордо поднятой головой. Отсюда и пошло слово «кичиться», то есть смотреть на всех свысока.

Отчалим с Дона, дорогая!

Но это было далеко не все – посетителей выставки ждали новые открытия в истории костюмов народов России.

– Я видела, как вы готовы были пуститься в пляс, когда Татьяна Кузнецова исполняла песню донских казаков «Ойся, ты ойся», – верно считала реакцию присутствующих музыковед Вера Тимофеева. – Вольное, свободное племя казаков издавна проживало между Доном и Кубанью, между Азовским морем и Каспием. Почему мой выбор пал на куколки, которые стоят на верхней полке, – на казачью парочку? Скажу вам гордо: я из казачьего рода. Однажды в детстве мой отец, музыкант и большой знаток истории, сказал мне, что наши предки – чалдоны, то есть люди, которые отчалили с Дона. С тех пор мой интерес к подробностям, деталям жизни, истории и музыки казачьего рода не угасает.

Опытный лектор-музыковед поведала, почему у казаков так ценится синий и красный цвета в костюме и как они связаны с историей государства Российского.

Музыка в кружевах

– В центре европейской части России, по берегам великой реки Волги раскинулись земли Поволжья и Урала, – приступила к рассказу об очередной экспозиции куратор проекта Ксения Измайлова. – С давних времен здесь поселились выходцы с Русского Севера. А вторым по численности народом, осевшим на этой территории, стали татары. Несмотря на тесную связь с Россией, они сумели сохранить свою самобытность и обычаи. Татарские мастера владели искусством узорной обуви, валяния шерсти, золотошвейного ремесла.

Ксения Измайлова подробно остановилась на свадебном наряде невесты, которая была одета в шелковую рубаху и парчовый камзол с мехом, а на голове красовался колпачок и длинная вуаль из тюля. Экскурсовод напомнила татарскую народную мудрость, которая гласит, что красоты много не бывает: в ожерелье и шайтан запутался.

80 кукол представлено на музыкальной выставке «Куклы в традиционных костюмах народов России».

А олени лучше!

Прежде чем опустилась вуаль с четвертого стенда, посетители замерли, вслушиваясь в звуки варгана, которым мастерски владеет ударник «Сибирских узоров» Максим Лукьянов. Всем стало понятно, что сейчас речь пойдет о костюмах и традициях народов Севера и Сибири. Экскурсию по профильной выставке провела Тамара Быкадорова.

Сама она родилась в Норильске и еще в школе научилась по костюму определять профессию человека – оленевода, рыбака, охотника или шамана.

– В чум мы бы не взяли с вами варган, а вот бубен – да. История костюма народов Севера – это очень шаманская история, – считает молодой музыковед, рассказывая об особенностях жизни малочисленных народов Севера.

* * *

– Мы сегодня прямо с головой окунулись в народную культуру России, – не скрывала эмоций после завершения вернисажа первокурсница Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова Дарья Евдокимова. – Это очень интересно, красиво, красочно. Одним словом, восторг!

– Я не знала, что у нас существует такое разнообразие костюмов, может быть, просто не задумывалась об этом, – дополняет подругу и однокашницу Анна Ли. – Было интересно в деталях рассматривать их и, конечно же, вживую послушать народные песни и наигрыши. Всем рекомендую эту выставку и в первую очередь отправлю сюда свою бабушку – она поет в народном хоре, и ей здесь будет очень интересно!

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =