Сергей Шпагин: о «религиозных» поправках в новый закон об образовании

Сергей Шпагин

Сергей Шпагин, доцент кафедры политологии ТГУ:

– На первый взгляд, ничего шокирующего в этом законопроекте вроде бы нет. Мотивы его инициаторов понятны: в архитектурном комплексе целого ряда учебных заведений имеются здания, которые были построены для религиозных нужд — домовые церкви, часовни и т. д. И поводом для поправок стало стремление вернуть этим зданиям их изначальные функции.

В качестве примера рассматривается домовая церковь при МГУ. Учитывая настроения ректората МГУ, я не удивлюсь, если там опять будут проводить церковные обряды. Хотя мне трудно представить, что это же произойдет и с бывшим храмом в главном здании томского университета.

Но все-таки вузы и средние школы – это разные вещи. В вузах учатся взрослые дееспособные люди, способные отвечать за свое поведение. Другое дело, когда речь заходит о религиозном профилировании учебных заведений для детей, когда молитвенные комнаты предлагается устраивать в обычных школах и детсадах.

До революции в России существовала система совмещения церковного и светского образования. И эта система давала весьма противоречивые результаты. Достаточно вспомнить, что целый ряд представителей революционного движения не только изучали Закон Божий в школе, но и получили профессиональное религиозное образование. Самый яркий пример – Сталин, который учился в духовной семинарии. Не знаю кому как, а мне бы не хотелось тиражировать сталиных.

Как правило, те дети, чьи родители ориентированы на церковное воспитание, уже так или иначе вовлечены в соответствующие структуры. Например, моя дочь тоже ходит в воскресную школу, ей это интересно. И мне кажется, что ни в какой молитвенной комнате в обычной общеобразовательной школе она не нуждается.

Поэтому мне непонятно, кому это вообще понадобилось. Скорее всего, это делается не для верующих детей и их родителей. Очевидно, что идет борьба за души, эта борьба никогда не прекращалась. Но ее нельзя переносить на школьную скамью, нельзя вовлекать в нее детей. Это опасно хотя бы потому, что может спровоцировать религиозную вражду среди учеников и их родителей. В школах и без того хватает конфликтов, это достаточно нервное место.

Я уж не говорю о чисто техническом вопросе: большинство российских школ перегружены, там просто нет свободных помещений. Не хватает места для собственно учебного процесса, для занятий всевозможных кружков и секций. И где там еще устраивать комнаты для моления, тем более, отдельно для каждой религиозной концессии?

Один из моих друзей на вопрос об этих молитвенных комнатах хорошо ответил: нет, для этого достаточно одной головы. Если в душе человека есть место для веры, то место для молитвы он себе найдет. А если нет – никакие комнаты ему в этом не помогут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − десять =