В дни своего 75-летия томская филармония допустила журналистов до самых потайных уголков БКЗ
Забраться на колосники, спуститься в оркестровую яму, постоять на сцене, а еще побывать в звуковой и серверной – представители филармонии организовали для местных СМИ почти двухчасовую экскурсию по лабиринтам самой крупной зрительной площадки – Большого концертного зала. Впечатлили, нечего сказать!
Кассовый сбор
– Все тайны, которые мы накопили за 75 лет, будем вам раскрывать, – интригует с порога музыкальный редактор филармонии Татьяна Веснина. – И первая начинается с кассового зала.
Сегодня около 80% билетов зрители покупают онлайн. Но мимо кассы они все равно не проходят, ведь там им меняют виртуальные билеты на традиционные бумажные.
– Раз в три часа мы мониторим все наши мероприятия – как зрители рублем голосуют за них, – вступает в разговор руководитель PR-отдела Ольга Суходолина. – Исходя из этого, корректируем свои дальнейшие действия.
Она также пояснила, что сейчас стало меньше отмен или переносов концертных выступлений из-за пандемии – публика постепенно возвращается к привычной для себя культурной жизни. Для них на год вперед уже расписан весь филармонический сезон, в том числе и через систему абонементов.
Совсем недавно в кассовом зале прописались две картины заслуженного художника Дагестана Клары Власовой. На одной – выступление Томского симфонического оркестра в органном зале в 1983 году, на другой отражено важнейшее событие для всего томского региона – гастроли в рамках областного фестиваля «Северное сияние». На ярком полотне запечатлен момент концерта под открытым небом, когда селяне слушают музыку на длинных досках вместо сидений. В период пандемии картины были отреставрированы, атрибутированы и вывешены на всеобщее обозрение. Тут же от журналистов поступает предложение: сопроводить каждую исторической справкой для полноты информации.
Бах и Моцарт – томским первооткрывателям недр
А затем через неприметную дверь мы попали в фойе первого этажа БКЗ. Здание было построено в 1986 году и подарено филармонии на ее 40-летие. Соблюдая все требования санитарной безопасности, нам измеряют температуру и обрабатывают руки. Исполнив все формальности, направляемся в камерный зал-трансформер, где репетирует набирающий популярность молодой коллектив «Фаэтон». Свой первый концерт этот струнный квартет дал в Совете Федерации в 2019 году.
На протяжении всей 75-летней истории в филармонии всегда существовал подобный коллектив, менялся лишь его состав. По словам Татьяны Весниной, участники квартета были свидетелями открытия нефтяных и газовых месторождений: куда не мог добраться симфонический оркестр, выезжали одни струнники. Как же необычно звучала в тайге музыка Баха, Моцарта и Генделя! Долгое время квартетом руководил народный артист России Сергей Зеленкин. Сейчас пальму первенства перенял участник международных конкурсов Семен Промое.
Посидеть в яме
Первоначально здание БКЗ проектировалось как киноконцертный зал, поэтому звучание живой музыки и постановок балетных выступлений в нем не предполагалось совсем, а значит, отсутствовала и оркестровая яма. Когда же было принято решение о передаче этого зала филармонии, ее пришлось срочно монтировать.
– Яма предназначена для небольшого состава оркестра, – поясняет Татьяна Веснина. – И вот представьте себе, как нужно рассадить почти 70 музыкантов, чтобы ударные не заглушали струнную группу, чтобы сохранились все оттенки звучания духовых инструментов.
– 13 декабря 2013 года впервые после долгого перерыва здесь ставилась опера Моцарта «Волшебная флейта», и с тех пор оперы на сцене Томской филармонии шли если не часто, то регулярно, – подхватывает разговор органист Дмитрий Ушаков. – В их числе моноопера «Ожидание» Таривердиева, «Алеко» Рахманинова, «Кармен» Бизе и многие другие.
– А еще оперы «Ермак», «Иван-Солдат», – добавляют искушенные журналисты и интересуются, где находится дирижер во вовремя выступления.
– Вот здесь, по центру, – поясняет музыкальный редактор филармонии, – дирижер должен видеть, что происходит на сцене, и слышать, что происходит в яме. Например, в сопровождении нашего оркестра выступал московский балет «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
По ту сторону рампы
Прежде чем очутиться на сцене, проходим сквозь длинные коридоры, где организаторы обращают внимание журналистов на довольно оригинальные устройства, напоминающие мягкие привязи. Коллеги попали в самую точку, сказав, что они предназначены для фиксирования грифов струнных инструментов: ожидая своего выхода, виолончелисты пристегивают к ним свои дорогие инструменты. Новшество появилось здесь совсем недавно.
Тем временем на сцене идет расстановка инструментов – эту работу за час до начала репетиции проводят сами оркестранты. Дальше всех к зрителю находится ударная группа – литавры, тарелки, барабаны. Среднюю часть оркестра занимают медные духовые и деревянные духовые инструменты. Но ближе всех к публике расположена струнная группа. Существует американская и немецкая рассадка оркестра, поясняет Татьяна Веснина. Но все решает дирижер. Кстати, на Пасхальном фестивале этого года Валерий Гергиев впервые представил томичам именно американскую рассадку.
А между тем в разных местах сцены уже вовсю шел репетиционный процесс. К примеру, музыканты арт-проекта #SONORE в очередной раз проигрывали фортепианный квартет № 3 Ре мажор – за роялем была Светлана Чудакова, рядом ее супруг – альтист Андрей Чудаков, изумивший своей игрой самого Юрия Башмета.
Рядом демонстрирует флейту-пикколо Евгений Багмут. Самый маленький деревянный духовой инструмент отличается высоким звучанием. Миниатюрная флейта весит чуть больше килограмма. Любопытным журналистам дозволили даже подержать ее в руках. Трепетное чувство!
Здесь же они увидели мобильный цифровой орган весом 230 килограммов, он впервые появился на сцене БКЗ. Филармония арендовала его в ТГУ для главного юбилейного концерта. Но совсем скоро у заведения появится свой собственный орган – сертификат на его приобретение вручил в конце августа и. о. губернатора Анатолий Рожков.
Занавес открывается
К своему солидному юбилею, а таких коллективов в России, по словам маэстро Грановского, не так уж и много, Томская филармония получила множество подарков. Кроме обновления различных групп инструментов, сцену БКЗ украсила новая «одежда» – наряд сшили мастера из Екатеринбурга. На индивидуальный заказ томичей у них ушло четыре месяца.
– «Одежда» сцены, или кабинет, – это кулисы, падуги (верхние кулисы) и задник. У «одежды» сцены две задачи. Первая – техническая: она скрывает механику, световое оборудование и прочее закулисье. Вторая – декоративная: именно внешний вид сцены создает первое впечатление и настроение у публики, – подробно рассказывает о новинке заведующий постановочной частью Томской филармонии Аслан Кипов.
Еще одно приобретение – новый антрактно-раздвижной занавес из итальянского бархата фирмы Redaelli. Коричневый занавес (в тон кресел зрительного зала) не только нарядный, но и отвечает всем требованиям безопасности: материал выполнен из негорючих нитей.
Длина одного полотна составляет 16 метров и 8 метров в высоту, а его вес – 170 килограммов. Два огромных полотна специалисты фирмы-производителя монтировали более суток.
На вопрос о стоимости сценической «одежды» Аслан Кипов ответил довольно образно: 2,5 контрабаса.
– Ладно, мы сами подсчитаем, – удовлетворились журналисты. Как оказалось, на «одежду» сцены и занавес ушло 4 млн рублей.
Волшебство звука и света
В звуковом кабинете на втором этаже совсем по-особому видится сцена: здесь сводится и разводится звук. Уже 40 лет за столь хлопотную работу отвечает звукорежиссер Михаил Митяев. В его ведении находится цифровая начинка, а вся ее тяжелая часть сосредоточена на колосниках. Там же установлено техническое оборудование для света и смонтирована инженерная система кулис.
Дальше мы направляемся в световую и… попадаем в полную темноту – чтобы лучше видеть происходящее на сцене, поясняют осветители. Но если симфоническому концерту свет особо не требуется, то эстрадным исполнителям или сказкам с оркестром фантазия специалистов будет только на руку.
Наша познавательная экскурсия по лабиринтам БКЗ завершилась в серверной. В этой комнате хранится тайна онлайн-концертов. Именно отсюда полтора года назад специалисты филармонии одними из первых в стране стали работать для виртуального зрителя. Первый концерт состоялся 19 марта 2020 года. Кроме томичей его посмотрели зрители СНГ, а также Германии, Японии, Китая. На сегодняшний день уже показано более 300 концертов, а количество зрителей приближается к миллиону.
Из этой же серверной ведется управление тремя светодиодными экранами, за их работу отвечает Никита Мельников. Именно он ежедневно определяет порядок анонсов и афиш предстоящих гастролей. Будем с нетерпением ждать выступлений артистов нашей филармонии и открывать новые таланты.
Юбилейный пресс-тур состоялся при поддержке Томского регионального отделения Союза журналистов РФ.
Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев