Семья Крапчуновых следует русским традициям и создает свои, семейные

Жизнь семьи Крапчуновых подчиняется православному календарю: здесь соблюдают посты, регулярно посещают храм, делят дни на будни и праздники. На Рождество пекут пряники, на Пасху – куличи, а праздничные застолья неизменно сопровождаются пением народных песен.

Марина и Даниил Крапчуновы – одни из создателей и активные участники арт-проекта «Васильев вечер». Его цель – реконструкция утраченных русских традиций, поиск места народной культуры в современной жизни. Вместе с единомышленниками Марина и Даниил по крупицам воссоздают забытые обряды и обычаи. При этом дети Крапчуновых – трехлетний Тимофей и годовалая Анфиса – все время находятся вместе с родителями: на репетициях, концертах, на сцене.

– Собственно, желание растить наших детей в народной культуре и стало одной из причин появления арт-проекта «Васильев вечер», – объясняет Даниил. – Все традиции, которые мы изучаем, осваиваем, мы осваиваем для себя, для своих детей. А если это еще кому-то интересно – мы только рады.

Назад к корням

Интерес к изучению русской культуры у Даниила появился в далеком 1995 году. Поначалу он просто общался с пожилыми носителями традиций, потом целенаправленно собирал фольклор, все глубже погружаясь в мир народных песен, танцев, игр.

– Когда я впервые услышал хоровод, что-то внутри отозвалось, – рассказывает Даниил. – Я как будто пережил встречу со своими предками, почувствовал, что это всегда было где-то глубоко внутри меня, просто я об этом не знал.

С каждым годом Даниилу все больше хотелось распространять бесценный опыт традиционной культуры на свою жизнь. К будущей жене Марине Даниил сватался по всем правилам, и, таким образом, свадьба продолжалась несколько месяцев. С появлением детей родители, увлеченные фольклором, стали воспитывать их, во многом опираясь на русские традиции.

– Так, например, в арт-проекте «Васильев вечер» уже не раз совершались постриги, народная традиция, возникшая в подражание последнему элементу таинства крещения, – рассказывает Даниил. – Православная богослужебная практика служила эталоном для будней и праздников русского народа. Обряд пострига совершался, когда ребенку исполнялся год. Обычно в чистый четверг. При этом собиралась вся родня (а «Васильев вечер» стал для участников как бы такой сельской общиной). Собравшиеся молились, зажигали свечи… А затем ребенку стригли волосы, причем делал это каждый из присутствовавших. В этом обряде участвовали все: начиная от дальних родственников, заканчивая крестными, родителями. Во время пострига проходила и первая половая идентификация: ребенка сажали на предмет, связанный с мужским или женским ремеслом, на одежду отца или матери.

И такой обрядовый переход совершался на каждой стадии взросления ребенка. Постепенно маленький человек принимал новые обязанности, которые ставил перед ним очередной возраст. От «подсоска» к «дыбку». От «дыбка» к «подпаску» (в возрасте 5–6 лет ребенка начинали привлекать к работе: доверяли пасти кур да гусей). В 7 лет мальчишку впервые усаживали на коня. В 10–11 лет девочка училась прясть, ткать, в 12 уже сама шила себе наряд, в 14 впервые отправлялась на вечерку.

Общинное дело

Для Марины и Даниила коллектив «Васильев вечер» стал своеобразной общиной. Правда, на обычаях предков молодая семья не замыкается – ведет вполне обычный для современного города образ жизни. Даниил – доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ, участвует в организации учебно-тренировочных сборов для детей и юношей «Томская застава», разрабатывал программу для регионального молодежного форума «Томский коллайдер». Марина работает редактором анголоязычного сайта и переводит книги для серьезного московского бизнес-издательства. При этом несколько раз в неделю семья обязательно бывает на репетиции арт-проекта «Васильев вечер», занятиях студии русской традиционной пляски «Улица». Пока взрослые репетируют, «общинные» дети наблюдают за взрослыми, запоминают звучащие песни, в играх имитируют реконструируемые обряды.

– Бабушек, с которыми мы общаемся, собирая фольклор, тоже никто специально не учил песням, обрядам, традициям. Для них это яркие воспоминания детства. Такие же яркие воспоминания сегодня мы стараемся оставить своим детям, – отмечают Крапчуновы.

При этом участники «Васильева вечера» готовы принять, что, повзрослев, дети не разделят их увлечение.

– Мы не собираемся говорить своим детям: народные песни – это единственное направление, а сарафаны – это все, что вы должны иметь, – объясняет Даниил. – Создавая «Васильев вечер», мы хотели жить традиционной жизнью. Захотят ли наши дети жить так же – это их личный выбор. Но если они будут уважать родителей, то не смогут пренебрежительно относиться к традиционной культуре – ценностям, которые разделяем мы. Школа, массовая культура не окажут определяющего воздействия, если в отношениях родителей и детей сохраняется открытость, а семья остается для ребенка местом, где ему всегда рады. Нужно дать понять ребенку, что с родителями он может поделиться чем угодно. Этот момент важно не пропустить.

Проблема отцов и детей

Русские традиции для семьи Крапчуновых стали прочным фундаментом семейной жизни, важным ориентиром в воспитании детей. Ведь если не останавливаться лишь на поверхности, на архаичной экзотике, то легко заметить, что из поколения в поколение передавались вполне понятные ценности: уважение к старшим, любовь к труду, морально-этические нормы.

– Традиционная педагогика отличается от современной, – уверен Даниил. – Наши предки специально не занимались с детьми, в их жизни не было детских садов и разнообразных развиваек. Все навыки, необходимые для жизни, ребенок воспринимал от родителей. Современные занятия карате и боксом заменяли кулачные и стеношные бои, тяжелая работа на земле. Музыкальную школу и танцевальную студию – многоголосные песни и молодежные пляски на вечерках. И сегодня наши дети сидят с нами за столом, и я замечаю, что сын Тимофей воспринимает песни через людей, а людей через песни: «Это мамина песня, это папина»…

Что любопытно, традиционная педагогика не знала проблемы отцов и детей. (Эта проблема в русской культуре и литературе появилась позднее, когда традиционное воспитание было вытеснено светским.) Все потому, что, живя бок о бок, участвуя в одних и тех же мероприятиях, ребятишки перенимали уникальный опыт от старших.

– И вот в этом, на мой взгляд, заключается страшная неправда сегодняшней жизни, – делится наблюдениями Даниил. – Родители водят детей в музыкальную школу: «Иди, играй на скрипке!» А ты, мама, почему сама не играешь? На бокс. А сам папа спортом не занимается… Когда у детей и родителей есть общее дело, межпоколенческие проблемы снимаются сами собой. Это такой тренинг, который мы совершенно осознанно используем в семейной жизни: вместе с ребенком готовимся к празднику, одеваем традиционную одежду на праздник в храм, месим тесто, стряпаем козули. И, по-моему, именно это совместное проживание позволяло нашим предкам воспитать полноценную личность, настоящего человека.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 4 =